Развитие эмоционального интеллекта обучающихся на уроках литературы
Введение
Эмоциональный интеллект — способность распознавать не только собственные эмоции, намерения, мотивацию, но и эмоции, намерения и мотивацию окружающих. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на возникающие ситуации.
Важнейшее качество, необходимое в современном динамично развивающемся мире, можно развивать у обучающихся на уроках литературы.
Например, мы обсуждаем вместе с обучающимися, какие эмоции испытывают герои в тех или иных ситуациях, как эти эмоции влияют на их поступки и решения. Это помогает школьникам лучше понимать внутренний мир персонажей и развивает эмпатию.
Эффективным является и другой педагогический приём, в процессе применения которого мы предлагаем детям подготовить сочинение или эссе от лица литературного героя, описывать его чувства и переживания. Подобная работа позволяет лучше вжиться в роль и прочувствовать эмоции персонажа.
Разыгрывание сцен из произведений позволяет ученикам примерить на себя роли разных героев, что способствует развитию навыков распознавания и выражения эмоций.
Большим эффектом обладает обсуждение поступков и решений героев, их мотивов и эмоционального состояния. Мы предлагаем обучающимся создавать свои собственные литературные произведения (стихи, рассказы), в которых они могут выразить различные эмоциональные состояния и передать глубину переживаний героев.
Регулярная работа с литературными произведениями, анализ эмоциональных аспектов и творческая деятельность позволяют детям лучше распознавать, понимать и выражать свои эмоции, а также развивать эмпатию и эмоциональный интеллект.
Сценарий урока по литературе с техниками развития эмоционального интеллекта у обучающихся
Общие сведения
Рассмотрим особенности развития эмоционального интеллекта обучающихся на примере урока литературы в 7 классе, в ходе которого рассматривается произведение Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»
Цель урока: на основе анализа произведения подвести учащихся к пониманию того, что рядом всегда есть люди, которым нужна наша забота и что у каждого из нас достаточно душевного тепла, чтобы поделиться им с другими.
Предполагаемые результаты:
личностные: уметь оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
метапредметные:
ставить себя на место другого человека;
понимать мотивы и намерения другого, анализировать примеры из повести;
предметные:
проанализировать повесть;
определить тематику и проблематику произведения;
выявить авторскую позицию;
охарактеризовать персонажей, дать их сравнительные характеристики;
объяснить своё понимание нравственной проблематики произведения.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Основные приёмы: карта эмпатии, плакат.
Оборудование: тексты, план произведения, карты эмпатии, иллюстрации к повести, макеты социального плаката, материалы для изготовления рекламы и социального плаката. Все обучающиеся разделены на четыре группы.
Этапы урока
I. Организационный (1 мин)
Деятельность учителя:
проверка готовности к уроку;
создание благоприятного психологического климата.
Приветствие учителя: «Добрый день, ребята, сегодня мы с вами будем говорить об очень важном, трогательном и добром. А для начала я хочу показать вам короткое видео».
Деятельность обучающихся:
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин)
Деятельность учителя:
постановка проблемы;
сообщение цели, формы проведения урока;
организация просмотра видеоролика и беседы по видеофрагменту.
Фрагмент речи учителя: «Какая проблема поднимается в услышанном вами стихотворении? Почему старики бывают несчастными? Кто в этом виноват? А вы, ребята, часто общаетесь со своими дедушками и бабушками? О чём разговариваете? Что делаете вместе? Что они значат для вас? Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? А какое прочитанное вами произведение поднимает эту проблему? Итак, тема нашего урока: «Взаимоотношение поколений в повести Ульфа Старка „Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?“ Для начала давайте восстановим хронологию событий в повести. У вас на столах лежит план произведения, но все пункты в нём перемешались. Ваша задача — восстановить план. Предлагаю вам поработать в парах».
Деятельность обучающихся:
формулировка задачи и результата урока;
участие в просмотре видеоролика и в беседе.
III. Работа с картами эмпатии (13 мин)
Деятельность учителя:
демонстрация образца заполнения карты эмпатии;
организация чтения отрывка из повести «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»
Фрагмент речи учителя: «Итак, рассказ начинается с того, что Берра мечтает о дедушке. А почему Берра так сильно хотел дедушку? Предлагаю вам поработать с текстом. (Выразительно читать текст 1 по ролям, заполнить карты эмпатии для Берры и Нильса, обсудить, сделать выводы.) Почему мальчики приходят искать дедушку именно в доме престарелых? Как вы думаете, что чувствуют люди, которые там живут? „В столовой дома для престарелых было полным-полно стариков и старушек“. О чём говорит эта фраза? Как общество относится к старикам? Теперь, ребята, предлагаю вам поработать с текстом в парах. На столах конверты со вторым заданием.(Работая в парах, обучающиеся анализируют отрывки, заполняют карты эмпатии для своих героев. Затем каждая группа коротко пересказывает свой отрывок, пары озвучивают свои карты, делают выводы, как меняется жизнь героев после их знакомства.) Что приобретают мальчики и старик, обзаведясь этим новым знакомством? Какие возможности они получают, чему учатся? Как они меняются? Чему учат друг друга?»
Деятельность обучающихся:
чтение вслух с выражением;
заполнение вместе с учителем карты эмпатии;
работа в парах: чтение отрывков из произведения, заполнение карты эмпатии для своих героев.
IV. Изготовление рекламы, социальных плакатов и их защита (15 мин)
Деятельность учителя:
организация изготовления рекламы и социальных плакатов с помощью конвертов с материалами и инструкциями для изготовления рекламы и социальных плакатов;
создание условий для защиты проектов, корректирование их во защиты обучающихся.
Фрагмент речи учителя: «А сейчас предлагаю вам объединиться в группы, чтобы выполнить следующие задания. Две группы будут создавать рекламу для этого рассказа. Две другие группы создадут социальные плакаты по проблеме, которая поднимается в этом рассказе. Ребята, вы все молодцы! А теперь каждая команда по очереди продемонстрирует свои мини-проекты».
Далее учитель приглашает по очереди учащихся для презентации их афиш.
Деятельность обучающихся направлена на решение познавательных (учебных) задач:
выполнение типовых заданий с применением алгоритма (самостоятельно, с помощью, по образцу);
демонстрация уровня усвоения предметных знаний, сформированности универсальных учебных действий:
осуществляют самоконтроль;
грамотно используют коммуникативные средства: строят диалогическую, монологическую речь, умеют формулировать собственное мнение.
V. Подведение итогов урока, оценивание (2 мин)
Деятельность учителя: организация рефлексии.
Фрагмент речи учителя: «Будьте добрыми, отзывчивыми, внимательными, не оставляйте без внимания стариков, дарите им свою любовь и бесценные минуты радости общения».
Деятельность обучающихся: определение степени соответствия результатов деятельности поставленной цели.
Заключение
Таким образом, правильно построенная практическая работа с литературными произведениями, анализ эмоциональных аспектов и творческая деятельность позволяет детям лучше распознавать, понимать и выражать свои эмоции, а также развить эмпатию и эмоциональный интеллект.