СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы»

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

 О чем нам говорит портрет автора? Что является отличительной чертой прозы Искандера?

О чем нам говорит портрет автора? Что является отличительной чертой прозы Искандера?

Ведущие технологии Роль учителя - создание условий, инициирующих деятельность учеников ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; КЕЙС-МЕТОД; ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ; ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО  ЧТЕНИЯ И ДР. Технологии основанные на личностно-ориентированном подходе, на основе деятельностного метода, развивающего и продуктивного обучения.

Ведущие технологии

  • Роль учителя - создание условий, инициирующих деятельность учеников
  • ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
  • КЕЙС-МЕТОД;
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
  • ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ;
  • ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО

ЧТЕНИЯ И ДР.

Технологии основанные на личностно-ориентированном подходе, на основе деятельностного метода, развивающего и продуктивного обучения.

     Сплошные тексты:   описание  (художественное и техническое)   повествование  (рассказ, отчёт, репортаж)   объяснение  (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация)   аргументация (комментарий, научное  обоснование)

Сплошные тексты: описание (художественное и техническое) повествование (рассказ, отчёт, репортаж) объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация) аргументация (комментарий, научное обоснование)

Несплошные тексты:  •  графики  диаграммы  таблицы  карты  формы (налоговые, визовые,  анкеты и др.)  информационные листы и  объявления.

Несплошные тексты: графики диаграммы таблицы карты формы (налоговые, визовые, анкеты и др.) информационные листы и объявления.

Задание в 5 классе: Внимательно рассмотрите иллюстрацию к Песни первой поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». 1. Каким увидели вы Лукоморье? Кто населяет его?   2. Перечислите 3 эпизода, изображенных на иллюстрации. Подберите к каждому эпизоду подходящую цитату из пушкинского текста.​ 3. Каким предстает автор-повествователь? Какие черты его отражены в иллюстрации и заявлены в Песни первой поэмы «Руслан и Людмила»? Иллюстрация к Песни первой Песнь первая А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Песнь первая

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных; Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух… там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…

Задание в 5 классе:

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных; Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух… там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…

« Лукоморье можно встретить в русском фольклоре. Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отметил, что так в восточнославянской мифологии называлось заповедное место на границе миров, где растет мировое древо, упирающееся в преисподнюю и доходящее до неба. Карамзин также писал, что слово лукоморье употреблялось в значении северного царства, где люди на полгода впадают в спячку, а полгода бодрствуют. Так или иначе, в фольклорном восприятии лукоморье – это некая условная земля на границе ойкумены, чаще всего располагающаяся на севере… Обитателями лукоморья по летописям были половцы, с которыми киевские князья постоянно враждовали. Лукоморьем же называлась территория Северного Приазовья. Это мнение, как полагает С. А. Плетнева, подтверждается тем, что можно проследить лукоморских половцев и по каменным статуям (идолам), обнаруженным в районе нижнего Днепра. Они относятся к развитому периоду половецкой скульптуры, ко второй половине XII – началу XIII веков. Таким образом можно сказать, что лукоморьем, которое воспел Пушкин, называлась излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем.

4.

информация о происхождении слова «лукоморье».

Само слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». Для сравнения: «лук» (для стрельбы), излучина (реки), лукавить (изворачиваться), лука (седла). То есть «лукоморье» – это изогнутый берег моря, бухта.

Лукоморье можно встретить и в русском фольклоре. Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отметил, что так в восточнославянской мифологии называлось заповедное место на границе миров, где растет мировое древо, упирающееся в преисподнюю и доходящее до неба. Карамзин также писал, что слово лукоморье употреблялось в значении северного царства, где люди на полгода впадают в спячку, а полгода бодрствуют. Так или иначе, в фольклорном восприятии лукоморье – это некая условная земля на границе ойкумены, чаще всего располагающаяся на севере.

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных; Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух… там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…

  • Текст 2. «Опять ясный день с солнечным морозом, и ручьи по колеям на дороге, и жаркий час на сугробах в лесах, заваленных снегом. Вылез, по брюхо утопая в сугробах, на лесную поляну, где пробегает мой любимый ручей. Нашел обнажение воды из-под снега возле берез и это снимал, как начало весны года. Ночью мороз был так силен, что наст не везде проваливался, зато уж как провалишься, так здорово достается. Сейчас можно поутру забраться по насту глубоко в лес, и в полдень, когда разогреет, там в лесу и останешься, не вылезешь и будешь ждать ночного мороза, пока не намостит».
  • Задание 8.

Афоризм (гр. aphorismos) – законченная мысль, выраженная сжато и емко, изречение. С афоризмами вы знакомились, читая комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». (Помните? «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», «Любви все возрасты покорны» и т.д.) Есть ли в текстах В.П. Астафьева афоризмы или афористические выражения? Если вы считаете, что есть, выпишите их.

Задание 7. Перед вами фрагменты разных текстов. Один из них принадлежит В.П. Астафьеву и взят из книги «Затеси», другой – писателю М.М. Пришвину (книга «Лесная капель»). Какой из них, на ваш взгляд, написан Астафьевым? Объясните, почему вы так думаете.

  • Текст 1. «Реки рождаются в блаженной, вечной тишине. Рождение не терпит суеты, рождению нужен покой. Низкое, скупое на тепло и щедрое на свет солнце все же оплавляет спрессованные, тяжелые, как свинец, валы снегов, и разбегаются во все стороны юркие ручейки. Еще малые, еще хилые, тут же совсем близко сходятся они вместе и вперехлест, весело заплетаясь на ходу, катятся вниз по камням и осыпям. Вниз! Вниз! С хохотом и звоном. И уже не остановить их, не вернуть. Реки, что человеческие судьбы, - у них много поворотов, но нет пути назад».
Задания в 10 классе / проектное, исследовательское:  1. Познакомьтесь с мнением литературного критика Д.Быкова: электронный ресурс: «Открытый урок с Дмитрием Быковым. Четыре стихии «Войны и мира». Согласны ли Вы с ним? Ответ обоснуйте.  2. Проведите сравнительный анализ образа Наполеона в романах «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Отверженные» В.Гюго. Аспекты сравнения выделите сами. Результаты отразите в таблице.

Задания в 10 классе / проектное, исследовательское: 1. Познакомьтесь с мнением литературного критика Д.Быкова: электронный ресурс: «Открытый урок с Дмитрием Быковым. Четыре стихии «Войны и мира». Согласны ли Вы с ним? Ответ обоснуйте. 2. Проведите сравнительный анализ образа Наполеона в романах «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Отверженные» В.Гюго. Аспекты сравнения выделите сами. Результаты отразите в таблице.

Стратегии работы с текстом Методическими приемами технологии развития критического мышления являются следующие (выберите все верные ответы) Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта Учитель мотивирует школьников на создание синквейна Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить Учитель организует деятельность по созданию кластеров» Стратегии предтекстовые: Антиципация Ориентиры предвосхищения Рассечение вопросов Алфавит Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения Мозговой штурм Стратегии текстовые: Чтение с остановками Чтение в кружок Чтение с пометами Прочти вслух и выскажись Театр у микрофона Взаимовопросы и ответы Мозаика Экскурсия по книге «Идеал»

Стратегии работы с текстом

Методическими приемами технологии развития критического мышления являются следующие (выберите все верные ответы)

Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста

Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта

Учитель мотивирует школьников на создание синквейна

Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить

Учитель организует деятельность по созданию кластеров»

Стратегии

предтекстовые:

Антиципация

Ориентиры

предвосхищения

Рассечение вопросов

Алфавит

Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения

Мозговой штурм

Стратегии

текстовые:

Чтение с остановками

Чтение в кружок

Чтение с пометами

Прочти вслух и выскажись

Театр у микрофона

Взаимовопросы и ответы

Мозаика

Экскурсия по книге

«Идеал»

Методическими приемами технологии развития критического мышления являются следующие (выберите все верные ответы) Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта Учитель мотивирует школьников на создание синквейна Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить Учитель организует деятельность по созданию кластеров»

Методическими приемами технологии развития критического мышления являются следующие (выберите все верные ответы)

  • Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста
  • Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта
  • Учитель мотивирует школьников на создание синквейна
  • Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить
  • Учитель организует деятельность по созданию кластеров»
Карточка № 1   БИНОМ ФАНТАЗИИ   Сказка может возникнуть из «бинома фантазии». «Бином фантазии» - это два слова очень непохожие друг на друга, произнесенные случайно. Эти слова разделяет большая дистанция, их соседство воспринимается слишком необычным. Как правило, одно слово задумывает один человек, а второе - другой, и одновременно их произносят. Итак, «бином фантазии» определен. Теперь, чтобы совместить два абсолютно разных и непохожих слова, воспользуемся предлогами : со, на, в и т.д. , либо падежной формой. Пример: «пес» и «шкаф». Пес со шкафом. Пес на шкафу. Пес в шкафу. Шкаф пса. Любая из получившихся «картин» может послужить основой для придумывания истории. ПРИМЕР Пес со шкафом. По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка – значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда ее таскает на себе, как улитка – раковину . Попробуйте на основе своего «бинома фантазии» сочинить сказку.    

Карточка № 1

 

БИНОМ ФАНТАЗИИ

 

Сказка может возникнуть из «бинома фантазии». «Бином фантазии» - это два слова очень непохожие друг на друга, произнесенные случайно. Эти слова разделяет большая дистанция, их соседство воспринимается слишком необычным. Как правило, одно слово задумывает один человек, а второе - другой, и одновременно их произносят.

Итак, «бином фантазии» определен. Теперь, чтобы совместить два абсолютно разных и непохожих слова, воспользуемся предлогами : со, на, в и т.д. , либо падежной формой.

Пример: «пес» и «шкаф».

Пес со шкафом.

Пес на шкафу.

Пес в шкафу.

Шкаф пса.

Любая из получившихся «картин» может послужить основой для придумывания истории.

ПРИМЕР

Пес со шкафом.

По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка – значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда ее таскает на себе, как улитка – раковину .

Попробуйте на основе своего «бинома фантазии» сочинить сказку.

 

 

Карточка №2   ЛЖЕЗАГАДКИ   Лжезагадка – это загадка , которая так или иначе уже содержит в себе ответ.Такие упражнения играют воспитательную роль, так как в жизни очень часто чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложный вариант. Джанни Родари СТРУКТУРА ЛЖЕЗАГАДКИ: Герой (может даваться характеристика героя) : Синьор Освальд в разгар летней поры Совершение действия : Направился в Африку, где погибал от жары. Постановка вопроса : Возникает вопрос: почему он страдал от жары? Предлагаются два варианта ответа, соединенных с помощью союза или, либо они могут быть соединены двумя «потому что». Потому что родился в Форли Иль потому что Освальдом его нарекли? Можно создать сборник лжезагадок.  

Карточка №2

 

ЛЖЕЗАГАДКИ

 

Лжезагадка – это загадка , которая так или иначе уже содержит в себе ответ.Такие упражнения играют воспитательную роль, так как в жизни очень часто чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложный вариант.

Джанни Родари

СТРУКТУРА ЛЖЕЗАГАДКИ:

  • Герой (может даваться характеристика героя) :

Синьор Освальд в разгар летней поры

  • Совершение действия :

Направился в Африку, где погибал от жары.

  • Постановка вопроса :

Возникает вопрос: почему он страдал от жары?

  • Предлагаются два варианта ответа, соединенных с помощью союза или, либо они могут быть соединены двумя «потому что».

Потому что родился в Форли

Иль потому что Освальдом его нарекли?

Можно создать сборник лжезагадок.

 

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик решил сорвать урок математики?» 1.Рассказчик хотел спасти Шурика Авдеенко, который стоял у доски и не мог решить задачи. 2.Рассказчик «захотел исправить греческую мифологию и решил совершить тринадцатый подвиг Геракла, что ему отчасти удалось» 3.Пятиклассник был не готов к уроку и боялся, что его вызовут к доске. Понятие УУД Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
  • В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик решил сорвать урок математики?»
  • 1.Рассказчик хотел спасти Шурика Авдеенко, который стоял у доски и не мог решить задачи.
  • 2.Рассказчик «захотел исправить греческую мифологию и решил совершить тринадцатый подвиг Геракла, что ему отчасти удалось»
  • 3.Пятиклассник был не готов к уроку и боялся, что его вызовут к доске.

Понятие УУД

Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Чему научил рассказ? В чем ценность чувства юмора для человека? В чем ценность чувства юмора для человека? В чем ценность чувства юмора для человека? В чем ценность чувства юмора для человека? В чем ценность чувства юмора для человека? Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин . Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса , в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Чему научил рассказ?

В чем ценность чувства юмора для человека?

  • В чем ценность чувства юмора для человека?
  • В чем ценность чувства юмора для человека?
  • В чем ценность чувства юмора для человека?
  • В чем ценность чувства юмора для человека?

Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин .

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса , в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!