СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие личностных компетенций у учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие личностных компетенций у учащихся»

Развитие личностных компетенций у учащихся

младших классов через применение регионального компонента.

Морозова Валентина Валериановна

МОУ СОШ №5 им. Н.О.Кривошапкина

Актуальность: Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей, т.е. взаимодействие внешних и внутренних особенностей. В. М. Бехтерев утверждал, что развитие личности как высшего проявления психики, находится в зависимости от внешних условий. У каждого ребенка есть индивидуальные предпосылки развития мышления, чувств, воли, присущие только ему интересы, привычки, черты характера. На любом уроке учащиеся готовятся к жизни, творческой трудовой деятельности, формируются у них трудовые умения и навыки. Чем активнее познавательная деятельность, тем с большей уверенностью можно говорить о самостоятельном усвоении умений и навыков.

Основной целью является: Развитие личности ученика через применение на уроках физкультуры регионального компонента.

Из цели вытекают следующие задачи:

Познавательные: познакомить учащихся с национальными видами физических упражнений, формировать культуру здоровья на основе использования фрагментов народных игр.
Развивающие: дать представление о многообразии форм существования национальных игр, единоборств, развивать познавательный интерес, воспитывать культуру общения.
Воспитательные: формировать у них устойчивую потребность к движению, а не принуждать и не заставлять учиться.

Интерес – это не только объективное отношение, складывающееся независимо от сознания и воли ребенка и не только стимул взятый сам по себе. Интерес – это и то и другое одновременно. Важным шагом в изучении сущности интереса и его функций в обществе сделали Г. Гегель и И. Кант. Они связывают интерес с потребностью людей как установку на познание.

Младшие школьники имеют специфические возрастные способности: неустойчивое внимание, повышенную двигательную активность, эмоциональность, наглядное образное мышление, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. И именно в этом возрасте необходимо научить анализировать мышечные ощущения, контролировать свои действия, решать тактические задачи.

Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходимо объяснять для чего нужно то или иное двигательное действие или упражнение, что оно развивает, почему они выполняются в той или иной последовательности. Но в то же время нельзя их надолго оставлять в однообразном статическом положении. Поэтому я использую плакаты для наглядного показа. Большой помощью бывает, если ребенок правильно и красиво выполняет упражнение или двигательное действие и может показать.

Разнообразить уроки можно применением карточек с работой по станциям. При разнообразии предлагаемых упражнений обеспечивается последовательное воздействие на все основные группы мышц и внутренние органы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.) при составлении комплекса упражнения подбираются так, чтобы нагрузка охватывала главные мышечные группы. Это является одновременно индивидуализацией, увеличением плотности урока и объема выполненного материала, развивает умение работать самостоятельно. Варианты зависят от класса, подготовленности учащихся и индивидуальных способностей, конкретных задач урока.

Дети лучше запоминают те или иные упражнения, если уроки проводятся в игровой, увлекательной и доступной форме. Это и эстафеты, и сюжетные игры, и командные игры, и игры проводимые самими детьми.

При разработке тематического плана в вариативной части учитываю местные культурно-этнические особенности: национальные виды физических упражнений, игры, единоборства.

Возрождение самобытных национальных игр, упражнений, видов спорта - это средство всестороннего, нравственного, интеллектуального, духовного, физического воспитания.

В начале урока использую упражнения с национальными элементами, которые провожу фронтальным или поточным методом. Они подбираются с учетом темы урока.

Применение на уроках национальных упражнений и игр развивает кругозор, обогащает знаниями культуры и истории, стимулирует саморазвитие и самосовершенствование через осознание практической направленности. Академик А.П. Окладников полагал, что на возникновение национальных физических упражнений влияние оказала охота, так как охотники должны обладать соответствующей физической силой, ловкостью и выносливостью. Большинство упражнений, техника движений, игр и состязаний народов Якутии представляют собой копирование движений животных и птиц. Детям свойственно подражание и интересно показывать их повадки и движения. При этом развивается наблюдательность, смекалка, любовь к природе. Поэтому в 1-2 классах я предлагаю им образные упражнения с подражанием движений зверей, птиц, охотников, косарей, лесорубов, всадников и т.д, которые включаю в разминку и простые игры: «Волк и жеребята» - «Бере уонна кулунчуктар», «Былаатынан таhыйсыы» - гонки с платком, «Бере уонна табалаар» - волк и олени, «Дул5алааhын» - прыжки по кочкам и т.д, которые провожу в конце урока.

Для учащихся 3-4 классов программа несколько усложняется, включаются элементы национальных видов спорта: прыжки-многоскоки «кылыы», «куобах», «ыстанга», прыжки через нарты, прыжки в приседе – «чохчоохой», подскоки – «дьиэрэнкэй» и т.д. .

В выборе физических упражнений учитываю анатомические и психические особенности детей. Так, например подражающие упражнения интересны только учащимся первых и вторых, редко третьих, классов поэтому эти упражнения в разминке и игры, такие как «Море волнуется», «Совушка», я провожу только в этих классах.

Более сложные упражнения я даю в третьих и четвертых классах.

Прыжки «кылыы», «куобах», «ыстанга» начинают осваивать через набивные мячи. Прыжки через нарты – с напрыгиваний и спрыгиваний на возвышенность. Для них интересней соревноваться, поэтому включаю в эстафеты такие упражнения, как «Дул5алааhын» - прыжки по кочкам, прыжки в приседе – «чохчоохой», «о5устархарсыhыылара» - бой быков. Акцентирую внимание учащихся не только на быстроте, но и на правильности выполнения. Например, в прыжках в приседе обязательно нудно отталкиваться двумя ногами одновременно. Или же в бросках на точность – техника броска.

В конце учебного года выезжаем на природу. При изменении внешней обстановки и увеличении пространства ребята стараются больше бегать. Для этого подбираются игры с минимальным количеством инвентаря, с учетом национальных игр и состязаний. Проводятся соревнования по борьбе хапсагай, перетягиванию палки, «Осуохай» совместно с родителями. Мероприятия проходят весьма эмоционально. Возвращаясь, все поем песни, которые разучиваются на уроках музыки.

В заключении хочется сказать, что применение игр делает уроки разнообразными, вносит национальный колорит.