СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интереса и способности к чтению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса и способности к чтению»


Развитие интереса и способности к чтению

Подготовила: Махаева М. Г.,

учитель русского языка и литературы


Современные требования к эффективности обучения грамоте обусловлены постоянно возрастающей ролью чтения как особого вида деятельности. необходимой для общеобразовательной подготовки человека и стимулирующей развитие его интеллектуальной сферы.

Сегодня в рамках модернизации системы специальной помощи детям с отклонениями в развитии в Институте коррекционной педагогики разрабатываются принципиально новые подходы к формированию речевой деятельности таких детей, в частности к обучению чтению детей со сложной структурой дефекта.

В нашей школе, в основном, обучаются дети с фонетико—фонематическим и общим недоразвитием речи.

Чтобы обучение в школе стало стартовой точкой нового этапа психического развития ребенка, оно должно быть основано на знании уровня готовности каждого школьника к усвоению общеобразовательных предметов.

Для быстрого овладения приемами чтения на уроках важно чередовать разные виды деятельности, используя устные практические упражнения. памятки, карточки отработки речевых умений, различные приемы:

  • перечитывание текста с разными смысловыми задачами;

  • выборочное чтение:

  • чтение про себя:

Все это позволит:

  • совершенствовать процесс смысловой переработки текста;

  • расширять фиксационное поле зрения;

  • умение слушать и воспринимать текст разных авторов;

  • контролировать процесс чтения и осуществлять самоконтроль.

Такой сложный процесс, как автоматизация навыка чтения не произойдет сам собой, нужен совместный труд учителя, воспитателя, специалистов и ученика.

Самая первая ступенька в обучении чтению — слоновой способ чтения. Наши учебники не содержат специализированных упражнений, обеспечивающих совершенствование навыка чтения слог + слов, поэтому в этот период следует читать карточки слоговым способом. НО это многоэтапный. очень медленный темп. Вот некоторые ошибки, которые мешают слогослиянию:

  1. Учащийся не твердо знает буквы, в этом случае еще внимательнее следует проанализировать сходство и различие букв: у Ш — нет палочки вниз, у Щ — есть палочка вниз.

  2. Замена букв, когда учащийся слабо различает не буквы, а звуки з-с, п- 6.

  3. Есть дети, которым трудно быть внимательными, им можно предложить чтение «окошечком»: приложить к тексту палец, линейку, закладку.

Итак, чтобы быстрее совершенствовать навык на этапе послогового чтения, используются разработанные упражнения, подобранные и направленные на автоматизацию послогового чтения и доведения его до навыка.

Следующая ступенька — чтение по слогам и целым словом, являющееся началом перехода от слогового способа к чтению целым способом. Этот этап также очень сложен, поскольку состоит из нескольких действий:

  • чтения слогов;

  • объединения их в слова;

  • осмысления значения слова;

  • чтения слова орфографически (сегодня - севодня, его - ево).

На этом этапе используются упражнения, направленные на чтение и осмысление прочитанных слов, словосочетаний, потом предложений. расширение поле зрения, совершенствование артикуляции, внимания, развитие антиципации.

Учащиеся начинают читать целыми словами, но некоторые еще продолжают читать по слогам. Основные причины, из-за которых учащиеся читали отдельные слова по слогам:

  1. отсутствие этого слова в активном словаре учащегося;

  2. недостаточное или полное непонимание значения слова;

  3. наличие пяти и более слогов в этом слове;

  4. стечения согласных (техническая сторона).

Работу над смысловой и технической стороной слова надо проводить одновременно. Вот один из приемов работы над «трудным» словом: печатание слова и изготовление карточек по текстам учебников по «Чтению» и «Ознакомлению с окружающим миром».

Работая в пapax, ребята читают и объясняют значение слов, пользуясь толковым словарем. На этом этапе используются специальные упражнения, помогающие довести до навыка этот способ чтения.

Читая с ошибками, дети делают нелепые ошибки при письме. Современные коррекционные занятия помогут им освоить чтение. Причин, тормозящих скорость чтения, много, выделим семь основных:

  • природный темп деятельности;

  • регрессии;

  • отсутствие антиципации;

  • недостаточная артикуляция;

  • малое поле зрения;

  • уровень развития внимания;

  • памяти.

Рассмотрим их подробнее.

Природный темп деятельности — это скорость психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения. Ребенок медлительный («копуша»), не успевает выполнить задание, устает. Смысл прочитанного не постигается, чтение неровное, с пропусками, искажениями. Несмотря на то, что темп деятельности — врожденное и устойчивое свойство нервной деятельности, он может постепенно меняться с помощью упражнений: «Молния» - чередование чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе, по команде; «Буксир», «Сравни», «Многократное прочтение».

Регрессия — возвратные движения глаз — самая распространенная ошибка. для преодоления которой используется «чтение с окошечком»: взгляд ребенка передвигается вдоль строки, и он привыкает скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания. Для преодоления этой привычки требуется достаточно длительное время.

Антиципация — психический процесс ориентации на предвидимое будущее, основанный на знании логики развития событий. Если ребенок долго думал над окончанием, следует работать над развитием него антиципации, позволяющей улучшить навык чтения, словесно-логическую память, необходимых для написания сочинений, изложений. Антиципация сильно влияет на обогащение словарного запаса, понимание переносного значения слов.

«Чтение с решеткой». Большую пользу оказывают упражнения: «Угадай», «Кенгуру», «Вертикальное чтение». «Фотоглаз» или несуразные тексты. Например: «Поздней осенью зацвели яблони›. Важно, чтобы учащийся осознал смысл прочитанного.

Недостаточная артикуляция. По этой причине скорость чтения замедляется ухудшается его навык. Это происходит из-за недостаточно согласованной работы языка, губ, нижней челюсти при произношении звуков. Это входит в воле деятельности специалиста - логопеда.

Малое поле зрения. Для формированию навыка чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Взгляд человека воспринимает то, что слева и справа, составляя зону периферического зрения. Малое поле зрения можно увеличить.

Уровень развития внимания и памяти. Роль внимания и памяти при формировании устойчивого навыка чтения велика. Степень сосредоточенности внимания есть показатели, влияющий на становление навыка чтения. Дети с хорошей зрительной памятью будут лучше запоминать образ слова, быстрее читать и грамотнее писать. Зрительные диктанты также хорошо развивают зрительную память.

При обучении чтению одновременно должны развиваться все его линии: усвоение форм, видов и способов чтения, формирование понятия литературы, как искусства слова, расширение чтения детских книг, связь чтения со всеми видами речевой деятельности.

Если учащийся хорошо овладел навыком чтения, но не умеет общаться со слушателями, не обладает мимикой или, как говорил К.С.Станиславский, не умеет «действовать словами», такой учащийся эмоционально глух, у него отсутствует целостиое восприятие произведения, он некомфортно чувствует себя в любых сферах жизни, не может полно выразить свои мысли и глубже понимать чужие. К главным интонационным средствам выразительности чтения относятся: паузы, тон, мимика, темп и ритм, жест, понижение и повышение голоса, тембр, логические и фразовые ударения.

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание детей читать или, говоря научно, мотивация. Мы, взрослые. должны открыть ребенку этот мир книги, поддерживать его желание, подбадривать. Ведь любая положительная оценка поднимает эмоциональный настрой ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.