Просмотр содержимого документа
«Разряды имен прилагательных 6 класс»
Тема урока: «Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных». Тип урока: конструирования новых знаний
Цель урока: усвоить понятие о разрядах имени прилагательного по значению и их опознавательные признаки.
УУД
Личностные: развитие познавательной активности повышение интереса к изучению родного языка, формирование у детей доброты, уверенности в себе.
Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.
Познавательные: формировать умение объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения слова, формирование умений отличать разряды имён прилагательных.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на
поставленные вопросы.
Планируемые результаты: Личностные: ориентация в системе языковых категорий; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению родного языка.
Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанный материал, формирование умения выражать свои мысли.
Предметные:; владение навыком определять категории имени
прилагательного; отработка навыков самостоятельной работы с текстом;
Оборудование: учебник М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 6 класс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская – М.: «Просвещение», 2023; лепестки ромашки, карточки, тесты, толковый словарь, презентация, ноутбук, экран, проектор, колонки.
Сценарий урока | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1. Организационный момент. Слайд 1 Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе проведем урок! - Я рада видеть вас всех в этом классе. Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу. - А с каким настроением вы сегодня пришли на урок? (показывают карточки). Слайд 2 Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. | Цель: создать положительную эмоциональную атмосферу; условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. УУД: 1) Регулятивные: 2) Личностные: 3) Коммуникативные: сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Актуализация знаний обучающихся. Мы с вами продолжаем путешествовать по стране морфологии. Сегодня заглянем в гости к ещѐ одному жителю этой страны. Отгадаем загадку и узнаем, к кому. Слайд 3 Художника нашего знает весь свет. Раскрасит художник всякий предмет, Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие? Определяет он предметы, С ним они весьма приметны. Он украшает нашу речь, Его нам надо знать, беречь. Кто этот художник? ( Это имя прилагательное.) Слайд 4 Что вам известно об имени прилагательном? Слайд 5 | Цель: создать условия для внутренней мотивации. УУД: 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). 3) Коммуникативные: -умение аргументировать своѐ мнение, вступать в диалог со сверстниками. |
Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Прилагательные отвечают на вопросы какой? чей? Прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. В предложении прилагательное является определением и сказуемым. Слайд 6 | |
3.Создание проблемной ситуации. - Обратите внимание на слайд. Вы видите несколько прилагательных: СМЕЛЫЙ, ЛИСИЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, ОСЕННИЙ, КРАСИВЫЙ, МАМИН. - Докажите, что это прилагательные. Слайд 7 - Незнайка распределил эти прилагательные по трѐм группам. Слайд 8 -А мы с вами должны проверить и поставить ему оценку. -Какую оценку мы поставим Незнайке? Пятѐрку? Почему не можем поставить? - Мы не знаем, что такое разряды прилагательных. Не знаем, правильно ли их распределил Незнайка. | Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации УУД: 1) Регулятивные: 2) Личностные: 3) Коммуникативные: сотрудничества с учителем и со сверстниками |
Разряды прилагательных |
качественные | относительные | притяжательные |
Смелый красивый | Деревянный осенний | Лисий мамин |
4.Формулирование темы урока. Слайд 9 - Попробуйте сформулировать тему урока. - Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет? Имя прилагательное. Разряды имѐн прилагательных. - Какую цель вы поставили бы к уроку? Слайд 10 Цель: 1 Узнать, на какие разряда делятся имена прилагательные, отличительные особенности разрядов. 2. Научиться определять разряд. - А для чего нам это нужно? Чтобы наша речь была грамотной, красивой. | Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока. Продуктивное задание: определить тему урока. УУД: 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: 3) Коммуникативные: сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
5.Открытие новых знаний -Как мы узнаем о разрядах прилагательных? Из учебника. Слайд 11 - Что значит разряд? Давайте обратимся к словарю и узнаем значение этого слова. (Слайд) - Изучаем теоретический материал. Каждая группа готовит ответ, используя материал учебника на стр.21-26 Приложение№1 1 группа Стр. 21-22 Пункт 1.Какие прилагательные называются качественными? Какой признак обозначают? Как можно охарактеризовать предмет с их помощью? Приведите примеры. 2 группа Стр.23-24 Пункт 2. Какие прилагательные называются относительными? Какой признак обозначают? Как можно охарактеризовать предмет с их помощью? 3 группа Стр. 26 Пункт 3.Какие прилагательные называются притяжательными? На какой вопрос они отвечают? Какой признак обозначают? Как можно | Цель: создание учебной мотивации;формирование навыков исследовательской деятельности. УУД: 1) Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. 2) Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 4) Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания |
охарактеризовать предмет с их помощью? Что общего между относительными и качественными прилагательными? (отвечают на вопрос какой?) | |
6. Контроль первичного усвоения материала. (слайд 12) Обсуждение итогов работы групп. - Назовите цель вашего исследования. Познакомьте нас с его результатами. (Узнать, на какие разряда делятся имена прилагательные, отличительные особенности разрядов). - Теперь можем оценить работу Незнайки? Слайд 13 Поставьте ему оценку. (5) | Цель: развитие умения выделять главное УУД: 1)Личностные: умение различать нравственно- этические понятия; оценивать поступки. 2)Регулятивные: --волевая саморегуляция, самоконтроль. 3) Познавательные: -умение выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение. 4) коммуникативные: -умение участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать диалог с товарищами, с учителем. |
7. Физкультминутка. Слад 14 Вместе с детьми выполняются динамичные движения. | УУД: Личностные: -готовность поддерживать в форме состояние своего здоровья Регулятивные: --волевая саморегуляция. |
8.Закрепление. Слайд 15 Работа в паре. Фронтальная проверка Приложение №2 Задание 1. Подберите к данным существительным по одному качественному, относительному и притяжательному прилагательному. Образец: СТОЛ – красивый, деревянный, дедушкин. ПОРТФЕЛЬ – ТАРЕЛКА - МОЛОКО – ПЛАТЬЕ – ОЧКИ – Задание 2: Выберите и ставьте в текст на месте пропуска из скобок подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуйте с именами существительными. Подчеркните как члены предложения качественные прилагательные. Здравствуй, гостья зима! Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягкий, серебристый, пушистый) снегом. Только кое-где можно заметить еще (черный, темный) пятна земли. Вверху над нами (хмурый, зимний) небо. Оно покрыто (небольшой серовато-белый) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенький) полоса голубого (чистый) неба. Входим в лес. Деревья разукрашены (прихотливый) узорами инея, кое-где на ветвях желтеют (осенний) листья. Ели и сосны выделяются своим (зеленый) убранством. (Глубокий) тишину леса нарушают наши голоса. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся. Впереди еще настоящая зима с ее (жгучий) морозами, (сильный) ветрами, (снежный) заносами, но мы рады | Цель: закрепить полученные знания УУД: 1) Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. 2) Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. 3) Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
ее приходу! Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Приложение №3 - На листах зеленого цвета тестовые задания, в пустой строке запишите свое имя и фамилию. Решите тесты. 1. Найдите неверное утверждение и обозначьте его: 1)имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы к а к о й ? ч е й ? 2)имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением и сказуемым 3)имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам 4)имя прилагательное — служебная часть речи 2. Сколько имѐн прилагательных в предложении: Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Шесть 2) пять 3) четыре 4) семь 3. Укажите качественное прилагательное: кожаный 2)великолепная 3)беличий 4)малиновый 4. Найди ошибку в определении разряда прилагательных. папина (машина) – притяжательное серебряное (блюдо) – качественное толстый – качественное драгоценный – относительное. - Обменяйтесь тестами и проверьте работу соседа, поставьте оценку. На слайде правильные ответы и критерии оценок. (Слайд 16) Взаимопроверка: 1) -4) 2 – 2) 3 – 2) 4 – 2) Критерии: Нет ошибок «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки –«3» | |
9.Подведение итогов занятия. Подведѐм итоги. - Что узнали нового на уроке? В начале урока мы поставили две цели: (слайд 17) 1 .Узнать, на какие разряда делятся имена прилагательные. Отличительные особенности разрядов. 2.Научиться определять разряд. - Как вы думаете у нас всѐ получилось? -Молодцы! Все работали хорошо! | Цель:развитие умения выделять главное,обобщить, сделать вывод. УУД: 1) Познавательные: результатов деятельности 2) Регулятивные: волевая саморегуляция осознание того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению |
10.Рефлексия - Что было бы, если бы прилагательные исчезли из нашей речи? - Что запомнилось и заинтересовало на уроке? Выполняют задание. Приложение №14 Оценочный лист За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что………………………………………………………… ……………………………………………………….. Прилагательные, которыми я могу охарактеризовать наш урок:…………… …………………………………………………………… С каким настроением вы заканчиваете наш урок?………………………. | Цель:самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности УУД: 1) Коммуникативные: умение выражать свои мысли оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
| | | | |
| | | |
11.Домашнее задание. По выбору. (слайд 18) Приложение №5 1.Сочинить сказку об имени прилагательном и разрядах имѐн прилагательных. 2. П. 103, Упр. 776 3. Тест соседу. | |