СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка»

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка.

Стриганова Е.В., учитель английского языка

В нашем современном мире человечество  постоянно стоит перед вызовами,и каждому человеку приходится часто делать нелегкий выбор и давать ответ этим вызовам.

Одним из таких вызовов является функциональная грамотность. Само понятие функциональной грамотности раскрывается как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться  и функционировать в ней. На уроках английского языка в развитии функциональной грамотности большую роль играет проектная деятельность обучающихся.

Функциональная грамотность и проектная деятельность имеют много точек соприкосновения,а именно:компетентностный подход,развитие критического мышления,групповая форма работы,взаимообучение,самооценивание,взаимооценивание результатов деятельности,развитие индивидуальных способностей учащихся,формирование инициативной и изобретательной  личности,умеющей самостоятельно принимать нужные решения.

Именно в проектной деятельности заключен инструментарий для формирования функциональной грамотности,поскольку решаются самые важные задачи:чему учить, как учить,зачем учить,как учить.А главное - как учить результативно.

Основным средством проектной технологии является метод проекта.Создание его -показатель освоения и формирования навыков функциональной грамотности обучающихся.Метод применяется  как на уроках,так и во внеурочной деятельности.Все средства этого метода и проектной технологии в целом эффективны в достижении формирования функциональной грамотности.

Метод проекта строится по принципу 5П:проблема,поиск информации,проектирование,продукт,презентация.Внешний результат можно будет увидеть,осмыслить и применить на практике.Внутренний результат(опыт деятельности) станет качественным  достоянием учащегося,соединяющим знания,умения,компетенции и ценности.

Проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.Проектно-исследовательскую деятельность можно осуществлять индивидуально,группами,а та же в сотрудничестве классов,школ и международный организаций.

В методическом арсенале учителя много различных приемов,способов,инновационных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.Проектная деятельности-один из самых эффективных методов  развития функциональной грамотности.Сам проект-это и метод,и содержание,и форма организации учебного процесса,и технология.

При отборе тем проектов необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся,наличие новой информации для них по данной теме,наличие подтверждающих информацию фактов,наличие иллюстраций,схем,диаграмм и мнений.Тема проекта должна быть интересна ученику,должна содержать новую для ученика информацию,должна развивать кругозор,должна не быть перегружена цифрами,датами,терминами.Иллюстрации,схемы,диаграммы и мнения должны помогать разобраться в содержании,при этом не отвлекая от развития познавательной активности.Уровень трудности проекта должен соответствовать возрасту ученика,при необходимости иметь возможность быть адаптированным.Проект должен быть структурирован соответственно принятым нормам.Объем проекта не должен превышать установленную норму по содержанию.

В итоге результатом проектной деятельности для формирования функциональной грамотности решаются основные задачи обучения английскому языку.А именно:образовательная(актуализация и систематизация знаний при изучении определенной темы,выходящей за рамки школьной программы),воспитательная(создание продукта,востребованного другими) и развивающая(развитие умения размышлять,анализировать,сравнивать,делать собственные выводы,отбирать и систематизировать материал,реферировать его,использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования,публично представлять результаты исследования).

Применение метода проектной деятельности повышает мотивацию к изучению иностранного языка и служит цикличности методики организации учебного процесса.Применительно к уроку иностранного языка,проект-это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий,завершающихся созданием творческого продукта.В практике лучше использовать форму группового проекта.Выполнение осуществляется по схеме:подготовка к проекту,организация участников проекта,выполнение проекта,презентация проекта,подведение итогов проектной работы.Учителю необходимо инициировать идею и оказать помощь в первоначальном планировании.Далее на этапе создания проекта необходимо оказывать помощь в форме консультации по отдельным вопросам,по источникам информации,одновременно осуществляя координацию действий между отдельными участниками проекта.На заключительном этапе учитель принимает участие в подведении итогов работы и оценивании проектной деятельности.

Таким образом,применение всех вышеперечисленных средств проектной деятельности является актуальным решением нестандартных задач и анализа необычных ситуаций в работе на уроках и во  внеурочной работе,а так же раскрывает творческий потенциал,исследовательские умения,организовывает целенаправленную самостоятельную работу учащихся,повышая их самооценку,учит отмечать свои успехи и успехи одноклассников,повышает интерес к процессу обучения,помогает подготовиться к ВПР в 7-х классах,проводить рефлексию собственной деятельности и доводить работу до конца.Метод проектной деятельности и его средства применим к системам знаний всех без исключения учебных дисциплин.