Развитие функциональной грамотности на уроках географии
Моисеенко Людмила Ивановна,
учитель географии
МБОУ «Средняя школа № 3»
- ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАПОЛНЕНО НОВЫМ КАЧЕСТВОМ И СОДЕРЖАНИЕМ (Из Государственной программы развития образования на 2011 – 2020 годы)
- Наша задача: развитие у обучающихся умения использовать свои знания в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе. Развивать логическое мышление.
Функциональная грамотность
- Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение всей жизни знания, умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Направления функциональной грамотности
- читательская грамотность
- естественнонаучная грамотность
- глобальные компетенции
- финансовая грамотность
- креативное мышление
- математическая грамотность
Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В проводимых исследованиях PISA выделяют 3 уровня читательской грамотности
Умение найти и извлечь информацию из текста
Осмысление и оценивание прочитанного
Интерпретировать информацию
База заданий для формирования читательской грамотности
- Найди в тексте доводы «за» и «против» заявленного утверждения
- На основе текста составь карту
- Выскажи свое мнение по представленному в тексте вопросу
- Восстанови текст, в котором пропущены слова
- Не согласись с позицией автора
- Сформулируй суждение, используя информацию текста
- Составь список объектов, связанных с темой прочитанного текста
Задания на развитие читательской грамотности
7 класс. Найди ошибки в тексте.
С глубокой древности существуют две формы правления: монархия и республика. В монархиях вся власть принадлежит одному человеку — монарху, который получает ее в результате проводимых в стране выборов. Большинство монархий находится в Африке. А вот в Европе и Америке их нет ни одной. В республиках власть принадлежит народу страны. Это значит, что все жители страны управляют ею, поэтому никаких дополнительных выборов проводить не нужно. Большинство стран мира являются республиками. К этому виду стран относится и Россия.
6 класс. Дополните утверждения.
Неровности поверхности Земли называются ____________________________ . Превышение одной точки земной поверхности над другой точкой называется ____________________________ высотой, а превышение точки земной поверхности над уровнем моря __________________________высотой. На картах крупного масштаба неровности поверхности Земли изображаются с помощью _____________ _ — линий, соединяющих точки с одинаковой абсолютной высотой. Чем ближе эти линии расположены друг к другу, тем склон __________________.
Задания на развитие читательской грамотности
9 класс. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задание.
Устье Волги вошло в десятку самых загрязнённых береговых зон.
Крупнейший водоём Европы — один из самых грязных в России. Согласно исследованию Всемирного банка, крупные притоки Волги, такие как Ока и Кама, оцениваются как «очень грязные», а местами даже как «чрезвычайно грязные». Устье Волги вошло в первую десятку списка самых загрязнённых береговых зон (по данным исследования учёных Калифорнийского университета). Прибрежные зоны страдают в наибольшей степени из-за огромного количества различных типов промышленных и бытовых выбросов на суше. Это негативное воздействие особенно сильно в устьях крупных рек, в которые впадает большое количество более мелких притоков, «собирающих» выбросы с огромных площадей суши.
- По материалам РИА «Новости» https : / / ria . ru /есо /20090710/176933219. html
- Почему проблема экологического состояния реки Волги является актуальной?
- В чём причины неблагоприятного экологического состояния реки Волги?
- Приведите два аргумента, подтверждающих основную мысль в тексте.
- Предложите наиболее эффективные меры по улучшению экологического состояния Волжского речного бассейна.
Естественно-научная грамотность отражает способность человека применять естественно-научные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.
8 класс.
Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.
11 класс. В Китае остро стоит проблема защиты земельных и водных угодий от губительных пустынных бурь. С ноября по апрель тучи песка, на 90 % состоящие из мелкозернистых частиц извести, обрушиваются на южные районы страны, нанося огромный ущерб хозяйству. Ураганы здесь случаются 80 раз в год. Как защитить пашню от бурь?
9 класс. При изучении темы «Западная Сибирь» выступить в роли проектировщиков и экологов и выбрать место для постройки алюминиевого завода.
7 класс. При изучении материка Антарктида провести исследование почему этот материк называют страной мороза и жестокого солнца. При изучении Австралии провести исследование почему Австралию называют страной наоборот?
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
5 класс . Вы знаете, что с 21 марта по 23 сентября солнце больше освещает Северное полушарие. Можно сказать, что в это время в Северном полушарии лето. Лето же Южного полушария начинается 23 сентября, а заканчивается 21 марта. Вроде бы всё по-честному – по полгода. Но это только приблизительно, если не проводить точные расчёты.
Определите в каком полушарии – Северном или Южном – лето длится дольше. Приведите необходимые расчёты.
6 класс. В аэропорту города Сочи температура воздуха +26 °С. Самолёт поднялся в воздух и взял направление на Москву. Определите высоту, на которой летит самолёт, если температура воздуха за его бортом -12 °С.
7 класс. 1. Определить протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток.
2. Как изменилась бы абсолютная высота горы Джомолунгма, если бы уровень Мирового океана:
а) повысился на 10 м?
б) понизился на 12 м?
Задания на развитие математической грамотности
8 класс. Практическая работа на определение поясного времени.
Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку самолёт в Сочи (II часовая зона), вылетевший из Хабаровска (IX часовая зона) в 8 часов по местному времени, если расчётное время полёта составляет 9 часов 20 минут. Запишите ход решения задачи и ответ цифрами.
9 класс. Практическая работа. Расчёт ресурсообеспеченности России и сравнение с другими странами.
.
Страна
Запасы
( млрд. тонн )
Весь мир
нефть
уголь
Россия
139,7
Добыча
( млн. тонн )
железные руды
Германия
1725
6,7
394
нефть
0,2
200
3541
71,0
111
уголь
Ресурсообеспеченность
( в годах )
2,9
4700
железные руды
304
12
906
нефть
281
уголь
107
249
железные руды
0
«Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
9 класс. Проанализируйте данные таблицы и рассчитайте показатель механического прироста населения субъектов РФ, входящих в состав Дальнего Востока. Впишите полученные данные в таблицу, ответьте на вопросы и сформулируйте вывод.
- Как можно в целом охарактеризовать миграционную ситуацию на Дальнем Востоке?
- В каких субъектах РФ, входящих в состав Дальнего Востока, миграционная ситуация наиболее и наименее благоприятная?
- В чём причины сложившейся миграционной ситуации в регионе?
- Какие меры необходимо предпринять для улучшения миграционной ситуации на Дальнем Востоке?
Задания на развитие глобальных компетенций.
9 класс. Выберите одну из перечисленных особенностей Дальнего Востока и предложите свой вариант развития региона. Напишите эссе, в котором сформулируйте и объясните свою точку зрения по данной проблеме. Приведите максимальное количество аргументов.
Дальний Восток — особый регион России, который выделяется своими особенностями:
Дальний Восток — огромное пространство, занимающее 36% территории России;
Дальний Восток — самый отдалённый регион от европейской части страны;
Дальний Восток обладает огромными природными богатствами;
Дальний Восток, простирающийся с севера на юг и с запада на восток на 2500-3000 км, характеризуется контрастными природно-климатическими условиями;
Дальний Восток — слабо заселённая территория России;
Дальний Восток занимает уникальное геополитическое и геостратегическое положение.
За последнее тридцатилетие принято много программ и стратегий развития Дальнего Востока, которые не были полностью реализованы.
Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и рисков, мотивация для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества.
Кто постигает новое лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!