СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка. Ком И.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая 17 лет с учащимися, я постоянно стремилась рассматривать процесс обучения иностранному языку как взаимодействие обучающей системы и обучаемой.

Для обеспечения этого я использую современные педагогические технологии: развивающую, личностно - ориентированную и технологию сотрудничества в процессе усвоения учебного материала. Важнейшим принципом дидактики считаю легкость и приятность учения.

Ключевая позиция моего опыта заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей и готовности вступить в коммуникацию.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка. Ком И.А.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа»









Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка.





















Составила: Ком Ирина Александровна,

Учитель иностранного языка













с. Новоильинка,2021 г


Если вы говорите с человеком на языке,

который он понимает, вы обращаетесь к его уму.

Если вы говорите с ним на его родном языке,

вы обращаетесь к его сердцу.


 Нельсон Мандела



Для современной жизни, при ускорении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессиональными сообществами, требуется принятие быстрых решений.

Интеграция в мировое сообщество, расширение связей и контактов ставят перед педагогами цель – воспитание поколения, осознающего свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству, как внутри своей страны, так и на международном уровне.

Это повышает требования к языковой культуре учащихся, коммуникативной компетенции, созданию условий для самоопределения и самореализации.

Эти факторы определяют приоритеты в выборе иностранного языка и потребности в его практическом использовании как средства повседневного общения.

Знание иностранного языка становится в современном обществе необходимо в личной и профессиональной жизни человека. Все это вызывает потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими иностранными языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в материальном смысле положение. Отсюда ясно, что социальный заказ общества по отношению к иностранному языку, выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации.

Я считаю, что современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии в преподавании учебных предметов, потому что современное общество требует от образования подготовленных учащихся, которые должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим по средствам коммуникации. Поэтому тема моего самообразования «Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка».

Прежде всего, необходимо понять сущность понятия «коммуникативные компетенции». Одно из значений многозначного слова компетенция, зафиксированное в словарях, - это область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом, по которым кто-либо имеет хорошие знания. В современной методической науке под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по языку. Наряду с термином компетенция, используется термин компетентность. Данные понятия дифференцируют таким образом: компетенция – это «комплекс знаний, навыков, умений, приобретенный в ходе занятий и составляющий содержательный компонент обучения», компетентность – это «свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции» (на слайде)


Содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание школьников на ступени начального общего образования.

Работая 17 лет с учащимися, я постоянно стремилась рассматривать процесс обучения иностранному языку как взаимодействие обучающей системы и обучаемой.

Для обеспечения этого я использую современные педагогические технологии: развивающую, личностно - ориентированную и технологию сотрудничества в процессе усвоения учебного материала. Важнейшим принципом дидактики считаю легкость и приятность учения.

Ключевая позиция моего опыта заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей и готовности вступить в коммуникацию.

Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя. Каждый из обучающихся достигает своих целей с помощью таких средств, как говорение, аудирование, чтение, письмо и любая совместная деятельность.

В процессе обучения иностранному языку также учитываю личностные качества учащихся: темперамент, способности, жизненный опыт учащихся, мировоззрение.

Уверена в том, что исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее. Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку.

Коммуникативная мотивация связана, на мой взгляд, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения.

Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

1)доброжелательная обстановка на уроке;

2)положительный эмоциональный климат;

3)доверительные отношения между учителем и учащимися.

Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра.

Игра-это эффективный способ стимулировать к активности, творчеству и любопытству учащихся любой возрастной группы. Как показывает мой опыт , она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий, характеров.

На уроках мы часто работаем с диалогами, полилогами.

По теме «Путешествие» я использую такие речевые ситуации:

«Представьте, что вы в Лондоне. Вы идете по улице и видите красивое здание. Вы интересуетесь у случайного прохожего, спрашиваете, что это за здание, сколько ему лет, кто архитектор».

Мы учимся запрашивать информацию о том, как в незнакомом нам городе добраться и посетить достопримечательности, проигрываем ситуацию с покупкой билетов, в роли гидов учащиеся рассказывают о культурно-исторических местах, обычаях и традициях стран изучаемого языка, организуем диалог культур, связывая с достопримечательностями и традициями своей страны.

По теме «В магазине» мы представляем себя в роли продавца, покупателя и обязательно друга-советчика. Спрашиваем нужную нам вещь или продукты. Уточняем разные нюансы.

В рамках темы «Здоровье» делимся опытом, как вести здоровый образ жизни, рецептами здорового питания.

Особое внимание стараюсь уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами – парами, тройками, четверками.

Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации, на мой взгляд, выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога, ассоциограммы, схемы для составления словосочетаний с разными частями речи и др.

Это мини-диалоги –поздравления с Днем рождения или праздником, вопросно- ответные упражнения, диалоги- обмен мнениями, диалоги-знакомства и беседы вежливости.

 Каждый раздел нашего учебника заканчивается выполнением творческого проекта. В основном, наши проекты представляют собой индивидуальную самостоятельную  работу учащихся. Дети должны четко понимать, для чего и как они выполняют проект. Рассказываю им на доступном языке, что они будут делать и зачем. Затем даю конкретную и доступную инструкцию на каждый этап выполнения проекта. На каждом этапе работы над проектом  хвалю ребенка за проделанную работу. Ребенок должен чувствовать важность и необходимость своей деятельности. Выполнение проекта основано и на детском творчестве. Поощряю и мотивирую идеи и попытки ребенка привнести что-то свое в проект. Несложные проекты заложены авторами учебника в программу. Традиционно,  мои ученики после изучения английского алфавита делают мини – книжку «The ABC», «Я и мои друзья», «Моя семья», «Мой любимый питомец», «Мой класс», «Мой любимый праздник» и многие другие.

Метод проектов частично реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Стараюсь учитывать также то, что не каждая семья имеет оборудование и навыки работы с компьютером. В таком случае ребята выполняют свои проекты на бумаге. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.

На своих уроках я  использую динамические паузы, физкультминутки и  игры, которые стараюсь связать с тематикой урока. В таких играх можно отрабатывать любой лексический материал.

           Учитывая индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, а также для поддержания мотивации обучаемых, я использую элементы здоровье сберегающих технологий, таких как: 

         Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения. Упражнения можно проводить как под спокойную, тихую музыку, так и под веселую, задорную. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, танцы, игры с предметами.    

Диапазон типов упражнений, которые я применяю на уроках обеспечивают достижение учащихся коммуникативных целей учебного плана, вовлекают ребят в процесс общения

Подстановочные упражнения;

Упражнения творческого характера;

Проектные работы;

Упражнения по образцу;

Ролевые игры;

Мини-диалоги (работа в парах);

Упражнения на преобразование одной формы в другую.

Развитие грамматических навыков будет способствовать успешному формированию коммуникативной компетенции учащихся. Для этого применяю систему упражнений, которые способствуют развитию грамматических навыков, а, следовательно, повышают уровень коммуникативной компетенции.

Упражнения – важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. Очень нравятся ребятам упражнения следующих типов: составьте предложения из слов, данных в разбивку, раскройте скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму, дополните, сократите, видоизмените диалог, содержащий закрепляемые грамматические явления. оставьте из двух предложений одно и многие другие.

При изучении иностранного языка очень важно уметь воспринимать иноязычную речь на слух, поэтому на уроках необходимо развивать способность к аудированию.

Во всех классах, практически на каждом уроке я использую аудиоприложения к учебникам для прослушивания текстов. Преимущество этой деятельности в том, что ученики слышат не только голос учителя, к которому привыкают, но и различные голоса, произносящие отдельные слова, диалоги, тексты, улавливают интонацию. Проверку понимания услышанного текста провожу как правило фронтально.

А также использую лексические игры из своей копилки, такие как: Memory game, «Продолжи слово», «Кроссворды», «Испорченный телефон», «Путаница», «Угадай», «Переводчик», «Снежный ком», «Пантомима», «Last Word Chain», «Волшебная коробка»  и так далее.

Большую помощь оказывает в прослушивании и исполнении песен британский  образовательный сайт http://learnenglishkids.britishcouncil.org/ ,  http://supersimplelearning.com/который позволяет не только использовать песни и игры он - лайн,  скачивать их для применения, но и петь в караоке.

А также работе я использую различные цифровые материалы со следующих сайтов:

https://www.learningapps.org

http://www.learningchocolate.com/

http://www.learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/

http://www.englishforkids.ru/


Формирование коммуникативной компетентности учащихся помогает развитию познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, создавать на ее основе новую и делают учебный процесс творческим, сжатым и целенаправленным, а учеников раскованными и активными.

Уроки и внеурочная деятельность свидетельствуют о том, что учащиеся способны к активной познавательной деятельности на иностранном языке, хотя уровень владения языком у большинства учащихся остается слабым, поэтому главным фактором и стимулом в моей работе является желание учащихся включаться в деятельность на уроке, активность, познавательный интерес, атмосфера сотрудничества и желание обучающихся изучать язык.


Таким образом, мы можем говорить об эффективности использования коммуникативных упражнений и заданий на уроке английского языка, поскольку развитие коммуникативных навыков на уроке является одной из важнейших задач в обучении языку. В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъём, положительный настрой, они приобретают уверенность в своих силах.

Можно сделать вывод, что коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку должно учитывать особенности реального общения.

Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким, а интерес к предмету устойчивый.

На занятиях по иностранному языку, формируя коммуникативную компетенцию, я создаю учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности.

Умения и навыки формируются только в деятельности с использованием необходимых средств и в определенных условиях, иначе говоря, в определенной среде.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!