Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках литературы»
Развитие функциональной грамотности на уроках литературы
Функциональная грамотность -
- комплекс способностей личности, используемый для решения жизненных задач в различных сферах деятельности. Функциональная грамотность – не единый заученный алгоритм действия, но активная панель инструментов современного человека, которыми он пользуется на разных этапах своего развития для максимально эффективного решения проблем и задач.
- Функциональная грамотность – понятие метапредметное, формирующееся на всех занятиях гуманитарного, естественно-научного, математического циклов
Составляющие функциональной грамотности по версии PISA:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Финансовая грамотность
Читательская грамотность -
- способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. При этом основными параметрами оценки читательской грамотности являются текст, ситуация и вопрос, так как только в совокупности они могут развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.
Уровни читательской грамотности по версии PISA:
Продуктивный
6 уровень
Продуктивный
Продуктивный
Задачи требуют демонстрации полного и детального понимания одного или нескольких текстов и могут включать интеграцию информации из нескольких текстов.
5 уровень
4 уровень
Продуктивный
Задачи этого уровня требуют от читателя поиска и упорядочивания нескольких фрагментов глубоко внедренной информации, делая вывод о том, какая информация в тексте является необходимой.
Читатели должны продемонстрировать точное понимание
3 уровень
Репродуктивный
длинных или сложных текстов, содержание или форма которых могут быть незнакомы.
(базовый)
2 уровень
Репродуктивный
Задачи этого уровня требуют от читателя поиска и в некоторых случаях распознавания связи между несколькими частями информации, которые должны удовлетворять нескольким условиям
Задачи на этом уровне требуют, чтобы читатель нашел один
(ниже базы)
1а
Репродуктивный
или несколько фрагментов информации, которые могут быть выведены и могут соответствовать нескольким условиям.
(ниже базы)
1b
З адачи на этом уровне требуют от читателя найти один или несколько независимых фрагментов информации; распознать основную тему или цель автора в тексте о знакомой теме или установить простую связь между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями
Задачи на этом уровне требуют, чтобы читатель нашел единственный кусок явно заявленной информации в видном месте в коротком, синтаксически простом тексте со знакомым контекстом и типом текста, таким как повествование или простой список.
Стратегии обучения в рамках развития читательской грамотности:
- Мозговой штурм
- Дидактические и ролевые игры
- Дискуссии и диспуты
- Инсёрт
- ПОПС-формула
- Синквейн
- и т.д….
Ключевые моменты:
- Необходимость осознания того, что формирование функциональной грамотности происходит в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
- Этапы развития функциональной грамотности должны соответствовать этапам взросления обучающегося.
- Важным моментом в развитии функциональной грамотности является общение и взаимодействие между сверстниками, поэтому нельзя обойтись без парных и групповых форм работы.
- Педагогу уже недостаточно быть просто учителем-предметником. Необходимо на собственном примере демонстрировать обладание теми способностями, которые мы стремимся развить в обучающихся. Кроме того, в современной школе педагог должен уметь работать в сотрудничестве с обучающимися.
Трудности развития читательской грамотности
- Разрыв между высокими требованиями к продукту образовательной деятельности и существующей методологией обучения.
- Недостаточный уровень развития функциональной грамотности среди педагогов.
- Объем программного материала и колоссальная нагрузка на педагогов-филологов.
- Кризис чтения.
Возможные пути решения
- Создание единой системы оценивания функциональной грамотности на уровне российских школ.
- Создание обобщенного режима работы с текстом на всех предметах.
- Подготовка и переподготовка кадров, повышение уровня читательской грамотности среди педагогов, в идеале – введение новой специальности, нового предмета.
- Обучение родителей: родитель должен быть эффективным помощником учителя.
Развитие читательской грамотности в условиях дистанционного обучения
- С одной стороны, внедрение дистанционного обучения не способствует развитию способностей работать в парах и группах, обучение становится индивидуальным.
- С другой стороны – такой формат занятий напрямую сталкивает обучающихся с поиском информации, ее анализом, позволяет работать со множеством источников.
- Ситуация вынуждает педагога стать координатором образования, а не только одним из источников знаний. От того, как педагог интегрирует работу с текстовой информацией в онлайн-занятия, зависит вовлеченность обучающихся в дистанционное обучение и улучшаются навыки работы с разными видами информации.
- Работа с образовательными платформами – тоже работа с информацией. Обучающиеся начинают осознавать серьезность роли информационных технологий в обучении. Происходит понимание, что некоторым вещам необходимо учиться всю жизнь.
Примерные предметные и метапредметные результаты, которые могут быть оценены в процессе развития читательской грамотности на уроках литературы:
Класс
5 класс
Уровень
Узнавания и понимания
6 класс
Результат
Понимания и применения
Находит и извлекает информацию из различных текстов
7 класс
Анализа и синтеза
8 класс
Применяет извлеченную из
9 класс
Анализирует и
Оценки в рамках предметного содержания
текста информацию для решения разного рода проблем
интегрирует информацию, полученную из
Оценки в рамках метапредметного содержания
Оценивает форму и содержание
текста
текста в рамках
Оценивает форму и содержание
текста в рамках
предметного содержания
метапредметного
содержания
Личностные результаты:
- оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному.
Итог
- Функциональная грамотность – национальная цель развития системы образования РФ на 2020 – 2030 годы.
- Функциональная грамотность – способность человека полноценно функционировать в современном обществе, ее развитие у обучающихся необходимо и для развития не только личности, но и общества.
- Низкий уровень функциональной грамотности нынешних школьников затрудняет их адаптацию в социуме. С 2018 года наблюдается снижение уровня развития функциональной грамотности во всех направлениях.
- Читательская грамотность – один из ключевых компонентов функциональной грамотности.
- Актуальность повышения уровня функциональной грамотности обуславливается тем, что современному обществу необходимы эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности.
- Обучающиеся должны быть заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях, а этому как раз способствует высокий уровень функциональной грамотности.
Итог
- Снижение результатов PISA – закономерный этап. Разрыв между ожиданием и реальностью следствие того, что система образования оказалась не готова принять все новые изменения, пришедшие с внедрением ФГОС. Не подготовлено и общество, в котором процветают убеждения «раньше было лучше».
Источники:
- Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. - с.
- Палжанова, М. Ш. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы / М. Ш. Палжанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 60-65.