СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены разные типы заданий по географии для разных классов и уровней обучения по развитию функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках географии»

 Развитие функциональной грамотности на уроках географии Моисеенко Людмила Ивановна, учитель географии МБОУ «Средняя школа № 3»

Развитие функциональной грамотности на уроках географии

Моисеенко Людмила Ивановна,

учитель географии

МБОУ «Средняя школа № 3»

ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАПОЛНЕНО НОВЫМ КАЧЕСТВОМ И СОДЕРЖАНИЕМ (Из Государственной программы развития образования на 2011 – 2020 годы) Наша задача: развитие у обучающихся умения использовать свои знания в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе. Развивать логическое мышление.
  • ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАПОЛНЕНО НОВЫМ КАЧЕСТВОМ И СОДЕРЖАНИЕМ (Из Государственной программы развития образования на 2011 – 2020 годы)
  • Наша задача: развитие у обучающихся умения использовать свои знания в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе. Развивать логическое мышление.
Функциональная грамотность Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение всей жизни знания, умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Функциональная грамотность

  • Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение всей жизни знания, умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Направления функциональной грамотности    читательская грамотность  естественнонаучная грамотность  глобальные компетенции  финансовая грамотность  креативное мышление  математическая грамотность

Направления функциональной грамотности

  • читательская грамотность
  • естественнонаучная грамотность
  • глобальные компетенции
  • финансовая грамотность
  • креативное мышление
  • математическая грамотность
Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В проводимых исследованиях PISA выделяют 3 уровня читательской грамотности Умение найти и извлечь информацию из текста Осмысление и оценивание прочитанного Интерпретировать информацию База заданий для формирования читательской грамотности  Найди ошибку в тексте Ответь на вопросы Найди в тексте доводы «за» и «против» заявленного утверждения На основе текста составь карту Выскажи свое мнение по представленному в тексте вопросу Восстанови текст, в котором пропущены слова Подтверди позицию автора Не согласись с позицией автора Сформулируй суждение, используя информацию текста Составь список объектов, связанных с темой прочитанного текста

Читательская грамотность это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В проводимых исследованиях PISA выделяют 3 уровня читательской грамотности

Умение найти и извлечь информацию из текста

Осмысление и оценивание прочитанного

Интерпретировать информацию

База заданий для формирования читательской грамотности

  • Найди ошибку в тексте
  • Ответь на вопросы
  • Найди в тексте доводы «за» и «против» заявленного утверждения
  • На основе текста составь карту
  • Выскажи свое мнение по представленному в тексте вопросу
  • Восстанови текст, в котором пропущены слова
  • Подтверди позицию автора
  • Не согласись с позицией автора
  • Сформулируй суждение, используя информацию текста
  • Составь список объектов, связанных с темой прочитанного текста

Задания на развитие читательской грамотности

7 класс. Найди ошибки в тексте.

С глубокой древности существуют две формы правления: монархия и республика. В монархиях вся власть принадлежит одному человеку — монарху, который получает ее в результате проводимых в стране выборов. Большинство монархий находится в Африке. А вот в Европе и Америке их нет ни одной. В республиках власть принадлежит народу страны. Это значит, что все жители страны управляют ею, поэтому никаких дополнительных выборов проводить не нужно. Большинство стран мира являются республиками. К этому виду стран относится и Россия.

6 класс. Дополните утверждения.

Неровности поверхности Земли называются ____________________________ . Превышение одной точки земной поверхности над другой точкой называется ____________________________ высотой, а превышение точки земной поверхности над уровнем моря __________________________высотой. На картах крупного масштаба неровности поверхности Земли изображаются с помощью _____________ _ — линий, соединяющих точки с одинаковой абсолютной высотой. Чем ближе эти линии расположены друг к другу, тем склон __________________.

Задания на развитие читательской грамотности

9 класс. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задание.

Устье Волги вошло в десятку самых загрязнённых береговых зон.

Крупнейший водоём Европы — один из самых грязных в России. Согласно ис­следованию Всемирного банка, крупные притоки Волги, такие как Ока и Кама, оцениваются как «очень грязные», а местами даже как «чрезвычайно гряз­ные». Устье Волги вошло в первую десятку списка самых загрязнённых бере­говых зон (по данным исследования учёных Калифорнийского университета). Прибрежные зоны страдают в наибольшей степени из-за огромного количе­ства различных типов промышленных и бытовых выбросов на суше. Это нега­тивное воздействие особенно сильно в устьях крупных рек, в которые впадает большое количество более мелких притоков, «собирающих» выбросы с ог­ромных площадей суши.

  • По материалам РИА «Новости» https : / / ria . ru /есо /20090710/176933219. html
  • Почему проблема экологического состояния реки Волги является актуальной?
  • В чём причины неблагоприятного экологического состояния реки Волги?
  • Приведите два аргумента, подтверждающих основную мысль в тексте.
  • Аргумент 1:
  • Аргумент 2:
  • Предложите наиболее эффективные меры по улучшению экологи­ческого состояния Волжского речного бассейна.
Естественно-научная грамотность отражает способность человека применять естественно-научные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.   8 класс.

Естественно-научная грамотность отражает способность человека применять естественно-научные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.

8 класс.

Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.   11 класс. В Китае остро стоит проблема защиты земельных и водных угодий от губительных пустынных бурь. С ноября по апрель тучи песка, на 90 % состоящие из мелкозернистых частиц извести, обрушиваются на южные районы страны, нанося огромный ущерб хозяйству. Ураганы здесь случаются 80 раз в год. Как защитить пашню от бурь? 9 класс. При изучении темы «Западная Сибирь» выступить в роли проектировщиков и экологов и выбрать место для постройки алюминиевого завода.  7 класс. При изучении материка Антарктида провести исследование почему этот материк называют страной мороза и жестокого солнца. При изучении Австралии провести исследование почему Австралию называют страной наоборот?

Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.

11 класс. В Китае остро стоит проблема защиты земельных и водных угодий от губительных пустынных бурь. С ноября по апрель тучи песка, на 90 % состоящие из мелкозернистых частиц извести, обрушиваются на южные районы страны, нанося огромный ущерб хозяйству. Ураганы здесь случаются 80 раз в год. Как защитить пашню от бурь?

9 класс. При изучении темы «Западная Сибирь» выступить в роли проектировщиков и экологов и выбрать место для постройки алюминиевого завода.

7 класс. При изучении материка Антарктида провести исследование почему этот материк называют страной мороза и жестокого солнца. При изучении Австралии провести исследование почему Австралию называют страной наоборот?

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. 5 класс . Вы знаете, что с 21 марта по 23 сентября солнце больше освещает Северное полушарие. Можно сказать, что в это время в Северном полушарии лето. Лето же Южного полушария начинается 23 сентября, а заканчивается 21 марта. Вроде бы всё по-честному – по полгода. Но это только приблизительно, если не проводить точные расчёты. Определите в каком полушарии – Северном или Южном – лето длится дольше. Приведите необходимые расчёты.  6 класс. В аэропорту города Сочи температура воздуха +26 °С. Самолёт поднялся в воздух и взял направление на Москву. Определите высоту, на которой летит самолёт, если температура воздуха за его бортом -12 °С.  7 класс. 1. Определить протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток.  2. Как изменилась бы абсолютная высота горы Джомолунгма, если бы уровень Мирового океана:  а)  повысился на 10 м?  б)  понизился на 12 м?

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

5 класс . Вы знаете, что с 21 марта по 23 сентября солнце больше освещает Северное полушарие. Можно сказать, что в это время в Северном полушарии лето. Лето же Южного полушария начинается 23 сентября, а заканчивается 21 марта. Вроде бы всё по-честному – по полгода. Но это только приблизительно, если не проводить точные расчёты.

Определите в каком полушарии – Северном или Южном – лето длится дольше. Приведите необходимые расчёты.

6 класс. В аэропорту города Сочи температура воздуха +26 °С. Самолёт поднялся в воздух и взял направление на Москву. Определите высоту, на которой летит самолёт, если температура воздуха за его бортом -12 °С.

7 класс. 1. Определить протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток.

2. Как изменилась бы абсолютная высота горы Джомолунгма, если бы уровень Мирового океана:

а) повысился на 10 м?

б) понизился на 12 м?

Задания на развитие математической грамотности 8 класс. Практическая работа на определение поясного времени. Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку самолёт в Сочи (II часовая зона), вылетевший из Хабаровска (IX часовая зона) в 8 часов по местному времени, если расчётное время полёта составляет 9 часов 20 минут. Запишите ход решения задачи и ответ цифрами. 9 класс. Практическая работа. Расчёт ресурсообеспеченности России и сравнение с другими странами. . Страна Запасы ( млрд. тонн ) Весь мир нефть уголь Россия 139,7 Добыча ( млн. тонн ) железные руды Германия 1725 6,7 394 нефть 0,2 200 3541 71,0 111 уголь Ресурсообеспеченность ( в годах ) 2,9 4700 железные руды 304 12 906 нефть 281 уголь   107 249 железные руды 0    

Задания на развитие математической грамотности

8 класс. Практическая работа на определение поясного времени.

Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку самолёт в Сочи (II часовая зона), вылетевший из Хабаровска (IX часовая зона) в 8 часов по местному времени, если расчётное время полёта составляет 9 часов 20 минут. Запишите ход решения задачи и ответ цифрами.

9 класс. Практическая работа. Расчёт ресурсообеспеченности России и сравнение с другими странами.

.

Страна

Запасы

( млрд. тонн )

Весь мир

нефть

уголь

Россия

139,7

Добыча

( млн. тонн )

железные руды

Германия

1725

6,7

394

нефть

0,2

200

3541

71,0

111

уголь

Ресурсообеспеченность

( в годах )

2,9

4700

железные руды

304

12

906

нефть

281

уголь

 

107

249

железные руды

0

 

 

«Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений). 9 класс. Проанализируйте данные таблицы и рассчитайте показатель меха­нического прироста населения субъектов РФ, входящих в состав Даль­него Востока. Впишите полученные данные в таблицу, ответьте на вопросы и сформулируйте вывод. Как можно в целом охарактеризовать миграционную ситуацию на Дальнем Востоке? В каких субъектах РФ, входящих в состав Дальнего Востока, мигра­ционная ситуация наиболее и наименее благоприятная? В чём причины сложившейся миграционной ситуации в регионе? Какие меры необходимо предпринять для улучшения миграционной ситуации на Дальнем Востоке?

«Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

9 класс. Проанализируйте данные таблицы и рассчитайте показатель меха­нического прироста населения субъектов РФ, входящих в состав Даль­него Востока. Впишите полученные данные в таблицу, ответьте на вопросы и сформулируйте вывод.

  • Как можно в целом охарактеризовать миграционную ситуацию на Дальнем Востоке?
  • В каких субъектах РФ, входящих в состав Дальнего Востока, мигра­ционная ситуация наиболее и наименее благоприятная?
  • В чём причины сложившейся миграционной ситуации в регионе?
  • Какие меры необходимо предпринять для улучшения миграционной ситуации на Дальнем Востоке?
Задания на развитие глобальных компетенций. 9 класс. Выберите одну из перечисленных особенностей Дальнего Востока и предложите свой вариант развития региона. Напишите эссе, в кото­ром сформулируйте и объясните свою точку зрения по данной пробле­ме. Приведите максимальное количество аргументов. Дальний Восток — особый регион России, который выделяется своими особенностями: Дальний Восток — огромное пространство, занимающее 36% терри­тории России; Дальний Восток — самый отдалённый регион от европейской части страны; Дальний Восток обладает огромными природными богатствами; Дальний Восток, простирающийся с севера на юг и с запада на восток на 2500-3000 км, характеризуется контрастными природно-климати­ческими условиями; Дальний Восток — слабо заселённая территория России; Дальний Восток занимает уникальное геополитическое и геострате­гическое положение. За последнее тридцатилетие принято много программ и стратегий раз­вития Дальнего Востока, которые не были полностью реализованы.

Задания на развитие глобальных компетенций.

9 класс. Выберите одну из перечисленных особенностей Дальнего Востока и предложите свой вариант развития региона. Напишите эссе, в кото­ром сформулируйте и объясните свою точку зрения по данной пробле­ме. Приведите максимальное количество аргументов.

Дальний Восток — особый регион России, который выделяется своими особенностями:

Дальний Восток — огромное пространство, занимающее 36% терри­тории России;

Дальний Восток — самый отдалённый регион от европейской части страны;

Дальний Восток обладает огромными природными богатствами;

Дальний Восток, простирающийся с севера на юг и с запада на восток на 2500-3000 км, характеризуется контрастными природно-климати­ческими условиями;

Дальний Восток — слабо заселённая территория России;

Дальний Восток занимает уникальное геополитическое и геострате­гическое положение.

За последнее тридцатилетие принято много программ и стратегий раз­вития Дальнего Востока, которые не были полностью реализованы.

Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и рисков, мотивация для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества.

Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и рисков, мотивация для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества.

Кто постигает новое лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций). СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Кто постигает новое лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!