СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»


Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ



Диагностическая работа для учащихся 5 классов


ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ


Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать разные тексты. В работе две части, на выполнение всей работы даётся 40 минут. Нужно будет прочитать несколько текстов и выполнить задания к ним. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «√». В других требуется записать краткий ответ в виде числа или нескольких слов. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их. Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ. Желаем успеха!


Прочитайте текст и выполните задания к нему


Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

Деду не спалось. Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели. В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

Дед огорчился и пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел – стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Ларион обрадовался зайцу, будто родному. Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед вылечил его и оставил у себя.

– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить.

Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

(По К.Г.Паустовскому)

Выполните задания


1. Как считаете вы, о чем этот рассказ? Отметьте ОДИН правильный ответ

1. Это рассказ о зайце

2. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре

3. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.

4. Это рассказ о деде Ларионе.



2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый дед Ларион, его внук Ванька и заяц с рваным ухом «так и живут вместе»?»

1. Деду и его внуку жаль было выгонять больного зайца, который из-за рваного уха плохо слышал.

2. Дед и его внук полюбили зайца, который в трудную минуту спас деду жизнь, и заяц тоже привязался к вылечившим его людям.

3. Дед и его внук приняли зайца в свою семью, так как заяц был ещё совсем маленький и остался один.

4. Дед и его внук оставили у себя зайца вместо собаки: ночью он спал в сенях и сторожил дом.

________________________________________________________________

3. Как вы считаете, чувствовал ли Дед Ларион себя действительно виноватым перед зайцем?

Ответьте ДА или НЕТ и объясните свою точку зрения, опираясь на текст.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________



4. Объясните, как связан этот текст с картиной А. К. Денисова-Уральского «Лесной пожар»? Запишите свой ответ.




__________________________________________________________________


5. Что означает приведенная фраза из текста К.Г. Паустовского: «Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить…» Запишите свой ответ.


__________________________________________________________________



6. Приведите 3 примера из русских народных сказок, подтверждающих высказывание: «На добро следует отвечать добром»


А.________________________________________________________________В.________________________________________________________________С.________________________________________________________________


7. Допишите фразы:


Быть добрым –это значит….

________________________________________________________________

Быть добрым легко….

________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…

______________________________________________________________

8. Выберите пословицы и поговорки, относящиеся к теме рассказа. Объясните, почему на ваш взгляд они подходят к теме рассказа.

А. Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

Б. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

В. Не считай щедрым дарящего чужое.

Г. Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.



__________________________________________________________________




































Диагностическая работа для учащихся 6 классов


ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ


Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать разные тексты. В работе две части, на выполнение всей работы даётся 40 минут. Нужно будет прочитать несколько текстов и выполнить задания к ним. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «√». В других требуется записать краткий ответ в виде числа или нескольких слов. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их. Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ. Желаем успеха!


Прочитайте текст и выполните задания к нему


Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, ещё будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца, и без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.

По рассказу отца Пушкина, Александр уже в самом младенчестве проявлял большое уважение к писателям. Однажды Николай Михайлович Карамзин был в гостях у родителей Пушкина. И весь вечер мальчик, сидя напротив писателя, вслушивался в его разговор, не спускал с него глаз.

Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии поразил своих лицейских товарищей.

Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Сосед по имению, навестивший его в Михайловском, рассказывал, что он застал Пушкина за рабочим столом, на котором лежали журналы, русские и французские альманахи и словари. Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой книгу.

После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»


(По А. Гессену)




1. Какое из приведенных ниже названий может быть заглавием к тексту?


А. Последние часы жизни Пушкина.


Б. Пушкин и книги.


В. Великий поэт.


Г. Поэзия и жизнь.



2. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера предложений.


  1. В одиннадцать лет Пушкин начал изучать французскую литературу.

2. Пушкин читал книги только на французском языке.

3. Находясь в Михайловской ссылке, Пушкин просил друзей присылать ему книги.

4. Последние часы жизни Пушкин провёл в библиотеке.

5. Последняя фраза Пушкина была обращена к книгам.

________________________________________________________________


3. Определите тему и главную мысль текста.






4. Объясните значение слов из текста:

Журнал________________________________________________________

Альманах_______________________________________________________

Словарь_________________________________________________________


5. В первом абзаце найдите слово «пожирал». В каком значении употребляется это слово в тексте?

__________________________________________________________________



6. Выбери вариант, который объясняет смысл выражения " попадавшиеся под руку."


1. Мешающие заниматься делом.


2. Случайно оказавшиеся доступными.


3. Сбивающие с толку.

_________________________________________________________________________________



7. Какими способностями обладал А.С. Пушкин? Какие книги он читал?


__________________________________________________________________


8. Как любовь к чтению повлияла на творчество великого поэта? Свой ответ обоснуйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

























Диагностическая работа для учащихся 7 классов


ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ


Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать разные тексты. В работе две части, на выполнение всей работы даётся 40 минут. Нужно будет прочитать несколько текстов и выполнить задания к ним. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «√». В других требуется записать краткий ответ в виде числа или нескольких слов. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их. Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ. Желаем успеха!


Прочитайте текст и выполните задания к нему


Екатерина Ивановна Трубецкая принадлежала к богатому и знатному роду. Дворец её родителей в Петербурге блистал изысканной красотой и роскошью убранства. Детство и юность Екатерины Ивановны протекали счастливо и безоблачно. Счастливым оказался и её брак с князем Сергеем Петровичем Трубецки́м, героем войны 1812 года.

Екатерина Трубецкая была одной из жён декабристов, догадывавшихся о противоправи́тельственной деятельности своих мужей. После подавления восстания на Сена́тской площади Сергей Петрович Трубецкой, как руководитель восстания, был осуждён и приговорён к каторге.

Княгиня Трубецкая была первой из жён декабристов, которая последовала за мужем в Сибирь. Преодолев более 6 тысяч километров тяжелейшего пути, она прибыла в Иркутск. Генерал-губернатор Иркутска несколько месяцев уговорами и угрозами пытался вернуть Трубецкую обратно в Петербург. Тщетно. Чтобы разделить судьбу мужа, Екатерина Ивановна отреклась от гражданских прав и дворянского титула и была готова идти к мужу в одной связке с преступниками. Всю оставшуюся жизнь княгиня Трубецкая вместе с мужем провела в Сибири.

Княгиня Трубецкая стала одной из героинь поэмы Некрасова «Русские женщины». Эта женщина твёрдостью характера, волей проложила дорогу в Сибирь другим жёнам декабристов. Её жизнь стала яркой страницей отечественной истории.


1. Ответьте на вопросы. Обведите правильный ответ.  

1) Сергей Петрович Трубецкой-герой Крымской войны

А) ДА

Б) НЕТ

2) Восстание декабристов произошло в Москве

А) ДА

Б) НЕТ

3) Екатерина Трубецкая – первая из жен декабристов, которая последовала за мужем в Сибирь.

А) ДА

Б) НЕТ

4) И.С. Тургенев написал поэму «Русские женщины»

А) ДА

Б) НЕТ


2. Соедини слова левого и правого столбика.

А. Восстание

 1. Безрезультатно.

Б.  Каторга

2. Участник российского антиправительственного движения

В. Декабрист

3. Наказание за тяжкие преступления.

Г. Тщетно

4.  Один из видов массовых выступлений против существующей власти.


__________________________________________________________________



2. В чем связь восстания на Сенатской площади и поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»



____________________________________________________________________________________________________________________________________



4. «Русские женщины» - это:

А. ода

Б. поэма

В. стихотворение

Г. баллада




5. Княгиня Трубецкая воспринимает необходимость поехать к мужу как:

А. обязанность

Б. желание отца

В. приказ царя

Г. долг перед родным человеком

__________________________________________________________________

6. В поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» княгиня Трубецкая произносит следующие строки:


Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!

Как Вы понимаете их? Запишите ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________



7. Можно ли назвать поездку жен декабристов в Сибирь подвигом? Ответ обоснуйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



8. Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены? Запишите ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Диагностическая работа для учащихся 8 классов



ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать разные тексты. В работе две части, на выполнение всей работы даётся 40 минут. Нужно будет прочитать несколько текстов и выполнить задания к ним. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «√». В других требуется записать краткий ответ в виде числа или нескольких слов. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их. Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ. Желаем успеха!



Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Каждый народ издавна отдавал предпочтение хлебу. С детства ребёнка учили уважать труд людей, которые выращивали зерно, затем его молотили, а потом из муки пекли разные виды выпечки. Ароматный лаваш у кавказских народов, душистый крендель у немцев, незабываемый багет у французов, мягкий каравай у русского народа – всё это часть национальной культуры.

Блюда из злаковых культур: проса и ржи, пшеницы, ячменя, овса – испокон веков составляли основу традиционного русского питания. В наши дни основой повседневного стола все больше становятся мясные и молочные изделия, морепродукты, а в старину зерно потребляли в любом виде – поджаривали, размачивали, взращивали (на солод), мололи; из муки варили каши и пекли лепешки в очаге, на раскаленных камнях или в печи. Из пресного теста готовили также сочни, оладьи, ватрушки, шаньги, колобки и всякие пряники на меду.

Эти архаические блюда очень долго сохранялись в традиционном быту, если не как повседневная пища, то как ритуальные блюда (вспомним масленичные блины, поминальную и рождественскую кутью и многое другое).

Привычный для современного человека хлеб, приготовленный на закваске (так называемый кислый, или квасной), также был известен славянам очень давно. Форма хлеба определялась конструкцией русской печи с ее плоским подом (отсюда такие названия, как подовые пироги). Хлеб ели каждый день и при каждой трапезе. Большой круглый хлеб назывался «каравай» или «коврига». Слово «каравай» долгое время служило синонимом хлеба вообще. Привычный для нас хлеб продолговатой формы появился сравнительно недавно. Основными видами хлеба были в старину, да и до сих пор остаются, ржаной (черный) и пшеничный (белый), который различался качеством помола муки.

Из разных сортов хорошей пшеничной муки пекли как церковные просфоры, так и любимую повседневную и праздничную выпечку: разного рода калачи и пироги. На Руси в крестьянских семьях часто пекли калачи. Ручки от калача не ели, а ели ароматный мякиш.

Тогда-то и появилось выражение «дойти до ручки», что означает «опустился до нищего, совсем беден.»

В тесто для пирогов добавляли сдобу – яйца и масло; постные пироги готовили с капустой, морковью, грибами и крупами, а скоромные – с рыбой и мясом, а том числе с зайчатиной.

Москва традиционно славилась такими видами выпечки, как кулебяки и расстегаи (пироги, раскрытые с одного бока). Адам Олерий, посетивший Москву в 1730-х годах, говорил: «У них есть особый род печенья, который они называют пирогами… и начиняют эти пироги мелко искрошенной рыбой или говядиной с луком, затем поджаривают в масле, а в постные дни – в оливе. Такие печенья довольны вкусны, и ими угощает каждый своего гостя, если хозяин расположен к нему и хочет хорошенько накормить гостя». А знаменитая скороговорка «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь испёк спозаранку» призывает нас уважать и беречь хлеб и труд людей.



1. Основная мысль текста:

А) знать разные виды хлеба

В) знать, как развивалось пекарское мастерство

С) уважать и беречь хлеб и труд людей

Д) знать и ценить историю хлеба





2. Найдите соответствия:

1. у кавказских народов

А) каравай

2. у немцев

Б) багет

3. у французов

В) лаваш

4. у русских

С) крендель





3. Найдите предложения, в которых информация не соответствует тексту:

А) В тесто для пирогов добавляли сдобу – яйца и масло.

В) Постные пироги готовили с капустой, морковью, грибами и крупами

С) Основным видом хлеба в старину был ржаной (черный) хлеб.

Д) Основными видами хлеба были в старину, да и до сих пор остаются, ржаной и

пшеничный.

Е) В старину зерно потребляли в любом виде – поджаривали, размачивали, взращивали.

__________________________________________________________________



4. Согласно тексту, с детства ребёнка учили:

А) печь хлеб

Б) уважать труд людей

В) как сажать хлеб

С) как молоть хлеб





5. Из каких злаковых культур не пекли хлеб?

А) из проса

Б) из кукурузы

В) из ржи

С) из пшеницы

Д) из ячменя

Е) из овса





6. Где традиционно русичи пекли хлеб?

А) на раскалённых камнях

В) в печи

С) в очаге





7. Какая начинка использовалась для скоромных пирогов?

А) капуста

В) морковь

С) грибы и крупа

Д) рыбой и мясо

Е) рис с овощами





8. Какими видами выпечки славилась Москва?

А) пряники

В) лаваш

С) калачи и бублики

Д) кулебяки и расстегаи

Е) кексы и кренделя





9. В каких семьях чаще пекли калачи?

А) в купеческих

В) в крестьянских

С) в боярских

Д) у простолюдинов





10. С каким видом хлеба связано выражение «дойти до ручки»? Свой ответ обоснуйте.

А) с пирогом

В) с расстегаем

С) с пряником

Д) с караваем

Е) с калачом







11. Что означает выражение «дойти до ручки»?

А) «дошёл до своей цели»

В) «осуществил свою мечту»

С) «крестьянин пришёл с просьбой к барину»

Д) «опустился до нищего, совсем беден»





12. Как назывался на Руси большой круглый хлеб?

А) бублик

Б) кулич

В) каравай или коврига

С) кулебяка

Д)

Е) пирог





13. Что не относится к ритуальным блюдам?

А) сочни, оладьи, ватрушки

В) масленичные блины

С) поминальная кутья

Д) рождественская кутья



















































Диагностическая работа для учащихся 9 классов

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать разные тексты. В работе две части, на выполнение всей работы даётся 40 минут. Нужно будет прочитать несколько текстов и выполнить задания к ним. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «√». В других требуется записать краткий ответ в виде числа или нескольких слов. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их. Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ. Желаем успеха!



Прочитайте текст и выполните задания к нему

Мне много раз доводилось любоваться красотой северного сияния. Сполохи – так называют его живущие на севере люди. Первый раз мне довелось увидеть сполохи много лет назад на берегу Онежского озера. Собираясь в пешеходное путешествие по лесному Заонежью, я остановился в маленьком старинном городке Повенце. В Повенец я приехал из Петрозаводска на пароходе и остановился ночевать у своих знакомых.

Когда ночью я вышел на улицу, меня поразило ещё невиданное мною

зрелище. В полнейшей тишине по звёздному небу колыхался широкий

светящийся занавес. Он то внезапно сужался, то сильно расширялся,

собирался в причудливые складки. Это ночное чудо очаровало меня. Свет

северного сияния отражался в снежных сугробах. Стояла удивительная

ночная тишина, которую изредка нарушал лай собак. При свете сияния я

видел тёмные макушки деревьев, крыши домов.

Мне известны художники, которые пытались изобразить в красках северное сияние. Но запечатлеть его на картине довольно трудно, ведь сияние постоянно изменяет свой цвет, переливается. Оно то вытягивается длинной мерцающей лентой, то принимает формы стрелок с жёлтыми, красными, зелёными и фиолетовыми лучами.



1.Определите главную тему текста.





2. Укажите номер абзаца, в котором содержится ответ на вопрос «В каком

городке остановился автор?»

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4





3. Прочитайте план. В какой последовательности нужно расставить пункты плана?

1. Северное сияние на картинах

2.Сполохи.

3. Невиданное зрелище

1)1,2,3

2)2,3.1

3)1,3,2





4. Определите, на какой вопрос нет ответа в тексте.

1.Что нарушало ночную тишину?

2.Что такое сполохи?

3.Как называются картины, на которых изображено северное сияние?

4. Почему на картине трудно запечатлеть северное сияние?





5. Как вы думаете, что такое сполохи? Свой ответ обоснуйте.

1. город

2. северное сияние

3. картина

____________________________________________________________________________________________________________________________________





6. Подберите в тексте слово, противоположное по значению слову тёмные. Свой ответ запишите.





7. В чём отражался свет северного сияния? Выпишите из текста

предложение, отвечающее на этот вопрос.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Используя текст, дополните предложение «Когда ночью я вышел на улицу,

меня поразило ещё … »

1. широкий светящийся занавес

2. невиданное мною зрелище

3. причудливые складки

4.. ночная тишина

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!