Развитие функциональной грамотности как средство овладения обучающимися системой ключевых компетенций
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Выделяют следующие основные направления формирования функциональной грамотности на уроках английского языка:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Глобальная компетентность
Креативное мышление
Проанализировав задания из учебника, непосредственно с которым мы работаем, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.
В учебниках линейки Spotlight заданий на развитие читательской грамотности огромное множество. Это и задания типа прочитать текст и ответить на вопросы, и вставить недостающие слова, и отметить утверждения правда, ложь или нет информации.
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника для 5 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
У
чебник Spotlight предлагает упражнения на формирование финансовой грамотности. В большой степени это составление диалогов «Продавец - покупатель».
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится учувствовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, научно интерпретировать данные и доказательства.
5 класс – тексты о животных, которые очень интересны детям. 7 класс – пищевые цепочки и естественная среда обитания отдельных видов.
Глобальная компетентность – это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Развитие глобальной компетенции может рассматриваться в трех аспектах: личной, местной т глобальной. В глобальном смысле эта компетенция очень ярко представлена в 7 классе, где поднимается тема загрязнения окружающей среды и пути решения этой проблемы.
В 8 классе можно найти рассмотрение личной глобальной комптенции – конфликти пути его разрешения.
Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или эффектного выражения воображения. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи. В Spotlight креативное мышление ярко представлено разделами Portfolio, Writing и Project, которые можно найти практически в конце каждого урока.
И в заключение хотелось бы сделать вывод. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.