СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены задания по развитию функциональной грамотности на уроках географии для различных классов.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках географии»

 Развитие функциональной грамотности на уроках географии Моисеенко Людмила Ивановна, учитель географии МБОУ «Средняя школа № 3»

Развитие функциональной грамотности на уроках географии

Моисеенко Людмила Ивановна,

учитель географии

МБОУ «Средняя школа № 3»

ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАПОЛНЕНО НОВЫМ КАЧЕСТВОМ И СОДЕРЖАНИЕМ (Из Государственной программы развития образования на 2011 – 2020 годы) Наша задача: развитие у обучающихся умения использовать свои знания в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе. Развивать логическое мышление.
  • ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАПОЛНЕНО НОВЫМ КАЧЕСТВОМ И СОДЕРЖАНИЕМ (Из Государственной программы развития образования на 2011 – 2020 годы)
  • Наша задача: развитие у обучающихся умения использовать свои знания в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе. Развивать логическое мышление.
Функциональная грамотность Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение всей жизни знания, умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Функциональная грамотность

  • Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение всей жизни знания, умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Направления функциональной грамотности    читательская грамотность  естественнонаучная грамотность  глобальные компетенции  финансовая грамотность  креативное мышление  математическая грамотность

Направления функциональной грамотности

  • читательская грамотность
  • естественнонаучная грамотность
  • глобальные компетенции
  • финансовая грамотность
  • креативное мышление
  • математическая грамотность
Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В проводимых исследованиях PISA выделяют 3 уровня читательской грамотности Умение найти и извлечь информацию из текста Осмысление и оценивание прочитанного Интерпретировать информацию База заданий для формирования читательской грамотности  Найди ошибку в тексте Ответь на вопросы Найди в тексте доводы «за» и «против» заявленного утверждения На основе текста составь карту Выскажи свое мнение по представленному в тексте вопросу Восстанови текст, в котором пропущены слова Подтверди позицию автора Не согласись с позицией автора Сформулируй суждение, используя информацию текста Составь список объектов, связанных с темой прочитанного текста

Читательская грамотность это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В проводимых исследованиях PISA выделяют 3 уровня читательской грамотности

Умение найти и извлечь информацию из текста

Осмысление и оценивание прочитанного

Интерпретировать информацию

База заданий для формирования читательской грамотности

  • Найди ошибку в тексте
  • Ответь на вопросы
  • Найди в тексте доводы «за» и «против» заявленного утверждения
  • На основе текста составь карту
  • Выскажи свое мнение по представленному в тексте вопросу
  • Восстанови текст, в котором пропущены слова
  • Подтверди позицию автора
  • Не согласись с позицией автора
  • Сформулируй суждение, используя информацию текста
  • Составь список объектов, связанных с темой прочитанного текста

Задания на развитие читательской грамотности

7 класс. Найди ошибки в тексте.

С глубокой древности существуют две формы правления: монархия и республика. В монархиях вся власть принадлежит одному человеку — монарху, который получает ее в результате проводимых в стране выборов. Большинство монархий находится в Африке. А вот в Европе и Америке их нет ни одной. В республиках власть принадлежит народу страны. Это значит, что все жители страны управляют ею, поэтому никаких дополнительных выборов проводить не нужно. Большинство стран мира являются республиками. К этому виду стран относится и Россия.

6 класс. Дополните утверждения.

Неровности поверхности Земли называются ____________________________ . Превышение одной точки земной поверхности над другой точкой называется ____________________________ высотой, а превышение точки земной поверхности над уровнем моря __________________________высотой. На картах крупного масштаба неровности поверхности Земли изображаются с помощью _____________ _ — линий, соединяющих точки с одинаковой абсолютной высотой. Чем ближе эти линии расположены друг к другу, тем склон __________________.

Задания на развитие читательской грамотности

9 класс. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задание.

Устье Волги вошло в десятку самых загрязнённых береговых зон.

Крупнейший водоём Европы — один из самых грязных в России. Согласно ис­следованию Всемирного банка, крупные притоки Волги, такие как Ока и Кама, оцениваются как «очень грязные», а местами даже как «чрезвычайно гряз­ные». Устье Волги вошло в первую десятку списка самых загрязнённых бере­говых зон (по данным исследования учёных Калифорнийского университета). Прибрежные зоны страдают в наибольшей степени из-за огромного количе­ства различных типов промышленных и бытовых выбросов на суше. Это нега­тивное воздействие особенно сильно в устьях крупных рек, в которые впадает большое количество более мелких притоков, «собирающих» выбросы с ог­ромных площадей суши.

  • По материалам РИА «Новости» https : / / ria . ru /есо /20090710/176933219. html
  • Почему проблема экологического состояния реки Волги является актуальной?
  • В чём причины неблагоприятного экологического состояния реки Волги?
  • Приведите два аргумента, подтверждающих основную мысль в тексте.
  • Аргумент 1:
  • Аргумент 2:
  • Предложите наиболее эффективные меры по улучшению экологи­ческого состояния Волжского речного бассейна.
Естественно-научная грамотность отражает способность человека применять естественно-научные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.   8 класс.

Естественно-научная грамотность отражает способность человека применять естественно-научные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.

8 класс.

Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.   11 класс. В Китае остро стоит проблема защиты земельных и водных угодий от губительных пустынных бурь. С ноября по апрель тучи песка, на 90 % состоящие из мелкозернистых частиц извести, обрушиваются на южные районы страны, нанося огромный ущерб хозяйству. Ураганы здесь случаются 80 раз в год. Как защитить пашню от бурь? 9 класс. При изучении темы «Западная Сибирь» выступить в роли проектировщиков и экологов и выбрать место для постройки алюминиевого завода.  7 класс. При изучении материка Антарктида провести исследование почему этот материк называют страной мороза и жестокого солнца. При изучении Австралии провести исследование почему Австралию называют страной наоборот?

Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.

11 класс. В Китае остро стоит проблема защиты земельных и водных угодий от губительных пустынных бурь. С ноября по апрель тучи песка, на 90 % состоящие из мелкозернистых частиц извести, обрушиваются на южные районы страны, нанося огромный ущерб хозяйству. Ураганы здесь случаются 80 раз в год. Как защитить пашню от бурь?

9 класс. При изучении темы «Западная Сибирь» выступить в роли проектировщиков и экологов и выбрать место для постройки алюминиевого завода.

7 класс. При изучении материка Антарктида провести исследование почему этот материк называют страной мороза и жестокого солнца. При изучении Австралии провести исследование почему Австралию называют страной наоборот?

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. 5 класс . Вы знаете, что с 21 марта по 23 сентября солнце больше освещает Северное полушарие. Можно сказать, что в это время в Северном полушарии лето. Лето же Южного полушария начинается 23 сентября, а заканчивается 21 марта. Вроде бы всё по-честному – по полгода. Но это только приблизительно, если не проводить точные расчёты. Определите в каком полушарии – Северном или Южном – лето длится дольше. Приведите необходимые расчёты.  6 класс. В аэропорту города Сочи температура воздуха +26 °С. Самолёт поднялся в воздух и взял направление на Москву. Определите высоту, на которой летит самолёт, если температура воздуха за его бортом -12 °С.  7 класс. 1. Определить протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток.  2. Как изменилась бы абсолютная высота горы Джомолунгма, если бы уровень Мирового океана:  а)  повысился на 10 м?  б)  понизился на 12 м?

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

5 класс . Вы знаете, что с 21 марта по 23 сентября солнце больше освещает Северное полушарие. Можно сказать, что в это время в Северном полушарии лето. Лето же Южного полушария начинается 23 сентября, а заканчивается 21 марта. Вроде бы всё по-честному – по полгода. Но это только приблизительно, если не проводить точные расчёты.

Определите в каком полушарии – Северном или Южном – лето длится дольше. Приведите необходимые расчёты.

6 класс. В аэропорту города Сочи температура воздуха +26 °С. Самолёт поднялся в воздух и взял направление на Москву. Определите высоту, на которой летит самолёт, если температура воздуха за его бортом -12 °С.

7 класс. 1. Определить протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток.

2. Как изменилась бы абсолютная высота горы Джомолунгма, если бы уровень Мирового океана:

а) повысился на 10 м?

б) понизился на 12 м?

Задания на развитие математической грамотности 8 класс. Практическая работа на определение поясного времени. Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку самолёт в Сочи (II часовая зона), вылетевший из Хабаровска (IX часовая зона) в 8 часов по местному времени, если расчётное время полёта составляет 9 часов 20 минут. Запишите ход решения задачи и ответ цифрами. 9 класс. Практическая работа. Расчёт ресурсообеспеченности России и сравнение с другими странами. . Страна Запасы ( млрд. тонн ) Весь мир нефть уголь Россия 139,7 Добыча ( млн. тонн ) железные руды Германия 1725 6,7 394 нефть 0,2 200 3541 71,0 111 уголь Ресурсообеспеченность ( в годах ) 2,9 4700 железные руды 304 12 906 нефть 281 уголь   107 249 железные руды 0    

Задания на развитие математической грамотности

8 класс. Практическая работа на определение поясного времени.

Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку самолёт в Сочи (II часовая зона), вылетевший из Хабаровска (IX часовая зона) в 8 часов по местному времени, если расчётное время полёта составляет 9 часов 20 минут. Запишите ход решения задачи и ответ цифрами.

9 класс. Практическая работа. Расчёт ресурсообеспеченности России и сравнение с другими странами.

.

Страна

Запасы

( млрд. тонн )

Весь мир

нефть

уголь

Россия

139,7

Добыча

( млн. тонн )

железные руды

Германия

1725

6,7

394

нефть

0,2

200

3541

71,0

111

уголь

Ресурсообеспеченность

( в годах )

2,9

4700

железные руды

304

12

906

нефть

281

уголь

 

107

249

железные руды

0

 

 

«Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений). 9 класс. Проанализируйте данные таблицы и рассчитайте показатель меха­нического прироста населения субъектов РФ, входящих в состав Даль­него Востока. Впишите полученные данные в таблицу, ответьте на вопросы и сформулируйте вывод. Как можно в целом охарактеризовать миграционную ситуацию на Дальнем Востоке? В каких субъектах РФ, входящих в состав Дальнего Востока, мигра­ционная ситуация наиболее и наименее благоприятная? В чём причины сложившейся миграционной ситуации в регионе? Какие меры необходимо предпринять для улучшения миграционной ситуации на Дальнем Востоке?

«Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

9 класс. Проанализируйте данные таблицы и рассчитайте показатель меха­нического прироста населения субъектов РФ, входящих в состав Даль­него Востока. Впишите полученные данные в таблицу, ответьте на вопросы и сформулируйте вывод.

  • Как можно в целом охарактеризовать миграционную ситуацию на Дальнем Востоке?
  • В каких субъектах РФ, входящих в состав Дальнего Востока, мигра­ционная ситуация наиболее и наименее благоприятная?
  • В чём причины сложившейся миграционной ситуации в регионе?
  • Какие меры необходимо предпринять для улучшения миграционной ситуации на Дальнем Востоке?
Задания на развитие глобальных компетенций. 9 класс. Выберите одну из перечисленных особенностей Дальнего Востока и предложите свой вариант развития региона. Напишите эссе, в кото­ром сформулируйте и объясните свою точку зрения по данной пробле­ме. Приведите максимальное количество аргументов. Дальний Восток — особый регион России, который выделяется своими особенностями: Дальний Восток — огромное пространство, занимающее 36% терри­тории России; Дальний Восток — самый отдалённый регион от европейской части страны; Дальний Восток обладает огромными природными богатствами; Дальний Восток, простирающийся с севера на юг и с запада на восток на 2500-3000 км, характеризуется контрастными природно-климати­ческими условиями; Дальний Восток — слабо заселённая территория России; Дальний Восток занимает уникальное геополитическое и геострате­гическое положение. За последнее тридцатилетие принято много программ и стратегий раз­вития Дальнего Востока, которые не были полностью реализованы.

Задания на развитие глобальных компетенций.

9 класс. Выберите одну из перечисленных особенностей Дальнего Востока и предложите свой вариант развития региона. Напишите эссе, в кото­ром сформулируйте и объясните свою точку зрения по данной пробле­ме. Приведите максимальное количество аргументов.

Дальний Восток — особый регион России, который выделяется своими особенностями:

Дальний Восток — огромное пространство, занимающее 36% терри­тории России;

Дальний Восток — самый отдалённый регион от европейской части страны;

Дальний Восток обладает огромными природными богатствами;

Дальний Восток, простирающийся с севера на юг и с запада на восток на 2500-3000 км, характеризуется контрастными природно-климати­ческими условиями;

Дальний Восток — слабо заселённая территория России;

Дальний Восток занимает уникальное геополитическое и геострате­гическое положение.

За последнее тридцатилетие принято много программ и стратегий раз­вития Дальнего Востока, которые не были полностью реализованы.

Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и рисков, мотивация для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества.

Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и рисков, мотивация для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества.

Кто постигает новое лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций). СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Кто постигает новое лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!