Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Чтение-ничто;
осмысленное чтение-кое-что;
чтение осмысленное и прочувствованное-совершенство.
А.С. Пушкин
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию, к взаимодействию с окружающим миром. Это предъявляет особые требования к образованию.
Интерес к чтению у современных детей снижен. И если учащиеся младших классов читают с удовольствием, то старшеклассники читают мало, особенно художественную классическую литературу. Некоторые исследования показали, что в отсутствии любви к чтению отчасти виноваты родители.
Телевидение, видео, интернет и соцсети вытесняют чтение как познавательную деятельность. Богатство мировой художественной культуры оказывается невостребованным. Возникает угроза разрушения непрерывной цепи передачи духовного и нравственного опыта от старшего поколения к младшему.
Кроме того, отсутствие богатого читательского опыта не позволяет успешно сдать Устное итоговое собеседование в 9 классе, написать качественный, грамотный текст итогового сочинения в 11 классе.
Такой низкий уровень культуры чтения определяет основную (ключевую) проблему в образовании. Формирование читательской грамотности приобретает огромное значение.
Термин «читательская грамотность» впервые появился в связи с проведением международного тестирования в 1991 г. Исследование PISA ставит перед собой цель раз в три года оценить функциональную грамотность 15-летних школьников в области чтения, естествознания, математики.
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В отечественной педагогике термин «читательская грамотность» появился сравнительно недавно, в 2000-х годах, когда образовательные учреждения России первый раз приняли участие в международных программах оценивания достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).
Основные результаты России в PISA
| 2000г | 2003г | 2006г | 2012г | 2015г | 2018г |
Чтение | 27-29 место из 32 | 32-34 место из 40 | 37-40 место из 57 | 38-42 место из 65 | 19-30 место из 70 | 26-36 место из 70 |
(По данным: Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018 и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 28 с. — 200 экз. — (Факты образования № 2(25)
По результатам исследования видно: читательская грамотность в 2018 году намного хуже итогов 2015 года.
Во ФГОС также одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Чтобы решить данную проблему, необходимо, чтобы каждый учитель использовал различные приемы для достижения эффективного результата.
Смысловое чтение отличается от другого чтения тем, что при смысловом чтении осуществляется процесс интерпретации. Его цель – максимально уловить детали и наиболее полно осмыслить содержание текста. Одним из путей развития читательской грамотности является подход к обучению смысловому чтению, которое способствует формированию личности грамотного читателя, приобретению им жизненного и социального опыта.
Чтобы преподаватель мог опираться на чтение как на основной вид деятельности учащихся на уроках русского языка и литертуры, у них должны быть сформированы читательские умения, необходимые для работы с текстом.
Учащиеся должны:
-понимать, о чем текст, определять тему, идею, главную мысль;
-анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;
-делать выводы и заключения, исходя из полученной информации;
-формулировать собственные оценочные суждения;
-использовать информацию текста для решения учебных задач.
Основные приемы формирования читательской грамотности:
Приемы работы с текстом при изучении нового материала
«Инсерт»
Учит читать вдумчиво, оценивая полученную информацию. Учащиеся знакомятся с текстом, расставляя на полях особые пометки.
+ я знаком с информацией
- неизвестная мне информация
! то, что удивило
? вызвало интерес, затруднение, хочу узнать больше
«Письмо с пробелами (дырками)»
Формирует умение интегрировать и интерпретировать информацию текста. Подходит для проверки усвоенных знаний, для работы с учебником при изучении нового материала.
Глагол-знаменательная часть речи, обозначающая____________
Отвечает на вопросы________________
Глагол изменяется по______________________
В предложении выполняет функцию_________________________
«Лингвистическая сказка»
Формирует умение извлекать информацию из прослушанного текста, применять её при решении задач, вызывающих затруднение.
Возможно путешествие по странам Фонетика, Грамматика, Орфоэпия. Знакомство с большой семьей Глагола, с частицами-близнецами Не и Ни.
«Верите ли вы, что…»
Прием помогает связывать различные факты в единую картину; систематизировать имеющуюся информацию. Хорошо подходит для начала урока. Если дать учащимся вопросы до чтения параграфа, а затем после. Это заставить их более заинтересованно отнестись к изучению нового материала.
Деепричастие- самостоятельная часть речи
Деепричастия совмещают в себе признаки глагола и наречия
Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Деепричастия могут быть действительными и страдательными
Деепричастия в предложении являются определениями
Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом
Приемы активизации полученных знаний
«Шаг за шагом»
Приём интерактивного обучения. Ученики, направляясь к доске, на каждый шаг называют понятие, термин, явление из изученного ранее материала.
«Ассоциация»
К теме, понятию или конкретному герою подбираем ряд слов-ассоциаций. Прием помогает точнее раскрыть понятие, образ героя(литература), мотивирует на дальнейшую работу.
Из работ учащихся: Василий Теркин- ассоциативный ряд: василек, дуб, кремень, сталь, свежий ветер, огонь, тепло.
Приемы графической переработки материала
«Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Смысл шпаргалки: составить шпаргалку без большого количества текста, используя условные обозначения, схемы, стрелки, отдельные слова. Вырабатывает умение сворачивать информацию и расшифровывать ее, используя шпаргалку.
«Кластер»
СП
«Кластер» (англ.) - скопление, кисть, пучок. Графический прием систематизации знаний.
СПП
ССП
БСП
Приемы, используемые при групповой работе:
«Мозговой штурм»
Метод решения поставленной задачи, при котором все участники генерируют идеи решения проблемы, включая самые невероятные и фантастические. Обсуждаются все варианты, выбираются лучшие. Стимулирует творческую активность, активизирует мыслительную деятельность.
«Лови ошибку»
Метод активизирует внимание учащихся, приучает к вдумчивому чтению текста. Вниманию учащихся предлагается текст, содержащий ошибки.
Задача: найти, исправить ошибки, аргументируя свои действия.
МалИнький, гАрбатенький,
Всё поле обскОкал
И ни где неотдыхал,
Ночь прАлИжал,
И весь хлеб пАвОлял.
"Синквейн" –прием который подходит для краткого резюмирования, подведения итогов по изученному материалу.
Помогает учащимся выделить ключевые понятия, обобщить полученные знания, проявить творческие способности.
Синквейн состоит из 5 строк:
1. Существительное
2. Два прилагательных
3. Три глагола
4. Фраза из четырех слов
5. Существительное
Школа
Удивительная, просторная
Учит, дисциплинирует, готовит
Я люблю свою школу
Знания
Таким образом, формирование грамотного читателя на уроках русского языка и литературы- основной фактор повышения успешности ученика.
Читательская грамотность- ключ к другим видам функциональной грамотности. Любая задача начинается с текста. Именно читательская грамотность дает человеку способность понимать, использовать тексты, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни.