Дата:
Класс: 6
Учитель:
Предмет: История
Тема: «Развитие культуры единого Русского государства.»
-
Контролируемые элементы содержания
-
Культурное пространство (с древнейших времён до конца XVII в.)
-
Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Памятники Куликовского цикла. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Летописание и начало книгопечатания
-
Контролируемые умения
-
Развитие умений сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего
-
Развитие способностей определять и аргументировать своё отношение к информации о событиях прошлого и настоящего
-
Предметные умения
-
Понимать информацию, представленную в виде изобразительной наглядности (учебная картина, иллюстрация, макет и др.)
-
Отвечать на вопросы по освоенному историческому материалу, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез
-
Личностные результаты
-
Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства
-
Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения
-
Понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства
-
Ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа
-
Функциональная грамотность
-
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
-
Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
-
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
-
Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/8a18466e
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
-
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-
Мотивация на учебную деятельность
Чудесный день!
И настроение чудесное - под стать.
Так разрешите мне урок с улыбочки начать.
-
Целеполагание
Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?
-
Освоение нового материала
-
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
В XV столетии мироощущение жителей русских земель заметно менялось. Для русского человека раздвинулись границы известного ему мира. Более регулярным стало общение с представителями западноевропейских стран, что позволяло знакомиться с их культурой и традициями, бытом, модой… Появилась возможность сравнивать обычаи, порядок жизни.
Превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни всех русских земель привело к изменению в сознании людей образа великих князей. Они воспринимались теперь как лидеры государства, ведущего справедливую освободительную борьбу с Ордой.
События, связанные с заключением Флорентийской унии, падением Византии, попытками католицизма проникнуть в православные земли, вели к укреплению авторитета православной веры. У многих церковных и государственных деятелей возникает понимание, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире.
К началу XVI в. в состав Московского государства входили почти все княжества Северо - Востока и Северо - Запада Руси. Расширение экономических связей между регионами страны, широкий поток миграции населения на юг и в Сибирь, объединение больших масс людей в ходе социальных движений способствовали складыванию русской нации, а взаимопроникновение прежде обособленных местных традиций вело к развитию общности русской культуры. На рубеже XV – XVI столетий определяется преобладание московской художественной и литературной школы, усвоившей традиции местных школ, которые постепенно вливались в общерусское культурное пространство. Парадность, торжественность, праздничность, стали чертами этого стиля и отвечали стремлению русских людей того времени к возвышенной красоте. Можно уверенно утверждать, что процесс формирования единого русского государства завершался процессом формирования единого культурного пространства. В период XV – XVI вв. были созданы многие выдающиеся произведения искусства, заложены основы дальнейшего развития многогранной отечественной культуры.
Главные черты русской культуры XV – первой половины XVI вв.:
– Доминирует идея единства русской земли;
– Рождается общерусская художественная традиция;
– Теория «Москва – третий Рим» влияет на культуру;
– Византийское наследие трансформируется в самобытную национальную культуру.
Хронограф – особый жанр летописного творчества, посвященный всеобщей истории, иногда с включением истории русской. Значительная часть хронографов излагалась на основе Ветхого Завета, поэтому эти произведения близки к библейским книгам. Самая ранняя из составленных на Руси версия – Хронограф по великому изложению, в котором русская история заняла свое место во всемирном историческом процессе.
Феофан Грек - византийский мастер-иконописец, почему и получил прозвище Грека, в расцвете творческих сил покинул родину и до самой смерти работал на Руси. Манеру письма Феофана называют живописной скорописью за точные и четкие мазки
Андрей Рублёв – один из самых известных русских иконописцев московской школы, иконной и монументальной живописи XV века.
Феофан и Андрей работали вместе в Москве на росписи Благовещенского собора Кремля. Иконы Грека – величественны, лики святых суровы и гениальны. Андрей Рублев выработал собственный стиль, в нём нет драматизма и суровости. Его манера письма спокойна, наполнена ясностью и гармонией.
Отличительные черты московской художественной школы XVI в.:
- Красочность, декоративность;
- Многофигурность, необычные, малораспространённые сюжеты;
- впитала традиции местных иконописных школ.
-
Применение изученного материала.
-
Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Выполнение заданий 13, 14 ОГЭ по истории
Инструкция по выполнению задания в формате ГИА
1) «Хожение за три моря»
2) Житие Сергия Радонежского
3) «Слово о полку Игореве»
4)
5)
Задание 13. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XV веке? Выбери два памятника культуры.
Задание 14. Автором какого из приведённых памятников культуры был Епифаний Премудрый? Укажи порядковый номер этого памятника культуры.
Анализ представленных изображений
Можно начинать в любом удобном порядке. 5 — белокаменный Кремль построен при Дмитрии Донском; 4 — возрождение каменного зодчества — лаконичный новгородский храм — церковь Спаса Преображения на Ильине улице ; 1—3 — литературные произведения: «Хожение» — путешествие , Житие — рассказ о жизни и деяниях святых, «Слово» — рассказ о неудачном походе на половцев.
Решение задания 13
Проанализировав все представленные изображения, вспомнив факты, которые с ними связаны, становится понятно, что 1 — вторая половина XV века; 2 — начало XV века; 3 — вторая половина XIIвека; 4 и 5 — вторая половина XIV века. Верные ответы будут: 1, 2.
Решение задания 14
Епифаний Премудрый — писатель. То есть выбор ограничивается позициями 1—3. «Хожение» написано самим купцом. Автор «Слова» неизвестен. Епифаний Премудрый — ученик и сподвижник Сергия Радонежского. Таким образом правильный ответ — 2.
-
Систематизация знаний и умений
«Хожение за три моря»
Прочитай фрагмент «Хожения за три моря» — первого произведения русской литературы, запечатлевшего путешествие, имевшее не религиозные, а торговые цели. Купец Афанасий Никитин спустился по Волге из Твери в Астрахань, пересёк Каспийское море, проехал Персию и через Индийский океан достиг Индии, где прожил три года. Обратный путь лежал снова через Индийский океан, Персию, а затем по Чёрному морю и Крыму. Перечисли, что удивило купца в путешествии. Составь рассказ о путешествии Афанасия Никитина.
«ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА
Путевые записки (жанр хождения) тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию в 1468—1474 годах.
…И шли мы морем до Маската десять дней, а от Маската до Дега четыре дня, а от Дега до Гуджарата, а от Гуджарата до Камбея. Тут родится краска да лак. От Камбея поплыли к Чаулу, а из Чаула вышли в седьмую неделю после Пасхи, а морем шли шесть недель в таве до Чаула. И тут Индийская страна …И мужчины, и женщины все нагие да все чёрные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бёдрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бёдрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бёдрах.
Из Чаула пошли… до Джуннара. Правит тут индийский хан — Асад-хан джуннарский… Ездит же Асад-хан на людях. А слонов у него много, и коней у него много добрых, и воинов, хорасанцев, у него много. А коней привозят из Хорасанской земли, иных из Арабской земли, иных из Туркменской земли… а привозят их всё морем в тавах — индийских кораблях.
И я, грешный, привёз жеребца в Индийскую землю, и дошёл с ним до Джуннара, с божьей помощью, здоровым, и стал он мне во сто рублей. Зима у них началась с Троицына дня. Зимовал я в Джуннаре, жил тут два месяца. Каждый день и ночь — целых четыре месяца — всюду вода да грязь. В эти дни пашут у них и сеют пшеницу, да рис, да горох, да всё съестное. …В Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы — на них ездят и товар и иное возят, всё делают.
Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: всё товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дёшево. Те, кто возят волов за море, те пошлин не платят. А нам провезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много. Разбойничают кафары, не христиане они и не бесермены: молятся каменным болванам и ни Христа, ни Мухаммеда не знают.
-
Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
Задание 1. Из перечисленных исторических личностей иконописцами были?
Варианты ответов:
А) Афанасий Никитин
Б) Даниил Чёрный
В) Пётр Мстиславец
Г) Дионисий
Д) Андрей Рублёв
Е) Марко Руффо
Правильный ответ:
Б) Даниил Чёрный
Г) Дионисий
Д) Андрей Рублёв
Задание 2. Установите соответствие между названиями произведений русской литературы и их фрагментами.
А) «Хождение за три моря» | 1) «Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть…» |
Б) «Житие Сергия Радонежского» | 2) «Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликование. Преодолела слава русская хулу поганых. Уже низвергнут Див на землю, а гроза и слава великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, по всем землям пронеслась…» |
В) «Задонщина» | 3) «Индийцы совсем не едят мяса… Едят рис с маслом, да травы разные, а варят их с маслом и молоком…» |
Правильный вариант:
А) «Хождение за три моря» | 3) «Индийцы совсем не едят мяса… Едят рис с маслом, да травы разные, а варят их с маслом и молоком…» |
Б) «Житие Сергия Радонежского» | 1) «Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть…» |
В) «Задонщина» | 2) «Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликование. Преодолела слава русская хулу поганых. Уже низвергнут Див на землю, а гроза и слава великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, по всем землям пронеслась…» |
-
Подведение итогов, домашнее задание
-
Рефлексия
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.