СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности чтения на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности чтения на уроках русского языка и литературы»

Развитие функциональной грамотности чтения

на уроках русского языка и литературы


Сегодня перед нашей системой образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям, так как в современном обществе человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Грамотность чтения – что это? Под грамотностью чтения предлагается понимать способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия. Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

Сущность осмысления составляют признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Слова письменный текст подразумевают печатные, написанные от руки или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков, хотя исключает использование фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия. В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями).

Как организовать обучение функциональной грамотности чтения на уроках? Для начала нужно изменить подход к построению уроков, а именно позиции учителя. Его позиция второстепенная: направлять помогать, корректировать. Обучение вести в интерактивном режиме по принципу «ученик – ученик», что подразумевает диалогическое обучение. Это работа в парах, микрогруппах.

О положительном влиянии диалогического обучения на обучаемость учащихся доказано многими видными исследователями. Так, профессор из Кембриджа Робин Александер пришел к выводу, что посредством диалога учителя могут выявлять «здравый смысл» учащихся ежедневно, взаимодействовать с их идеями и помогать им в преодолении непонимания. … В диалоге ученики (равно, как и учителя) являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие процесс совместного приобретения знаний».

Для формирования навыков функциональной грамотности чтения используются задания поискового, исследовательского, творческого характера, проблемное объяснение новой темы, создание мини-проектов. Необходимую информацию черпать из учебников, дополнительной литературы, словарей, Интернет ресурсов, т.е. разных источников. Работу выполнять в рабочих тетрадях, на флипчартах, создавая постеры, интерактивной доске. Программа Activstudio несколько устарела, так как предполагает работу только для одного ученика – ручка одна. Другое дело виртуальная доска Padlet, которая позволяет всему классу одновременно в режиме реального времени, смоделировать виртуальную стену, показав на ней результаты своей работы, при этом быть доступной для чтения, корректировки, обмена информацией.

Мы учителя-словесники в основном работаем со сплошными текстами. На это направлены и задания в учебниках русского языка и литературы. На уроках необходимо добиваться полного понимания текста: ознакомительное чтение, осмысливание. Это указать тему, идею, озаглавить текст, найти ключевые слова и словосочетания. Учащиеся учатся исключать лишнее и выбирать основное. Первичные навыки по его выполнению ученики отрабатывают через игру «Четвертый лишний». Сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста или найти в тексте предложение, в котором заключена главная мысль автора. Определить тип текста и стиль речи, при этом обосновать свой ответ, доказать точку зрения на основе примеров-признаков принадлежности к тому или иному типу, стилю, найденных в тексте.

При изучении стилей речи, типов текста предлагаю несколько текстов, объединенных одной тематикой, жанром, типом: повествование, описание, рассуждение. Ученикам необходимо определить, что объединяет данные тексты, чем различаются. Аналогичные, но более легкие задания – это выборочные диктанты, выборочное списывание, задания на выписывание предложений определенного типа. Например, при изучении темы «БСП с отношениями пояснения, дополнения, причины» предлагаю ученикам выборочное списывание: 1) простое предложение с однородными членами, 2) БСП. Объяснить остановку двоеточия. Отличаются от заданий в тестах PISA тем, что задания грамматического характера, которые требуют конкретных знаний правил русского языка. Без знаний правил выполнить их невозможно, т.е. общеучебным умениям ученики обучаются в границах учебных предметов. Задания-вопросы в тестах PISA вводят учащихся в ситуации общественной и частной жизни, которые ждут их за порогом школы, и чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, на грамматику внимания мало обращено, нежели в тех заданиях, которые даны в наших учебниках. Ведь мы предусматриваем развитие грамотной устной и письменной речи. Тексты, по которым мы работаем, в основном художественной литературы, обращенной к совести и морали каждого.

Так, на уроках литературы в 9 кл. изучаемые произведения древнерусской литературы («Слово о полку Игореве»), писателей XVIII века М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», художественных классических произведений «Цыганы», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Русские женщины» Н.А. Некрасова далеки от той реальности, в которую вводят задания вопросы в исследовании PISA. В тестах PISA были тексты, получившие название «Научное оружие полиции», состояли из статьи журнала, рассказывающей о применении генетического анализа для расследований преступлений, и трех поясняющих статью маленьких научно-популярных статей, излагающих в образной форме сущность ДНК и ее распознавание в лабораторных условиях. Задания-вопросы направлены, как и у нас при изучении классической литературы, на обнаружение информации в текстах, ее интерпретацию. Получается подход к заданиям по грамотности чтения один, а содержание текстов разное.

Задания по грамотности чтения, что в наших учебниках, что в исследовании, похожи: определить, о каких проблемах…, какое событие…, какие перемены…, что заставило героя…, кого автор называет, считает… (такие задания предусматривают определение последовательности, рассчитаны на аналогию, на вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом, то есть на знание содержания). Однако, нельзя сказать, что в исследовании не было текстов художественных и публицистических произведений (рассказ, басня, рекламный листок, научно-популярная статья, фрагменты из романа и др.). При чтении текстов художественной литературы для развития грамотности чтения у учащихся можно практиковать прием критического мышления «Инсерт», цель которого научить выделять главное, способствовать обмену мнениями о новой информации в группе.

Например, при изучении темы «Сложносочиненные предложения», можно предложить ученикам изучить ее самостоятельно по методу «535». Ученики в группе (состав группы 5 человек) в течение 5 минут самостоятельно читают новый материал из учебника, ресурсов Интернета, обсуждают прочитанные правила, находят и выписывают 3 ключевые идеи на флипчарт. Затем устно презентуют свой мини-проект на установленное время, то есть выступление не более 2-3 минут, где слушающие оценивали их устные ответы, по ходу исправляли допущенные речевые ошибки. Это задание направлено на оценку умения находить информацию в тексте. Такого типа упражнения встречаются в грамматике, например, определить количество числительных в тексте, «сколько от общего числа количественных, порядковых, собирательных?», «найти синонимы, антонимы, омонимы». К таким заданиям можно отнести и вопросы «Разделяешь ли ты мнение автора? Аргументируй свой ответ» или Согласен ли ты с тем, что…».

Для оценки умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию с информацией из других источников или личным опытом, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, по содержанию текста, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста, найти аргументы, подтверждающие мнения, высказывания, объяснить заглавие текста.

Пример задания на сравнение, сопоставление приведу из своего урока при изучении темы «ССП с соединительными союзами» с использованием приема критического мышления «Шесть шляп». Ученикам можно предложить проанализировать информацию из учебников, информационных ресурсов на тему «ССП с соединительными союзами» и из просмотра видеопритчи на тему «Индивидуальный подход» и построить между лексической и грамматической темами логическую связь. Наблюдение на моих уроках показало: ученики путем обмена мнениями, дискуссий, уточняющих вопросов, внимательно слушая друг друга, провели сложный ситуационный, сравнительный, сопоставительный анализы в командной деятельности (микрогруппы из 3 учащихся). А на уроках литературы более всего учащиеся показывают умения сравнительного анализа поэзии и прозы, литературных персонажей, героев романтизма и реализма, выявить общее и различия.

На этапе оценки рефлексии на содержание текста, где подразумевается достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся, реализуется проверка таких умений, как различать объективную и субъективную информацию, связывать информацию текста с фактами / событиями реальной действительности, аргументировать свою точку зрения. Это написание отзыва, аннотации. Выполнение такого задания не представит особой трудности ученикам при его систематическом использовании. Учащиеся могут написать отзыв, аннотацию на текст, на прочитанное художественное произведение, как по школьной программе, так и по внеклассному чтению или просмотренный художественный фильм, поставленный по изучаемому произведению.

Первичные навыки для успешного написания отзыва, аннотации, необходимо отрабатывать на этапах вызова и рефлексии, когда ученикам задается самостоятельно сформулировать цель урока по вопросам с использованием ключевых слов. Например, при изучении темы «ССП с противительными союзами» ученикам я предложила ответить на вопросы «Что узнаем? Чему научимся? Как будем работать? Что получим в результате?» и ключевые слова «ССП…, речь…, группа…, выступление…, уважение…, справедливость…», к концу урока на этапе рефлексии, на эти же вопросы, но с глаголами в прошедшем времени предлагаю ученикам написать эссе. При выполнении таких заданий отрабатываются навыки вести беседу, не теряя нити темы разговора.

Для отработки навыков рефлексии на содержание текста на уроках литературы можно использовать вопросы, требующие формулировки и аргументации собственного мнения. Можно предложить привести доводы в защиту своей точки зрения, доказать свой ответ, обосновать свою точку зрения. Ответить на вопросы «Какие ассоциации вызывает у вас фамилия главного героя?», «Выскажите своё отношение к позиции автора / героя», «Как автор относится к своему герою? Обоснуйте своё мнение», «Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему?», «Как вы думаете, актуальна ли тема «маленького человека» в наши дни?», «Какие недостатки общественной жизни высмеивает автор в произведении?», то есть прием критического мышления «Вопросы высокого порядка», «Ромашка Блума».

На уроках русского языка можно предложить игру «Корректор» (исправить ошибки); задания на реконструкцию предложений или текста; объяснить значение фразеологизмов, пословиц, афоризмов, придумать ситуацию, в которой бы они использовались.

Для оценки рефлексии на форму подачи текста важно, чтобы читатель, выполняя задания, оценивал не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. Здесь предполагается развитие умения: обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом. Этот аспект понимания текста подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений. Для выполнения подобных заданий учащийся должен владеть знаниями о структуре текста, особенностях жанра, обнаруживать способности слышать авторский голос и различать авторские оценки изображенного.

На уроках литературы учащимся можно предложить следующие задания: «Обладает ли автор / герой чувством юмора? Приведите примеры из текста», «Как вы думаете, почему автор отказался от оптимистического финала? Придумайте свой вариант финала произведения», «Какие романтические и реалистические черты сочетаются в произведениях автора?» или найти в стихотворении эпитеты, метафору, олицетворение, сравнение, гиперболу, аллитерацию, то есть тропы, стилистические фигуры.

Подводя итоги приведенным примерам заданий из своего опыта работы, отмечу, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если слабый ученик в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Анализируя активность учеников на уроках, их ответы, способы решения, пришла к выводу, что функциональная грамотность чтения расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.

Особый интерес представляют исследования международных тенденций в оценке качества образования, изучение систем мониторинга результатов обучения, в первую очередь школьников. Одним из ведущих международных организаций системы мониторинга качества образования в мире является Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в числе приоритетных образовательных проектов которого находится PISA (Programme for International Student Assessment).

Участие Казахстана в данном международном исследовании позволяет получать сравнительную оценку уровня подготовки наших учеников с уровнем подготовки учащихся других стран мира, доступ к методикам, соответствующим последним мировым достижениям в сфере оценки качества образования, которые разрабатываются ведущими специалистами мира по проведению кросс-национальных исследований, оценке учебных достижений и анализу результатов исследования. 

Казахстан впервые принял участие в международном исследовании PISA в 2009г., затем в 2012г. В 2015 году учащиеся Казахстана очередной раз на экзаменах PISA проверили знания по естественнонаучной грамотности. В 2018 году Казахстан примет участие в международном исследовании на знание функциональной грамотности чтения.

Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР - 28,6%). Таким образом, результаты участия Казахстана в PISA показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, и их необходимо учить применять в реальных, жизненных ситуациях. Как писал Георг Лихтенберг: «Когда людей начнут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, тогда исчезнут всякие недоразумения».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!