СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №313 Г. ДОНЕЦКА»

















«Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах».



Доклад









Подготовила

Муз. рук. Шумилина Н.В.





«Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах».

Развитие детского творчества и инициативы в условиях обновления дошкольного образования актуально и приобретает в настоящее время доминирующее значение, потому что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к различным условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

А также объясняется современными требованиями к музыкальному воспитанию дошкольников, необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребенка.

Новизну работы составляет система методических приемов и подходов к развитию творческих способностей и инициативы дошкольников в процессе обучения игре на ДМИ.

Целью развития детского творчества и инициативы является обеспечение положительной динамики в формировании творческих способностей в процессе музицирования.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- активизация творческого начала и инициативы каждого ребенка;

- обучение дошкольников простейшим элементам музыкального языка и умению применять его на практике;

- развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом;

- формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе в процессе обучения игре детей на ДМИ;

- создание условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения.

Основой работы является «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой, построенное на принципах музыкальной педагогики Карла Орфа, сочетающееся с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики, дающее уникальную возможность:

- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;

- воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;

- проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию.

Развитию творческой и инициативной личности дошкольника способствует орфовская педагогика.  Музицирование в системе К. Орфа понимается как взаимосвязь музыки, движения и речи. Оно дает возможность развивать творческий потенциал и личность ребенка в целом, так как способствует развитию речи ребенка, создает условия для звукотворчества, развития звуковой фантазии. В процессе поэтического  музицирования у детей развивается и музыкальная память. Дети приобретают навык ориентировки в пространстве, играя в координационно–подвижные игры. Технология элементарного  музицирования развивает творческое воображение, способность неординарно мыслить, формирует самостоятельность в решении поставленных задач, инициативность.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность. Это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными и с годами желание извлекать звуки из музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Формами музыкальной образовательной деятельности, обеспечивающими обучение детей игре на ДМИ являются:

- разные виды музыкальной образовательной деятельности занятий:

тематическая, интегрированная, итоговая, доминантная, комплексная;

- кружковая образовательная деятельность по обучению детей игре на ДМИ;

- образовательная деятельность с музыкально-дидактическими играми;

- индивидуальная и подгрупповая деятельность по обучению детей игре на ДМИ;

-самостоятельная музыкально-эстетическая деятельность;

- музыкальные досуги.

Методами, используемые в работе, являются:

I метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;

II метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.

Музыкальный руководитель часто использует следующие методические приемы:

а) речевые упражнения;

б) поэтическое музицирование;

в) коордиционно-подвижные игры и упражнения;

г) пальчиковые игры;

д) «звучащие жесты»

Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хотя бы раз дал в руки детям незатейливые инструменты.

Так на празднике, посвящённом Дню Победы воспитанники старшей группы могут исполнить ритмический аккомпанемент к произведению «Катюша» на ксилофонах, бубнах, маракасах, треугольнике, барабанах. На выпускном празднике дети подготовительной группы могут исполнить русскую народную песню «Калинка» на орфовских инструментах.

На празднике 8 МАРТА «Шумовой оркестр» средней группы - «Польку» М.Глинки на Орфовских шумовых инструментах. А дети младшей группы радуют своих мам на празднике «Мамин день» исполнением русской народной мелодии «Ах вы, сени» на нетрадиционных шумовых инструментах.

Любимым номером «Масленицы» может стать импровизация детей старшей и подготовительной групп на деревянных ложках и трещотках «Русской народной плясовой». Постоянное использование в музыкальной образовательной деятельности музыкальных инструментов развивает у детей интерес к этому виду музыкального творчества. Дошкольники овладевают приемами игры, исполняют импровизации, выполняют ритмический аккомпанемент к песням. Легче всего дети подбирают инструменты для озвучивания стихотворных текстов А.Барто.

Развивая творческие способности и инициативу детей, им предлагается проиграть на инструменте журчание весеннего ручейка. Они выбирают из всех инструментов металлофон и играют глиссандо. При слушании Н. Римского-Корсакова «Море» из оперы «Сказка о царе Салтане», изображая море игрой глиссандо на гуслях или арфе. В средней группе, слушая «Марш» С. Прокофьева, дети берут барабаны и играют в такт музыке. При исполнении песни М. Кишко «Осень», на вступлении используют нестандартные шумовые инструменты - пластиковые бутылочки для озвучивания падающих листьев. Слушая произведение Н. Косенко «Дождик», они играют на колокольчиках.

Развивая творчество и инициативу дети старшей подготовительной группы, учатся играть на металлофоне, гуслях.

Это происходит на занятиях кружка по обучению детей игре на ДМИ.

На металлофонах обучение проходит по цветовой методике, где каждой пластинке металлофона соответствует свой цвет. На магнитной доске выкладывается мелодия песни: долгим звуком соответствует длинная полоска, а коротким – короткая. Мелодия разучивается по тактам в течении нескольких занятий. А потом соединяется с начала до конца.

Для игры на гуслях, чертится схема-мелодия на картонке и вкладывается под струны. Черные кружочки - это короткие звуками, а белые – длинные. Их соединяет линия - стрелочка. Извлекаются звуки медиатором. Когда партии выучены, все инструменты играют вместе. Ведется работа над ансамблем.

Последним этапом является присоединение к основным инструментам шумовой группы: маракасы, бубны, ксилофоны, колокольчики и др.

Дети очень любят сочинять свои мелодии на инструментах. Они играют соло и подгруппами. Это дает возможность углубленно развивать творческие способности и инициативу детей.

Выступать в роли авторов своих произведений (шумовых и мелодических) нравится всем воспитанникам, во время музыкальной образовательной деятельности.

В подготовительной группе дети продолжают осваивать детские музыкальные инструменты. Здесь продолжается совершенствование игры на металлофонах и гуслях и начинается обучение игры на аккордеоне и арфе. Возможно также подключения и фортепиано.

Обучая игре на металлофоне и аккордеоне, используется цифровая методика: каждой клавише соответствует определенная цифра. На магнитной доске мелодия выкладывается цифрами. Параллельно, дети обучаются нотной грамоте.

Во второй половине учебного года, дети начинают играть по нотам. Разучиваемые мелодии должны быть простыми и легкими для исполнения (всего на нескольких нотах). Детям нравится сочинять мелодию, называя ноты. Таким образом, продолжается развитие музыкально-творческих способностей и инициативы детей.

Дети, которые занимаются в кружке, помогают педагогу приобщать всех детей к творческой деятельности.


Выводы

Изучив и проанализировав методическую литературу, ознакомившись с опытом педагогов - практиков по данному вопросу можно сделать вывод, что творческие способности и инициативы детей развиваются в процессе обучения детей игре на ДМИ.

В подготовительной группе дети могут самостоятельно преобразовывать знакомый музыкальный материал, с радостью откликаются на возможность сыграть импровизацию. Они сочиняют несложные мелодии на предложенный, или выбранный ими самими, литературный текст: стихи, потешки, колыбельные, дразнилки и другое.

Дошкольники старших групп приобретают умения проявлять воображение, индивидуальность и способность к самовыражению.

Большую роль в развитии творческих способностей и инициативы ребенка имеет домашнее музицирование.

В этой работе важно привлекать родителей. Ребенок постепенно привыкает к ответственному выполнению для него работы под непосредственным контролем взрослого. Ребенок гордится тем, что он уже как взрослый выполняет домашнее задание. Устраивая родительские собрания, объяснять родителям, в чем состоит преимущество игры на музыкальных инструментах. Родители приглашаются на индивидуальные занятия, где каждый может увидеть своего ребенка в другом ракурсе. Очень ярко проявляют себя ребята в игре на детских музыкальных инструментах во время утренников. Мамы, не раз слышавшие игру своих детей, в этот день по особому воспринимают ее, как музыкальный подарок. Поэтому, игра в ансамбле, а так же индивидуальное музицирование на праздниках играет немаловажную роль. После таких праздников ребята долго живут впечатлениями от него, вспоминают и повторяют понравившиеся им выступления.

Работа с родителями по данному вопросу не завершается и планируется следующим образом:

  • Проведение консультаций по теме: «Значение домашнего музицирования в развитии творческих способностей и инициативы ребенка».

  • Проведение ряда открытых мероприятий для родителей.

  • Оформление и размещение в уголке для родителей папки – передвижки «советы юному музыканту».

  • Проведение родительского собрания с выступлением детей.

Опираясь на результаты работы и контрольные занятия, можно сделать следующие выводы:  

  • Улучшились приемы звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах.

  • Закреплен навык игры на металлофонах и гуслях.

  • Повысился уровень музыкально-творческого развития детей.

  • Повысилась творческая активность, инициатива.

Таким образом, в процессе игры на ДМИ развиваются творческие способности и инициативы детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!