СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие личностных УУД на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛУУД- это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию

Просмотр содержимого документа
«Развитие личностных УУД на уроках в начальной школе»

Развитие личностных УУД на уроках в начальной школе

Развитие личностных УУД на уроках в начальной школе

Что же понимается под личностными универсальными действиями? ЛУУД - это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, это: - положительное отношение к учению, -готовность преодолевать школьные затруднения, -интерес к изучаемым предметам, -стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей, -осознание ответственности за себя и свои действия, -этические чувства.

Что же понимается под личностными универсальными действиями?

ЛУУД - это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, это:

- положительное отношение к учению,

-готовность преодолевать школьные затруднения,

-интерес к изучаемым предметам,

-стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей,

-осознание ответственности за себя и свои действия,

-этические чувства.

Личностные  универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

 Личностные универсальные учебные действия Действия нравственно-этического оценивания Действия самоопределения Действия смыслообразования 1.Положительные нравственные качества; 2.Адекватное оценивание чужих поступков 1.Личностное ( самопознание, самооценка, идентичность) 2.Профессиональное 3.Жизненное 1.Сформированная учебная мотивация 2.Осознанность учения и личная ответственность 3.Адекватное реагирование на трудности

Личностные универсальные учебные действия

Действия нравственно-этического оценивания

Действия

самоопределения

Действия смыслообразования

1.Положительные нравственные качества;

2.Адекватное оценивание чужих поступков

1.Личностное ( самопознание, самооценка, идентичность)

2.Профессиональное

3.Жизненное

1.Сформированная учебная мотивация

2.Осознанность учения и личная ответственность

3.Адекватное реагирование на трудности

Самопознание и самоопределение Формирование основ гражданской идентичности личности формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;  формирование основ гражданской идентичности личности, - осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России; 2. Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека - ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; 3. Развитие Я-концепции и самооценки личности - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия.

Самопознание и самоопределение

  • Формирование основ гражданской идентичности личности
  • формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  • формирование основ гражданской идентичности личности,

- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

2. Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия.

Для определения внутренней позиции школьника (УУД- самоопределение) можно использовать методику « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).                Для определения уровня самооценки и выявления сформированности внутренней позиции школьника (выявление мотивации учения) можно предложить методику « Лесенка » . Для выявления осознанности своих возможностей в учении (самоопределение) используется методика Н. Лускановой.

Для определения внутренней позиции школьника (УУД- самоопределение) можно использовать методику « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).

Для определения уровня самооценки и выявления сформированности внутренней позиции школьника (выявление мотивации учения) можно предложить методику « Лесенка » .

Для выявления осознанности своих возможностей в учении (самоопределение) используется методика Н. Лускановой.

Смыслообразование Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе -развития познавательных интересов, учебных мотивов; - формирования мотивов достижения и социального признания; - мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе

-развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирования мотивов достижения и социального признания;

- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

 Для диагностики мотивации учебной деятельности (смыслообразование) используются:  Методика « Незавершенная сказка » ,  « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина)  Опросник мотивации.

Для диагностики мотивации учебной деятельности (смыслообразование) используются:

  • Методика « Незавершенная сказка » ,
  • « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина)
  • Опросник мотивации.
Ценностно- нравственная ориентация формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности) выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; - формирование моральной самооценки;

Ценностно- нравственная ориентация

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)
  • выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
  • - формирование моральной самооценки;
 - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций; - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

  • - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
  • - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Образовательные технологии, применяемые для развития ЛУУД

Образовательные технологии, применяемые для развития ЛУУД

Образовательные технологии, применяемые в развитии ЛУУД Технология проблемного диалога. Технология проектной деятельности. ИКТ технологии. Технология ситуативного обучения. Технология продуктивного чтения. Технология уровней дифференциации.

Образовательные технологии,

применяемые в развитии ЛУУД

  • Технология проблемного диалога.
  • Технология проектной деятельности.
  • ИКТ технологии.
  • Технология ситуативного обучения.
  • Технология продуктивного чтения.
  • Технология уровней дифференциации.

Формирование личностных УУД Эмоциональный настрой на урок - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок?

Формирование личностных УУД

  • Эмоциональный настрой на урок

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика )

  • Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.

Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс, Математика у нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

  •  
Формирование личностных УУД  на уроках математики развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Зачем нужно уметь решать задачи на движение? (Примерные ответы детей: чтобы знать на каком виде транспорта быстрее добраться до города или сколько времени потратишь на  дорогу до школы, если двигаться на велосипеде)

Формирование личностных УУД на уроках математики

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Зачем нужно уметь решать задачи

на движение?

(Примерные ответы детей: чтобы

знать на каком виде транспорта

быстрее добраться до города или

сколько времени потратишь на

дорогу до школы, если двигаться

на велосипеде)

Формирование личностных УУД  на уроках математики Формирование личностной идентичности – роль брата или сестры. Развитие системы ценностных ориентаций. Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат  грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети? Заполни пропуск и реши задачу разными способами.  Как вы считаете, как должны относится друг к другу брат и сестра? Право выбора, уважение чужого мнения Выполни задание, сравни свою работу с работами других ребят.

Формирование личностных УУД на уроках математики

  • Формирование личностной идентичности – роль брата или сестры. Развитие системы ценностных ориентаций.

Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат  грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети?

Заполни пропуск и реши задачу разными способами.

Как вы считаете, как должны относится друг к другу брат и сестра?

  • Право выбора,

уважение чужого мнения

Выполни задание, сравни

свою работу с работами

других ребят.

Формирование личностных УУД  на уроках окружающего мира Личностное (гражданское) самоопределение Тема: Наш край. Как называется часть России, в которой ты живёшь? Есть ли у твоего края или посёлка свой герб? Как он выглядит? Представители каких народов населяют твой край? Формирование любви и чувства гордости к своей Родине.Формирование чувства собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Тема: Зона степей. Нарисуй , как ты представляешь себе степь. Сравни свою работу с работами других ребят. Хотел бы ты жить в зоне степей и почему?

Формирование личностных УУД на уроках окружающего мира

  • Личностное (гражданское) самоопределение

Тема: Наш край.

  • Как называется часть России, в которой ты живёшь?
  • Есть ли у твоего края или посёлка свой герб? Как он выглядит?
  • Представители каких народов населяют твой край?
  • Формирование любви и чувства гордости к своей Родине.Формирование чувства собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Тема: Зона степей.

  • Нарисуй , как ты представляешь себе степь.
  • Сравни свою работу с работами других ребят.
  • Хотел бы ты жить в зоне степей и почему?
Формирование личностных УУД  на уроках литературного чтения Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Тема: А.Л.Барто «Разлука»  - Как вы понимаете название стихотворения? Для вас это слово веселое или грустное? (Конечно, слово «разлука» грустное. Это значит, что кто-то с кем-то расстался. В этом стихотворении сын расстается с мамой.) — Сочувствуете ли вы мальчику? Почему? (Дети приводят примеры из своей жизни о взаимоотношениях с мамой.) — Обсудите с другом, действительно ли все поступки мальчик совершал для мамы. — Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если вы представите себя на месте мальчика.

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

  • Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Тема: А.Л.Барто «Разлука»

- Как вы понимаете название стихотворения? Для вас это слово веселое или грустное? (Конечно, слово «разлука» грустное. Это значит, что кто-то с кем-то расстался. В этом стихотворении сын расстается с мамой.)

— Сочувствуете ли вы мальчику? Почему?

(Дети приводят примеры из своей жизни о взаимоотношениях с мамой.)

— Обсудите с другом, действительно ли все поступки мальчик совершал для мамы.

— Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если вы представите себя на месте мальчика.

Формирование личностных УУД  на уроках литературного чтения Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Тема: Былина «Ильины три поездочки» Что такое былина? ( Былина — русская народная этическая песня — сказание о богатырях.) Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь — воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.) Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Расскажите, что вы видите.

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Тема: Былина «Ильины три поездочки»

  • Что такое былина? ( Былина — русская народная этическая песня — сказание о богатырях.)
  • Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь — воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)
  • Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Расскажите, что вы видите.

Формирование личностных УУД  ( подведение итогов урока, рефлексия )  Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

Формирование личностных УУД ( подведение итогов урока, рефлексия ) Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.