Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся плаванием.
Плавание как вид спорта является составной частью Российской системы физического воспитания, занимая одно из ведущих мест. Основной задачей занятий спортивного плавания является достижение наиболее высоких спортивных результатов.
Как в любом виде спорта в спортивном плавании существует множество аспектов и вопросов. Одну из ключевых ролей в воспитании физических качеств пловцов занимает гибкость пловцов, начиная с младшего школьного возраста. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека. Для детей младшего школьного возраста занимающихся плаванием, выдвигается задача совершенствования как общей, так и специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в плавании. Для пловца очень важна гибкость в плечевом, голеностопном суставах, а так же гибкость позвоночного столба.
В программах по подготовке юных пловцов в условиях учебно-тренировочного процесса упражнения на гибкость, в основном, представлены как общеразвивающие упражнения или, в подавляющем большинстве, как упражнения для развития подвижности в плечевых суставах, эти упражнения не решают задачи развития гибкости у занимающихся пловцов потому что: "гибкость - это суммарная подвижность в суставах всего тела".
К началу младшего школьного возраста двигательная функция организма проходит значительный путь развития. Существенные изменения наблюдаются в строении мышц. Если раньше мышца росла в основном в длину, то теперь она начинает расти и в толщину. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и конечностей. По мере роста увеличивается процентное содержание массы мышцы. В процессе занятий физическими упражнениями увеличиваются объем и масса мышц. При этом в них расширяется сеть капилляров и улучшается кровоснабжение.
Дети 7-10 лет могут успешно овладевать координационно-сложными движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы. В этом возрасте они относительно быстро осваивают основы современной техники спортивных способов плавания, чему способствует высокая подвижность в суставах и естественность движений.
Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны, и испытывают большую потребность в движении.
В 7 лет у детей в основном сформированы все борозды и извилины коры больших полушарий. Деятельность нервной системы основана на двух взаимодействующих физиологических процессах: возбуждение и торможение. При достаточном повторении работы (движений) в нервных клетках вырабатывается определенная система чередования очагов возбуждения и торможения, между которыми образуются временные связи. Это явление получило в физиологии название "динамического стереотипа" и является основой формирования любого двигательного навыка. Вследствие этого двигательные навыки у детей образуются быстро и сохраняются долгое время. Это позволяет детям достигать высоких результатов в физических упражнениях, требующих высокой координации движений.
Организация и проведение учебно-тренировочных занятий с пловцами младшего школьного возраста
Построение учебно-тренировочных занятий по плаванию подчинено общим методическим приемам. Способы и методы обучения в детском возрасте определяются, с одной стороны, желанием добиться определенного результата, с другой стороны, должны учитывать ограниченность во времени и возможности занятий на суше и воде.
Методы развития гибкости у пловцов младшего школьного возраста
Специфические условия водной среды предъявляют особые требования к физической подготовке пловца. Эффективность его рабочих движений зависит не только от силы мышц, приводящих в движение конечность, но и от подвижности в суставах и их эластичности. Два последних фактора характеризуют способность пловца без особого труда производить движения большой амплитуды. Эту способность именуют гибкостью.
Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Различают активную гибкость, проявляющуюся за счет собственных мышечных усилий. Пассивную гибкость, проявляющуюся при приложении к движущейся части тела внешних сил - силы тяжести, усилий партнера. Пассивная гибкость всегда больше активной и в большинстве случаев ее увеличение создает предпосылки для роста амплитудных движений.
Общая гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой в наиболее крупных суставах и различных направлениях.
Специальная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям спортивной специализации.
Кроме внутренних факторов, на гибкость влияют внешние факторы, такие как возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка.
Задачами развития гибкости являются
. Всесторонне развитие гибкости.
. Успешное овладение основными жизненно важными двигательными действиями.
3. Развитие специальной гибкости.
Проявление гибкости зависит от вида спорта. У пловцов более всего развита подвижность в плечевом, голеностопном и коленном суставах. Гибкость следует развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений. При этом величина гибкости должна несколько превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется движение, должен быть определенный "запас гибкости". Это предотвратит нежелательные изменения в структуре техники, которые могут быть связаны уменьшением амплитуды движений (Л.П.Макаренко - 2003).
Для развития гибкости у пловцов учебно-тренировочной группы используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Они делятся на две группы - активные и пассивные. В активных движениях увеличение подвижности, в каком либо суставе достигается за счет сокращения мышцы, проходящих через этот сустав. К активной группе относятся движения:
. Простые движения (на счет "раз" - наклон, на счет "два" - выпрямиться);
. Пружинистые движения (на счет "раз, два, три" - пружинистые наклоны, на счет "четыре" - выпрямиться);
. Маховые движения.
К пассивной группе относятся упражнения с самозахватами и с приложениями внешней силы.
Эффективность упражнений на растягивание будет большей при длительном воздействии относительно малой интенсивности, что применительно в работе с детьми младшего школьного возраста.
Повторный метод использования упражнений на растягивание является более эффективным, если он сочетается с методическими указаниями на достижение конкретных ориентиров и информацией о достигнутом размахе движения. Исследования показали, что использование ориентиров улучшает качество выполнения почти вдвое. Перед упражнениями на гибкость и растягивание необходимо проделать несколько разогривающих упражнений (до наступления легкого потоотделения).
Для развития гибкости используются различные приемы:
Элементарные маховые и рывковые движения отдельными частями тела, выполняемыми маятникообразно, пружинисто с нарастающей амплитудой и увеличивающейся быстротой.
Применение повторных пружинистых движений, повышающих интенсивность растягивания. Например, пружинящие движения с наклоном вперед.
Выполнения движений по возможно большой амплитуде. Например, наклоны назад и вперед до отказа.
Использование дополнительной внешней опоры: захваты руками за рейку гимнастической стенки или отдельной части тела с последующим притягиванием одной части тела к другой.
Применение активной помощи партнера.
Для пловцов учебно-тренировочной группы начальной спортивной подготовки целесообразны двухразовые занятия с упражнениями на гибкость. В период обучения и начальной тренировки стоит задача общего развития гибкости: повышения активной и пассивной подвижности во всех суставах тела юного пловца, укрепления самих суставов, улучшение эластических свойств и обеспечение прочности мышц и связок. Образно говоря, в данный момент идет "проработка" всех суставов. Решать эту задачу помогают многие общеразвивающие упражнения, которые применяются в виде комплексов содержащих 10-15 упражнений. При выборе конкретных упражнений и установлении последовательности их выполнения следует руководствоваться методическими положениями:
. Содержание упражнений должно соответствовать назначению комплекса.
Необходимо, чтобы упражнения оказывали всестороннее воздействие на основные мышечные группы.
2. Каждое предыдущее упражнение должно облегчить выполнение последующего, следует чередовать упражнения для различных мышечных групп; это повысит физическую нагрузку, так упражнение как упражнение для одних и тех же мышц быстро вызывает утомление местного характера.
. Следует изменять характер физических усилий путем изменения быстрого темпа на медленный.
В ходе целенаправленной подготовки юного пловца применяются упражнения на гибкость с хоккейной резиновой шайбой, с гантелями весом 0,5 кг в комплексах упражнений с преимущественной направленностью на повышение подвижности в плечевых суставах и укрепление мышц рук.
После того как решена задача развития общей подвижности в суставах и укрепления суставно-связочного аппарата, переходят к развитию специальной гибкости. Вплотную занимаются этим в подготовке пловцов групп спортивного совершенствования, где уделяется внимание развитию максимальной амплитуды тех движений, которые способствуют быстрейшему совершенствованию наиболее рациональной техники четырех способов спортивного плавания. Однако некоторые упражнения специальной направленности можно применять на занятиях с пловцами учебно-тренировочных групп.
Высокой подвижностью должен обладать позвоночный столб относительно продольной оси во время плавания кролем на груди и на спине. При плавании дельфином важна подвижность поперечных осей позвоночного столба и тазобедренных суставов. То же можно сказать и про шейный отдел позвоночника, обеспечивающий во время вдоха поворот головы в сторону или разгибание ее.
Хорошая подвижность плечевого пояса важна всем пловцам, а подвижность в плечевых суставах - спортсменам, плавающим кролем на груди, на спине и дельфином. Для увеличения подвижности используются движения плеча относительно поперечной, переднезадней и промежуточной осей плечевого сустава и различные движения плечевого пояса: поднимание и опускание, движение вперед и назад, круговые движения, движения лопатки нижним концом внутрь и кнаружи.
Особое место занимают упражнения, направленные на повышение подвижности стопы. Здесь используются сгибания и разгибания, и вращения стопы внутрь и кнаружи. Спортсмены, плавающие кролем на груди, на спине и дельфином, больше растягивают мышцы и связки передней поверхности стопы и голени. Пловцы - брассисты - боковых и задней поверхностей. Для брассистов необходима подвижность в коленных суставах. Для ее совершенствования применяются: движения в коленном суставе вокруг поперечной и вертикальной осей (движение голени относительно вертикальной оси возможно при согнутом положении ноги); вращение ноги вокруг вертикальной оси, сочетаемое со сгибанием и разгибанием стопы и голени.
Гибкость развивается успешно, если специальные упражнения выполняются ежедневно или даже два раза в день. При перерыве в занятиях подвижность заметно ухудшается. Пловцы могут делать их в виде домашнего задания (по 15-20 минут утром и вечером). Разминка должна состоять как минимум из равномерного бега в чередовании с ходьбой, прыжками и другими движениями в течение 6-8 мин. И выполнения специально подобранных упражнений для мышц шеи, туловища, рук и ног. Затем идет комплекс из 10-12 упражнений для повышения подвижности в суставах. Упражнения выполняются сериями в следующей последовательности: а) для плечевого пояса и рук; б) для шеи и туловища; в) для ног. Количество повторений в каждом упражнении для юных пловцов от 8-10. Наиболее эффективны повторения с предельным размахом и максимальным растягиванием мышц и связок. Максимальная амплитуда определяется пловцом по первым болевым ощущениям, которые служат сигналом к прекращению упражнения. С наступлением утомления эффективность упражнений на гибкость снижается.
Хорошая эластичность мышц и связок коленного сустава, допускающая переразгибания голени до угла 185-190º, служит предпосылкой для овладения высокоэффективными рабочими движениями ногами при плавании всеми способами, включая брасс. При овладении способом брасс нужна высокая подвижность в тазобедренных и коленных суставах, обеспечивающих поворот бедер и голеней кнаружи и кнутри, а также подвижность в голеностопных и коленных суставах, позволяющая легко разгибать стопы (движение в тыльную сторону стоп), разворачивать их носками кнаружи.
Здесь необходимо отметить, что выполнение многих специальных упражнений на гибкость требует проявление определённой ловкости от юных пловцов. Способность спортсмена в любом способе плавания быстро схватывать сложные технические элементы, отлично выполнять скоростной поворот, старт с тумбочки или из воды, ориентироваться в быстрой смене этапов эстафет - не появляется сама собой, её необходимо долго и кропотливо воспитывать средствами общей физической подготовки пловцов.
Обобщая сказанное можно сделать следующие выводы:
1.Возраст от 8 до 10 лет является оптимальным периодом для развития физических качеств - гибкости. Становление основ спортивной техники у юных пловцов, влечет за собой выполнение ими многообразных движений на суше и в воде, требующим гибкости и ловкости.
2.Повышению развития физических качеств гибкости способствует целенаправленное воздействие комплексов физических упражнений направленных на развитие подвижности в суставах и укрепления опорно-двигательного аппарата.
Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения:
Тест 1. Выкруты прямых рук назад с использованием гимнастической палки (подвижность в плечевых суставах). Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем лучше показатели гибкости данного сустава, и наоборот .
Тест 2. Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке (подвижность в позвоночном столбе). Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком "минус" (-), а если опускаются ниже нулевой отметки - знаком "плюс" (+)
Тест 3. Наклон вперед сидя, ноги врозь. Наклон вперед выполняется из исходного положения "сидя на полу". Для оценки результата используется измерительная линейка, которая устанавливается на уровне пяток по нулевой отметке на линейке. Участник выполняет два предварительных наклона, скользя ладонями рук вдоль линейки, на третьем наклоне задерживается не менее чем на 3 секунды. Результат определяется по отметке, достигнутой кончиками сомкнутых средних пальцев рук, и определяется с точностью до 1 сантиметра.
Тест 4. Приведение и отведение голеностопного сустава (подвижность в голеностопном суставе). Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1)одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах .