Развитие интеллектуальных способностей детей посредством технологии развивающих игр
Воспитатель группы старшей группы
общеразвивающей направленности
для детей от 5 до 6 лет Якупова Г. А.
МБОУ «СОШ № 7»
г. Нефтеюганск
Актуальность
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Основа интеллекта человека, а, следовательно, и его образованности в будущем, закладывается в первые годы жизни ребенка - от рождения до 6-7 лет. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Как считают многие российские и зарубежные специалисты, именно этот период имеет решающее значение для всей будущей жизни ребенка, и человек уже никогда не сможет превзойти тот потенциал, который был заложен в нем в дошкольном возрасте.
В дошкольном детстве происходит общее развитие личности, и, в частности, осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных способностей - переход от наглядных форм к логическим, от практического мышления к творческому. В этот период детства начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений.
В настоящее время разрабатывается большое количество инновационных педагогических технологий в ДОУ. Наиболее эффективными средствами развития умственных процессов у детей дошкольного возраста являются технологии игр Воскобовича В.В., палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, т.к. именно эти игры направлены на интеллектуально-творческое развитие ребенка дошкольного возраста.
Главная особенность данных средств – развитие способности к моделированию и конструированию, формирование представления о математических понятиях.
По мнению Л.З. Зака, З.А.Михайловой, Н.Н.Непомнящей и др. именно формирование математических представлений у детей дошкольного возраста дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей.
Цель:
Развивать интеллектуальные способности детей через формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
С детьми:
- Развивать познавательные процессы мышления, внимания, памяти, восприятия;
- Формировать творческие способности, самостоятельность и мелкую моторику руки.
- Воспитывать устойчивый интерес к развивающим играм, любознательность, творческую активность.
- Совершенствовать интеллектуальные способности.
С родителями:
- повысить педагогическую культуру родителей;
- обогащать и расширять знания родителей о развивающих играх Воскобовича, палочках Кюизенера, блоках Дьенеша;
- расширять представления о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии детей;
- приобщать родителей к совместным играм с детьми в условиях семьи;
- формировать интерес к интеллектуально-познавательному общению с ребенком и навыки партнерской деятельности.
Формы организации работы с детьми
совместная игровая деятельность детей и педагога
самостоятельная игра детей
индивидуально-творческая деятельность
непосредственно-образовательная деятельность
Словесные (пояснения, рассказ, показ, объяснение, элементы ТРИЗ, решение проблемных ситуаций, указания, педагогическая оценка)
Наглядные
(модели, схемы, иллюстрации, демонстрация)
Методы и
приемы работы с детьми
Практические
(манипулирование, игра, конструирование, экспериментирование, упражнения)
Моделирование
(знаково-символические средства)
Основные принципы
Принцип учета индивидуальных особенностей детей
Принцип наращивания
трудностей
Принцип доступности
Принцип
доступности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип
систематичности
и последовательности
Центр математики и манипулятивных игр
Игровая деятельность
Развивающие игры В. В. Воскобовича
Составление
Двухцветный
фигур на «Геоконте»
квадрат
Преобразование
числа в игре
«Волшебная восьмерка»
Игра «Танграм»
Игры с Логическими блоками дьенеша
«Найди и назови»
по карточкам-символам
Игра с двумя
обручами
«Найди
лишнюю фигуру»
Игры с Палочками кюизенера
Форма работы с родителями
Рекомендации: «Как играть с палочками Кюизенера», «Роль занимательной математики», «Игры с блоками Дьенеша», «Картотека игр по развитию интеллектуальных способностей»
Консультации :«Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал», «Развитие математических способностей у детей в старшем дошкольном возрасте», «Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе»
Информация «Игровые технологии как фактор
интеллектуального развития дошкольников»
Презентация
«Играя – развиваемся!»
Выставка развивающих игр
Папка-передвижка
по формированию математических представлений
«Роль занимательного
математического материала»
Буклет: «Мышление: формы,свойства, виды, способы развития у детей»
Семинар-практикум
«Растим любознайку»
Повысился уровень познавательного развития
Проявляют устойчивый интерес к развивающим играм.
Дети высказывают суждения, пользуются речью -доказательством.
Хорошо владеют приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации.
Ожидаемый результат
Спасибо за внимание!