СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре в настольный теннис

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы состоит в том, чтобы  теоретически конкретизировать проблему развития физических качеств у дошкольников и экспериментально доказать эффективность обучения игре в настольных теннис детей старшего  дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре в настольный теннис»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - Детский сад №16 «Золотинка»_____

677000, г.Якутск, ул.Чернышевского 8/2

Тел/факс:8(4112) 45-02-44; 45-01-65; e-mail: zolotinka_2012 @mail.ru












Тема

«Развитие физических качеств

у детей старшего дошкольного возраста

в процессе обучения игре в настольный теннис»







Выполнила: Николаева Анна Егоровна,

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР №16 «Золотинка»













г. Якутск, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение

  2. Основное содержание исследовательской работы

  3. Методические рекомендации

  4. Заключение

  5. Список использованной литературы































Введение

Игра в настольный теннис способствует развитию быстроты, ловкости, координации движений, воли, настойчивости, внимания. Весьма ценное преимущество настольного тенниса – его положительное влияние на развитие ловкости, точности, быстроты рук. Таким образом, игра в настольный теннис повышает развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Анализ исследований, ещё прошлого века, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е. Н. Вавилова, Н. А. Ноткина, Ю. К. Чернышенко свидетельствует о том, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют уровень развития  двигательных способностей ниже среднего. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса. Данная проблема обсуждалась на Всероссийской научно-практической конференции «ДРОЗД», проходившей с 25-26 февраля 2010 года в Санкт-Петербурге. Статистические данные свидетельствуют о том, что за последнее время количество абсолютно здоровых детей снизилось. К моменту поступления в школу, у детей наблюдается тенденция хронической заболеваемости. Примерно 30% детей относится к категории часто и длительно болеющих.

Анализ современного состояния исследований и практики дошкольного образования по данной теме свидетельствует о возрастающем интересе к данной проблеме. Широкий круг вопросов, значимых для теории и практики по данному направлению, а также современное состояние исследований в науке представлено в ряде работ. Опыт педагогов-практиков (Э. Й. Адашкявичене, В.В.Гришин, Ю.В.Змановский, В.Г.Фролов, Г.П.Юрко, и др.) показывает, что дети дошкольного возраста могут освоить элементы разных спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др.). В тоже время для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости.

В дошкольных учреждениях единичны случаи системной работы по обучению детей игре в настольный теннис. Наиболее частый ответ педагогов ДОУ – дорогие теннисные столы.

Актуальность исследования: наличие неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья детей, существование нерешенных проблем в сфере воспитания здорового ребенка обуславливают актуальность и востребованность данного исследования. Ребенок, имеющий отклонения в состоянии здоровья, не может в полной мере реализовать свои интеллектуальные и творческие способности. Сказанное стало основанием для выявления основного противоречия, которое мы пытались разрешить в работе, заключающееся между возможностью развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием деятельности педагогов дошкольных учреждений по обучению дошкольников спортивным играм, в том числе игре в настольный теннис.

Объект исследования: процесс развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически конкретизировать проблему развития физических качеств у дошкольников и экспериментально доказать эффективность обучения игре в настольных теннис детей старшего дошкольного возраста.

В основу положена гипотеза, согласно которой включение подготовительных упражнений и элементов игры в настольный теннис в образовательную деятельность детей с  дошкольного возраста повысит развитие их физических качеств и обеспечит стойкое формирование навыков игры в настольный теннис у старших дошкольников.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования решались задачи исследования:

1. Раскрыть сущность ключевых  понятий:  физическое воспитание, физическое развитие, физические качества, ловкость, глазомер.

2. Изучить методику обучения и влияние игры в настольный теннис на физическое развитие дошкольников

3. Проанализировать программы обучения дошкольников настольному теннису.

4. Исследовать возможности развития физических качеств, при обучении настольному теннису старших дошкольников.

5. Опираясь на результаты исследования разработать практические рекомендации для педагогов по развитию физических качеств, через обучение детей старшего дошкольного возраста игре в настольный теннис, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Методологической основой исследования является совокупность философских, психолого-педагогических, медицинских положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению развития физических качеств детей; положения психологии и педагогики о значении здоровья в формировании личности ребенка.

Теоретической основой исследования являются философские концепции оздоровления личности (Аристотель, Платон, Сократ, Ф.Бекон, Ф.Ницше, А.Шопенгауэр и др.), теории формирования здоровой личности (Е.А.Аркин, В.М.Бехтерев, Е.Н.Водовозова, Я.А.Коменский, А.Н.Леонтьев, П.Ф.Лесгафт, И.М.Сеченов и др.), идеи здоровьесбережения в образовании (В.В.Вучева, Л.И.Губарева, Н.А.Медведева, Г.М.Соловьев, Н.Ю.Шумакова и др.), идеи здорового образа жизни якутских ученых (К.Г.Башарин, П.Г.Петрова, М.А.Тырылгин, Г.С.Угаров, Н.К.Шамаев и др.)

Методы исследования: теоретический анализ философской, медицинской, психолого-педагогической и методической литературы, теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста, математическая обработка результатов исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал и методические рекомендации могут быть реализованы педагогами в дошкольном учреждении. Материалы исследования могут быть использованы в массовой практике семейного и дошкольного воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на педагогическом совете, кустовых методических объединениях.

Базой исследования явились старшие и подготовительные группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад №8 «Аленушка» п. Мохсоголлох





























2. Основной этап исследовательской работы

Исследование проводилось поэтапно с 2015 по 2017г

1 этап (сентябрь-октябрь 2015 г.) – поисково-теоретический. Изучение научной литературы по теме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования. Организация исходно-диагностического этапа эксперимента.

2 этап (ноябрь 2015 - март 2017) – опытно-экспериментальный. Осуществление формирующего этапа эксперимента, в процессе которого определялись эффективность подходов, принципов. Форм и методов; уточнялись условия, обеспечивающие развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

3 этап (апрель-май 2017) – обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация, обобщение результатов исследования.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на выявление состояния здоровья детей занимающихся в секции настольный теннис, уровня их физического развития и усвоения программного материала детьми.

Мониторинг в начале года

2015-2016 (октябрь)

Уровень усвоения умений и навыков.

Фамилия

Имя

2015-2016 гг.

Гибкость

Ловкость

Быстрота

Координация

движений

1. Кудашов Ярик

3

4

4

3

2. Кривенко Витя

3

4

5

3

3. Гольцев Артём

4

3

5

3

4. Верещагин Владик

3

4

4

3

5. Кунов Кирилл

3

2

3

3

6. Одинцова Виолетта

3

3

3

3

7. Иванова София

4

4

4

4

8. Шепелева Саша

3

4

3

4

9. Кисляк Аня

4

3

3

4

10. Беспалова Эвелина

4

4

4

4


Низкий – 10 %

Средний – 60 %

Высокий – 30 %



































Индекс здоровья детей на 2015-2016 г.



Структура и содержание учебного занятия

Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в настольный теннис проводится в форме занятия, имеющего: подготовительную, основную и заключительную часть.

В зависимости от темы занятия определяются задачи, подбираются основные и вспомогательные упражнения.

Подготовительная часть занятия - это не иначе как гимнастика (т.н. разминка), которая помогает укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной и даже пищеварительной системам, развивает силу, быстроту, ловкость.

Укреплению сводов стоп и голеностопных суставов отлично способствует ходьба на наружном и внутреннем крае стопы, на носках и пятках, перекаты с пятки на носок и обратно, прыжки вперед-назад, вправо- влево. Каждое упражнение повторяется 5-6раз.

Все перечисленное - это тот обязательный минимум, без которого выбранный тот или иной гимнастический комплекс не дает желаемого результата: всесторонней подготовленности к серьезным занятиям настольным теннисом.

Подготовительная часть обычно протекает 10-15 мин. В основной части занятия решаются те или иные задачи, в зависимости от года обучения.

В самом начале происходит знакомство с мячом. Игра с мячом без ракетки, перекидка и ловля целлулоидного мяча.

Затем происходит знакомство со столом. Игра с мячом без ракетки у стола, перекидка мяча с одним отскоком от стола на стороне соперника. Это упражнение служит для того, чтобы дети могли почувствовать длину стола, высоту сетки, а также отскок мяча от поверхности стола.

Аналогично предыдущему упражнению, но с некоторым дополнением: теперь нужно бросить мяч так, чтобы он сначала попал на свою сторону стола и, отскочив, перелетел через сетку на сторону соперника. (Подготовительное упражнение для отработки подач.) После этого происходит знакомство с ракеткой, упражнения на отработку хватки.

По команде положить ракетку на стол или гимнастическую скамейку, а затем по команде взять ее. Контролирую правильный хват. Повторять можно до тех пор, пока несколько раз подряд ракетка не будет взята правильно.

В процессе рассмотренных выше вводных упражнений начинающие теннисисты познакомились с особенностями отскока мяча, научились правильно держать ракетку. Теперь можно приступать к упражнениям, обеспечивающим соединение ракетки с мячом. Естественно, и здесь начинать надо с простого и лишь затем переходить к более сложному и трудному. Рассмотрим по порядку некоторые упражнения: жонглирование мячом справа в положении стоя; то же, но с движением вперед шагом; то же, но с перемещением в сторону.

Те же самые упражнения и в той же последовательности надо выполнять и при положении ракетки для игры слева, а затем попеременно -справа и слева; переходить от одного упражнения к другому можно только после того, как новичок не менее одного раза из трех попыток сумел подкинуть и принять мяч 15-20 раз подряд.

Игра у стенки справа; игра у стенки слева; игра у стенки попеременно справа и слева.

Упражнения следует выполнять на площадке размером примерно 1,5 м2.

Сначала один отскок от стены, один от пола и удар, затем играют непрерывно только от стенки, с лета, не допуская падения мяча на пол. Необходимо добиться, чтобы получались серии по 5 - 10 ударов, после чего можно переходить к следующим упражнениям: перекидка мяча вдвоем; перекидка мяча группой.

Дети находятся на расстоянии примерно 1,5 м друг от друга, ударами ракеток посылают мяч один другому, не давая мячу упасть на пол. Затем количество участников увеличивается до четырех, и перекидка продолжается в определенной последовательности.

Приблизительно в декабре 20-30 таких тренировок ребенка можно ставить к столу.

Прежде чем приступать к обучению конкретным игровым элементам, новичка надо поставить к столу. Это звучит просто, но в действительности причиняет очень много хлопот, и именно отсюда берут начало позднейшие беды. Отмечается, что исходное положение (основная стойка) зависит от стиля игры, но я не могу тут же определить, в каком стиле должен играть новичок, какая манера игры ему ближе всего с точки зрения его индивидуальности, каким образом эффективней всего реализуются его двигательные способности. Все это выяснится лишь значительно позднее.

Итак, куда и каким образом я должна поставить новичка у стола? Есть два основных момента, споры по которым исключаются: располагаться необходимо слева от воображаемого продолжения средней линии стола; стойка должна быть свободной, ноги разведены, левая нога выдвинута вперед.

Точно определить, на сколько влево должен быть повернут игрок и сколь широко должны быть разведены ноги, невозможно: это зависит от размеров тела игрока, уровня координации движений, технических данных и т.д. Важно, чтобы исходное положение было удобно для выполнения удара справа. Уже с самого начала обучения нужно, чтобы в плоть и кровь каждого вошло правило: в большей части игровой площадки по мячу надо бить справа.

Прежде чем оценить возможности ребенка, тренер должен научить новичка игре хотя бы на элементарном уровне. Однако многие не способны сразу стоять и двигаться так, как это было бы лучше всего. Нельзя в отношении таких начинающих форсировать выполнение того, что они явно не могут, но нужно учить такой игре, которую считает наиболее подходящей тренер, и не учитывать отклонения, которые могут быть в дальнейшем в связи с индивидуальными особенностями детей.

Последовательность обучения отдельным элементам игры

1. Перекидка (для длительного удержания мяча в игре) при игре слева по диагонали.

2. Подача справа с подрезкой с левой стороны стола по диагонали.

3. Подача справа плоским ударом с левой стороны стола по диагонали.

4. Удар справа по диагонали.

5. Подача слева плоским ударом по диагонали.

6. Удары слева с левой стороны стола по диагонали.

7. Перекидка при игре справа по диагонали.

8. Подача слева с подрезкой по диагонали.

Усваивая эти элементы игры, дети приобретают основные знания и навыки в области техники настольного тенниса. На это может потребоваться примерно 20 - 40 ч. тренировочного времени.

На основную часть учебно-тренировочного занятия обычно отводится - 65 - 70 мин учебного времени.

В заключительной части, продолжительностью 5 - 10 мин., используются упражнения на расслабление; подводится итог учебно-тренировочного занятия: объясняются основные ошибки в течение основной части; задание на дом для исправления ошибок (имитационные упражнения перед зеркалом для контроля за их правильным выполнением).

Для игры в настольный теннис делают сто­лы: для средней группы высотой 65 см, длиной 230 см и шириной 100 см; для старшей и подготовительной групп размеры стола со­ответственно — 68, 250, 130 см. Для метаний и игр с мячом на площадке строят вертикальные и горизонтальные цели — это ме­таллические кольца, чурки с прикрепленными кольцами. Они ис­пользуются и для метаний и пролезания, и для различных игр. Для метаний также используется установленная на площадке модель ракеты — дети бросают мячи, шишки, мешочки с песком, стара­ясь, чтобы они перелетали через кольца и вылетали с противопо­ложной стороны. Ракета используется и для упражнений в беге по наклонной плоскости, и для ролевых игр.

Дети любят забрасывать мячи, шишки в мячебросы (из метал­лических прутьев). Они ярко раскрашены, привлекают внимание детей и являются хорошей мишенью. Для метания широко исполь­зуются цели из картона, природный материал, кольца из вереска и т.п. Большое внимание уделяется играм с мячами (особенно «школе мяча»). Детям также предлагается жонглирование ракеткой и мячом. Они ходят и бегают по залу с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его; ловят ракеткой мяч после его отско­ка от пола или стены, подбирают мяч и т.п. После таких упражне­ний детям предлагается игра с мячом парами, затем можно пред­ложить упражнения на столе. В. Г. Гришин рекомендует следующие упражнения.

Игра в настольный теннис

Упражнения:

1.  Бросить мяч рукой так, чтобы он коснулся стола один раз; партнер тоже ловит рукой.

2. То же самое, только ударить и отражать мяч ракеткой.

3.  Разрешается брать мяч не только с воздуха, но и от пола, направляя его на стол также с отскоком от стола партнеру.

Затем дети выполняют упражнения вдоль теннисного стола без сетки (одновременно занимаются 4—5 пар).

4.  Ударить по мячу так, чтобы он стукнулся о стол несколько раз; после этого партнер с воздуха отбивает мяч обратно.

5.  Мяч должен коснуться стола один раз, затем партнер его от­ражает.

6. Розыгрыш мяча без сети по правилам игры на два отскока от стола — на своей половине, затем на половине партнера — только потом игрок его отражает.

После этого предлагаются упражнения на столе с сеткой. Сетка устанавливается на высоте до 10 см.

Дети овладевают наиболее простым ударом — толчком. Для этого ребенок находится на расстоянии одного шага от стола, слегка наклонив туловище вперед, ноги чуть согнуты в коленях, ракетку держит параллельно сетке на расстоянии 10—15 см чуть выше пояса.

При ударе по мячу ребенок делает шаг вперед с выпрямлением руки в локтевом суставе по направлению к сетке; зеркало ракетки должно занимать вертикальное положение по отношению к столу. Вначале изучается подача мяча, это для детей труднее, чем прием мяча.

При подаче мяча ракетку верхней частью игровой поверхности наклоняют к столу. Сначала мяч подают без отражения через сетку на 5 см, затем на 10 см. В первый период обучения детям трудно брать низкие мячи. Поэтому им важно объяснить, что подавать надо высокие мячи и направлять мяч в центр стола, чтобы удобнее его было отражать. После проведения эксперимента, был проведен заключительный мониторинг физических качеств детей старшего дошкольного возраста.


Мониторинг на конец эксперимента

2016-2017 (май)

Уровень усвоения умений и навыков.

Фамилия

Имя

2016-2017 гг.


Гибкость

Ловкость

Быстрота

Гибкость

Ловкость

Быстрота

Координация

движений

1. Кудашов Ярик

3

4

4

5

5

5

5

2. Кривенко Витя

3

4

5

5

5

5

5

3. Гольцев Артём

4

3

5

4

5

4

4

4. Верещагин Владик

3

4

4

5

5

5

5

5. Кунов Кирилл

3

2

3

4

4

4

5

6. Одинцова Виолетта

3

3

3

4

5

5

4

7. Иванова София

4

4

4

5

5

5

5

8. Шепелева Саша

3

4

3

4

5

4

5

9. Кисляк Аня

4

3

3

5

4

4

5

10. Беспалова Эвелина

4

4

4

5

5

5

5


Низкий – 0 %


Средний – 30 %


Высокий – 70 %


Индекс здоровья детей на 2016-2017 г.



При анализе диаграмм индексы здоровья детей за период 2015-2017 учебный год прослеживается положительная динамика состояния здоровья.

Результаты мониторинга показало усвоение программного материала, применение комплекса подходов к обучению детей настольный теннис.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, согласно которой включение подготовительных упражнений и элементов игры в настольный теннис в образовательную деятельность детей с  дошкольного возраста повысит развитие их физических качеств и обеспечит стойкое формирование навыков игры в настольный теннис у старших дошкольников подтвердилась. У детей улучшились физические качества – гибкость, ловкость, быстрота, координация движений.










































3. Задачи тренировок в подготовительной группе по настольному теннису.

1 тренировка:

  1. Учить держать ракетку европейским способом, тремя пальцами (мизинцем, безымянным и средним).

  2. Перекладывать ракетку из руки в руку, сохраняя правильный хват.

  3. Выполнять ракеткой движения: поворачивать ракетку вправо, влево, вверх, вниз.

2 тренировка:

  1. Сделать шаг вперед, слегка наклонится, руку с ракеткой быстро вытянуть вперед (как бы отражая мяч на лету).

  2. Подбрасывать и ловить мяч настольного тенниса двумя руками, одной рукой.

3 тренировка:

  1. Выполнять упражнения с ракеткой. Удерживать теннисный мяч на ракетке, выполнять движения руки вперед и в сторону, приседать, ходить, стараясь не уронить мяч.

  2. «Перебрось мяч». Перестроение в две шеренги, одни против другой (попарно) на расстоянии 2-3 метра. По сигналу перебрасывают мячи, стоящие напротив.

4 тренировка:

  1. Подбрасывать и ловить мяч настольного тенниса одной рукой, ловить после отскока от пола. Бросать мяч в стену и ловить после отскока от пола.

  2. Удерживать мяч на ракетке, выполнять движения руки вперед, в сторону, приседать, ходить, стараясь не уронить мяч. Соревноваться, кто сумеет пройти от одного предмета до другого, не уронив мяча с ракетки.

5 тренировка:

  1. Перебрасывать мяч настольного тенниса друг другу и ловить двумя, одной рукой после отскока от пола. Бросать мяч в стену и ловить одной рукой после отскока.

  2. Удерживать мяч на ракетке, выполняя движения рукой вперед, в сторону продвигаясь вперед.

  3. Свободной рукой скатить мяч на ракетку со скамейки и удержать его.

  4. Свободной рукой бросать мяч на ракетку с высоты 10-15 метров и удерживать его.

6 тренировка:

  1. Подбивать мяч легкими ударами ракетки. Отбивать ракеткой мяч настольного тенниса, посланный рукой партнера, затем выполнить это же упражнение после отскока мяча от стола.

7 тренировка:

  1. Учить перебрасывать мяч настольного тенниса друг другу с отскоком от стола и ловить его двумя и одной рукой.

  2. Подбивать мяч легкими ударами ракетки.

8 тренировка:

  1. Приучать детей следить за полетом мяча, развивать чувство мяча, внимание, приучать соразмерять бросок с расстоянием до цели, учить быстро реагировать на сигнал.

9 тренировка:

  1. Перебрасывать мяч друг другу с отскоком от стола, ловить одной рукой. Отбивать мяч от стены несколько раз подряд.

10 тренировка:

  1. Учить подаче. В парах отбивать мяч ракеткой после отскока от стола, стараясь вновь попасть в стол.


Настольный теннис ещё недоступен для овладения дошкольниками, так как насыщен разнообразными движениями и имеет большое количество тактических комбинаций. Но отдельные элементы настольного тенниса являются эмоциональными, увлекательными видами движений. Игра в настольный теннис укрепляет костно-связочный аппарат, тренируют мелкие мышцы рук, усиливают кровообращение, вырабатывает глазомер, развивает ловкость, согласованность, быстроту движений, воспитывает выдержку, настойчивость, закаляют волю и характер.


Нарастание физической нагрузки на организм ребёнка:


I группа – игра с мячом.

Воспитывают чувство мяча, координирует движение.

II группа – игры с ракеткой, мячом.

Дети действуют с двумя предметами.

III группа – игры с ракеткой и мячом у стола.


Уметь переправить мяч через сетку (появляется третий предмет). Несмотря на достаточную сложность правильно ударять ракеткой по мячу, дети сравнительно легко усваивают упрощенные правила игры. Звонкие удары об стол беспокойного и целлулоидного мяча, не оставляют их равнодушными – вызывают восторг и радость, увлечённость игрой и приобщают к прекрасному миру движений.



4. Методические рекомендации

Приемам настольного тенниса дошкольников следует обучать в такой последовательности: держание ракетки, изучение исходный положений, перемещений, изучение ударов и подач.

Для изучения хватки привыкания к мячу и ракетке используют многочисленные подготовительные упражнения и игры: подбрасывание и ловля мяча сначала рукой, затем разными сторонами ракетки, перебрасывание мячей в парах, жонглирование мячами.

Детям необходимо показать и объяснить хват ракетки, закрепляя навык в упражнениях и играх. В упражнениях и играх с мячом и ракеткой совершенствуются функции равновесия, дети приобретают навык держать ракетку в различном положении, действовать ею свободно, уверенно. В играх и упражнениях с ударом по мячу ракеткой дети не только действуют с двумя предметами: мячом и ракеткой, но и приучаются управлять направлением полета мяча ракеткой, высотой его отскока в зависимости от прилагаемых усилий. Ребенок старается сделать мяч послушным, ударяя по нему ракеткой в разных направлениях: вверх, вниз, в стенку, перебрасывая его друг к другу. Воспитатель, наблюдая за игрой, подсказывает, чтобы дети держали ракетку ненапряженно. При подбрасывании мяча ракеткой надо добиваться дифференцирования усилия, подбрасывания на одинаковую высоту сначала на месте, а потом в движении.

Обучать ударам по мячу следует с начала с имитационных упражнений, выполняемых у зеркала, в играх на столе без сетки и с сеткой. Нечеткое выполнение упражнений вполне допустимо.

При первых попытках детям бывает трудно попасть ракеткой в мяч. Поэтому воспитатель сам точно бросает мяч рукой, а ребенок ударяет ракеткой, затем воспитатель не бросает, а ударяет рукой и, наконец, ракеткой через невысокую сетку. Переходить к двусторонней игре у стола следует по мере освоения приема мяча ракеткой.

После изучения приема мяча можно приступать к изучению подачи мяча. Подача – более сложное действие для ребенка, нежели прием.

Очень важно научить следить за движением партнера, стараясь определить направление, траекторию полета мяча, место удара мяча о стол. Ребенок, принимающий мяч, должен быть готов к этому: моментально начать движение в нужном направлении.

Упражнения и игры с мячом и ракеткой, особенно за столом, проводятся в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные раздражители. Тогда дети могут сосредоточить внимание на траектории полета мяча, место его удара и т. п. Воспитатель, играя с ребенком в паре, показывает ему способы выполнения движения.

Возможности детей с развитием ловкости, координации движений постепенно увеличиваются; поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка.


Выводы:

1. Раскрыто сущность ключевых  понятий:  физическое воспитание, физическое развитие, физические качества, ловкость, глазомер.

2. Изучили методику обучения и влияние игры в настольный теннис на физическое развитие дошкольников

3. Проанализировали программы обучения дошкольников настольному теннису.

4. Исследовали возможности развития физических качеств, при обучении настольному теннису старших дошкольников.

5. Опираясь на результаты исследования разработали практические рекомендации для педагогов по развитию физических качеств, через обучение детей старшего дошкольного возраста игре в настольный теннис, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

6. Разработаны задачи тренировок в подготовительной группе по настольному теннису и методические рекомендации.


  1. Заключение


В процессе проведения эксперимента получены невысокие уровни сформированности у детей 6-7 лет умения играть в настольный теннис, что привело к следующим выводам: чтобы дети развивали двигательную активность нужно чтобы в спортивном зале постоянно стоял теннисный стол, требуется инструктор знающий методику и технику тенниса, а также необходим пересмотр организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Показатели и уровни сформированности у детей умения играть в настольный теннис характеризуются степенью развития у детей специальных технических умений, а также развитием у детей когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого показателей. Сопоставление общих результатов контрольного среза, полученных при сравнении начальной и конечной стадии экспериментальной работы, подтвердил эффективность организованной и проведенной исследовательской работы. Показателями, свидетельствующими качественные изменения в формировании у детей умения играть в настольный теннис стали изменения в когнитивном, эмоциональнооценочном отношении к игре в настольный теннис: у детей сформированы знания о базовых элементах игры в настольный теннис, о цели обучение игре в настольный теннис, правильным выполнением разученных подготовительных упражнений и отдельных базовых элементов игры в настольный теннис. Сравнение общих результатов контрольного среза в экспериментальной и контрольной группах, мы отметили значительный рост уровня сформированности у детей 6-7 лет умения играть в настольный теннис: сформировано у 36% детей, недостаточно сформировано – 22%. Качественные изменения произошли в позиции и деятельности педагогов. После проведенной работы педагоги осознанно стали подходить к проектированию образовательного процесса по формированию у детей умения играть в настольный теннис. Эксперимент показал, что воспитатели умеют выбрать соответствующий задачам вид деятельности, направить ее, а также использовать эффективные методы и приемы, при этом учитывать возрастные особенности и индивидуальные различия детей.




  1. Список использованной литературы


  1. Байгулов, Ю. П. Основы настольный теннис [Текст] / Ю.П. Байгулов. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Байгулов, Ю.П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра [Текст] / Ю.П. Байгулов. – М.: Физкультура и спорт, 2002.

  3. Байденко, И. В. Технологический подход к обучению детей 6 -7 лет игре в настольный теннис [Текст] / И. В. Байденко //Новое слово в науке: перспективы развития: материалы II междунар. науч.– практ. конф. (Чебоксары, 30 дек. 2014 г.)

  4. Журнал «Дошкольное образование», 2015 г.

  5. Журнал «Обруч», 2016 г.