СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие чувства ритма в начальных классах фортепиано"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема воспитания чувства метро-ритма давно волнует педагогов. Современная детская педагогика и психология доказали, что детям 6-7летного возраста в значительной степени доступна отвлеченная мыслительная деятельность,чем это предполагалось раньше.С этой целью в работе нужноприменять формы близкие к игре, но в то же время учить детей наблюдать музыкальные явления, сравнивать их, находить и правильно называть закономерности.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие чувства ритма в начальных классах фортепиано"»

План-конспект открытого урока по фортепиано преподавателя Ходжибековой Марины Шакидуллаевны с учениками Кадырбек Аишей 0 класс 5лет и Аманбек Нурай 2 класс 10лет.

Тема урока:” Развитие чувства ритма в начальных классах”

Ритм- один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов Основной задачей музыканта- педагога является развитие музыкального чувства ритма у учащегося на протяжении всех лет обучения.

Цель урока : Через процессы интеллектуального и эмоционального развития дать возможность ученику осознать регулярность шагов и ощутить связь этой регулярности с музыкой.

Задачи урока: 1. Развивающие задачи. Формирование чувства ритма путем выявления родства движения и ритма, а так же развития воображения и фантазии. 2.Обучающие задачи. Формирование чувства внутренней ритмической пульсации. 3.Воспитание умения через ритм воплощать на фортепиано музыкальный образ.

Форма учебного занятия - урок. Форма организации работы - индивидуальная Тип урок : Комбинированный

Музыкальный материал: 1.Королькова «Часы»

2.»Мишка с куклой» 3.Л.Бетховен «Сонатина» План урока. Продолжительность занятия- 40 минут. Вводная, организационная часть-10 минут. Приветствие. Объяснение темы.

Основная часть.

Кадырбек Аиша

Выработка чувства одинаковой доли. Исполнение пьесы Корольковой «Часы», выполнение под музыку песни «Мишка с куклой» ритмических шагов, хлопков. выявить и показать родство движения и ритма.

Аманбек Нурай

Игра ритмических упражнений при помощи, которых можно легко научиться играть 16е, триоли, синкопы, и сложные ритмы. Упражнения выполняются с метрономом.

Работа с произведение при помощи простукивания ритма, которая облегчает исполнение двумя руками.

Заключительная часть -5минут. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

Ход урока.

Проблема воспитания чувства метро-ритма давно волнует музыкантов-педагогов. Известный швейцарский педагог и композитор Э.Жак-Далькроз один из первых, пытавшийся ритмической гимнастикой развить общий телесный ритм, а потом, как продолжение, музыкальный ритм. Э Жак-Далькроз полагал, что первостепенной задачей ритмического воспитания должна быть выработка ощущения одинаковой длительности, второй задачей считая развитие ощущений чередующих ударений, т.е. чувство «акцента». Следует отметить, что важность этих двух положений, наряду с другими ритмическими задачами, подчёркивают различные музыкальные методики всех времён. Переходя к вопросам методики ритмического воспитания, учитель должен учитывать особенности психики детей, помнить, что ребенок приходит в мир учебного труда из мира игр. Отличительная черта учебного процесса — развитие абстрактного мышления, способности к обобщениям. Современная детская психология и педагогика доказали, что детям 6—7-летнего возраста в значительно степени доступна отвлеченная мыслительная деятельность, чем это предполагалось раньше. Искусство и игра имеют общие существенные черты: радостную эмоциональность, образность, моторную активность. С этой целью в учебной работе нужно применять формы, близкие к игре, но в то же время учить детей наблюдать музыкальные явления, сравнивать их, находить и правильно называть закономерности.

Итак, чувство музыкального ритма развивается с помощью: 1) «ощущения одинаковой доли» исполняется произведение Корольковой «Часы» в ансамбле педагога и ученицы Кадырбек Аиши, предварительно вспомнив каких размеров бывают часы и какой может быть темп и сила звука при игре. Возможные вопросы и ответы: «Какие бывают часы?» - «Большие , средние, маленькие,настенные, ручные», «Где они могут находиться?»- «на улице, на стене, на руках.»

Скажи, а если часы большие , то какой звук они издают? Тяжелый или легкий? Быстро или медленно ходят такие часы? Аиша рассказывает о больших часах.

А средние часы отличаются от больших звуком и темпом? Аиша отвечает, что отличаются звук у них по-тоньше и идут они быстрее.

А ручные часы? Ходят быстро и звук у них тонкий.

Произведение исполняется в 3-х регистрах разными темпами. Теперь можно поговорить с ребёнком на тему- темп и пульс музыки. - Равномерно барабанит дождь по крыше, равномерно тикают часы, равномерно стучит сердце человека, и если это не так, то врачи отмечают у него “сердечную аритмию” и назначают ее лечить. Сердечный пульс, равномерное дыхание, ровный шаг – это и есть ритм , пульс человека. Именно от него и отталкивается музыкальное искусство. Музыкальный темп ориентируется на наш пульс.

2) развития ощущений чередующих ударений, т.е. чувство «акцента»

--- А ты можешь показать пульс в пьесе которую я сейчас сыграю. Исполняется песня «Мишка с куклой» Ребёнок охотно соглашается , пытаясь прошагать он отмечает, что под эту музыку можно шагать . – А как можно ещё показать пульс музыки? Ребёнок предлагает прохлопать ритм.

Выполнение под песню «Мишка с куклой» хлопков, сначала только на сильную долю, затем на обе доли, с более сильным хлопков на 1 долю.

---А давай теперь мы попробуем еще и станцевать!

Аиша с радостью соглашается.

Аманбек Нурай.

Для того, что бы чувствовать и точно играть мелкие длительности, мы используем комплекс ритмических упражнений. С их помощью можно научиться легко играть 16-е, триоли, синкопы, и сложные ритмы. Для этого нужно несколько условий: считать вслух, и исполнять упражнения с метрономом Упражнения по одному такту в пространстве из 4-х долей , каждая из которых заполнена 16ми(Приложение 1-5) и триолями (приложение 6).

Для начала используем 1 ноту хлопая ее на первую 16ую из четырех (считаем 1 2 3 4), затем на 2, на 3, и на 4.

Затем хлопаем по 2 ноты: 1-2, 2-3, 3-4 , 4-1, 1-3 и 2-4.

3ноты: 1-2-3, 2-3-4, 3-4-1 и 4-1-2 .

4ноты: хлопаем все 16-е. Так же важен вариант без нот.Очень важно считать каждую16ую, чтобы четверть делилась на одинаковые отрезки. Итого 16 вариантов.

Теперь рассмотрим вариант из триолей. В данном варианте долей будет восьмая нота. Всего 8 вариантов. 1нота на 1,затем на 2 и на 3 восьмую. Две ноты на 1-2, 2-3, 3-4, 4-1.

Три ноты :на все ноты. И варант: без нот

Теперь покажем, как играть 2-хдольные упражнения на развитие ритма и, как оно записывается. Упражнение будет в размере 4-х четвертей , но считать нужно только каждую четверть ,т.е. 1,2,3,4.(Приложение 1-5). С триолями мы считаем так же, но каждая четверть уже является триолью. Покажем первые 3 такта упражнения.(Приложение 6)

Итак сыграем упражнения целиком. Для этого используем метроном.

Так же хотелось бы поделится собственным методом быстрым овладения текстом через ритм. Бывают сложные места в тексте, которые очень трудно поддаются. Для того ,чтобы ребенок им овладел мы простукиваем ритм произведения 2-мя руками, до полной свободы, затем снова пробуем играть его на инструменте. Конечно, это можно использовать и для всего произведения. Нурай покажет этот метод на примере «Сонатины» Л.Бетховена.

Сегодня на уроке мы показали, как можно развивать ритм. До свидания.

Планируемый результат. Умение ощущать ритмическую пульсацию музыкального произведения и понимание ритмической стороны музыкальных образов, путём исполнения произведений на инструменте.
































Список литературы:

1.Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.

2. .Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры Г.Г. Нейгауз.- М.: Музыка, 1987.-253с.

3.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей Б.М. Теплов. - М.: Музыка, 1947.- чебно-методическое пособие для педагогов.

4. Смирнова Т.И.. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации.- 1994.- 56с.

5. Цыганкова Г . Королькова И. «Новая школа игры на фортепиано»






















ГККП СДМШ №1




Методическая разработка открытого урока на тему:


«Развитие чувства ритма в начальных классах»



Выполнила:

Преподаватель

первой квалификационной категории

Ходжибекова М.Ш.





С. Аксукент 2018г.










7