СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие артистических способностей и коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать развитию коммуникативных навыков и артистиеских способностей младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие артистических способностей и коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»


Развитие артистических способностей и коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность


Рюмина В.А., воспитатель

МБДОУ № 48 г.Апатиты



Коммуникация – способность общения, целью, которой является передача какой-либо информации для того, чтобы собеседник понял её смысл.

Общение является одним из важных показателей психического развития ребёнка. Ведь людям невозможно жить без общения.


В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять детям общение, а также игровую деятельность. Дети перестают общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Только живое общение обогащает жизнь детей и нам, взрослым, нельзя об этом забывать!


Ведущий вид деятельности дошкольников – игра, именно она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольника.

Наиболее эффективным средством развития общения младших дошкольников является театрализованная игра.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, развитию способности к сопереживанию, общению.



Для успешного развития артистических способностей и коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста я поставила перед собой следующие цель и задачи:



Цель: Развитие коммуникативных навыков и артистических способностей младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

 

Задачи:

В процессе театрализованной деятельности формировать у детей:
- знания об эмоциональных состояниях,
- гуманные нравственные чувства на примерах
положительных героев сказок;
- нравственные качества детей.

Побуждать детей искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, мимику, позу, жест, речевую интонацию

Воспитывать коммуникативные навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в вежливости, предупредительности, скромности, чуткости

Поощрять желание детей принимать активное участие в постановках спектаклей, сценках и т.д.

Реализуя задачу по формированию коммуникативных навыков и артистических способностей у детей младшего дошкольного возраста, я организовала работу театральной студии «Радуга».

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано – в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Во время просмотра спектаклей, цирковых представлений, постановок кукольного театра, как в исполнении профессиональных артистов, так и педагогов дети знакомятся с первыми театрализованными представлениями.

В своей работе я использую разнообразные виды кукольного театра (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.).

Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировке сказки «Репка» малыши «тянут» репку, а в сказке «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений.

Работа по развитию в детях коммуникативных навыков и артистических способностей в процессе театрализованной деятельности проходит в несколько этапов.

Вначале я выразительно читаю произведение, а затем провожу по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Необходимо не только выразительно читать или рассказать что-либо детям, но и быть готовым к любому «превращению», т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к прочитанному. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяю анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).

После беседы о прочитанном вновь возвращаюсь к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда не требую буквального воспроизведения содержания. Однако когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряю точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.

При обучении детей средствам речевой выразительности использую, знакомые и любимые сказки, которые предоставляют ребенку возможность познакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок использую как упражнения. Например, детям предлагаю попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего спрашиваю у детей, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз усложняю задание, предлагаю одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т. д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь я стараюсь предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев я использую специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, читаю отрывок из сказки и спрашиваю: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? Почему вы так думаете?» Или показываю детям иллюстрацию с лисой и спрашиваю: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Колобок»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как Машенька испугалась медведя, как плачет дед и баба и т.д.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» спрашиваю детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и прошу показать данный образ в движении.

Работа по формированию у детей коммуникативных навыков и артистических способностей предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему людей. Родители с удовольствием участвуют в подготовке декораций, подбору литературы и изготовлении костюмов к спектаклям. Непосредственно участвуют в театральных постановках. У маленьких детей родители не зрители, а тоже артисты. Это помогает в сплочении детей и родителей.

Проводима работа по развитию у детей артистических способностей и коммуникативных навыков через театрализованную деятельность дала положительные результаты. Я заметила, что у детей изменилась атмосфера в отношениях: дети стали доброжелательнее, внимательнее друг к другу. Они стали эмоциональнее, увереннее в себе, научились делать определенные выводы о совершенных поступках. У них расширились и углубились знания об окружающем мире. Активизировался и расширился словарный запас, значительно улучшилась выразительность речи.

Таким образом, занятия театрализованной деятельностью с детьми младшего дошкольного возраста являются не только увлекательным и зрелищным направлением в дошкольном воспитании, но и позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, преодолении трудностей в общении друг с другом, неуверенности в себе.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению общаться, импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.