СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«“Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста”»

“ Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста”

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста”

Дошкольный возраст особенный. В это время в поведении и психике ребенка происходят кардинальные перемены, раскрываются его способности, закладывается основа будущих успехов и достижений. Неудивительно, что внимательные родители стараются приложить максимум усилий для развития своего малыша. И нередко перед ними встает вопрос: что и как развивать? Высшей формой мышления считается абстрактно-логическое мышление, и оно влияет на успешность обучения в школе. Но есть ли смысл заниматься его развитием в 4–5 лет? Не рано ли? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сначала разберемся в особенности мышления дошкольника.

Дошкольный возраст особенный. В это время в поведении и психике ребенка происходят кардинальные перемены, раскрываются его способности, закладывается основа будущих успехов и достижений. Неудивительно, что внимательные родители стараются приложить максимум усилий для развития своего малыша. И нередко перед ними встает вопрос: что и как развивать? Высшей формой мышления считается абстрактно-логическое мышление, и оно влияет на успешность обучения в школе. Но есть ли смысл заниматься его развитием в 4–5 лет? Не рано ли? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сначала разберемся в особенности мышления дошкольника.

У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Но это не значит, что развитием логического мышления детей нужно заниматься только в старшем дошкольном возрасте. Наглядно-действенное мышление – когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом – это основной вид мышления ребенка раннего возраста. Наглядно-образное мышление – когда ребенок мыслит с помощью образов предметов – такое мышление является основным видом мышления ребенка дошкольного возраста.

У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Но это не значит, что развитием логического мышления детей нужно заниматься только в старшем дошкольном возрасте.

Наглядно-действенное мышление – когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом – это основной вид мышления ребенка раннего возраста.

Наглядно-образное мышление – когда ребенок мыслит с помощью образов предметов – такое мышление является основным видом мышления ребенка дошкольного возраста.

Мышление ребенка 4–6 лет: какое оно? Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. И она не существует отдельно от психики в целом, а связана со всеми процессами, которые происходят в сознании малыша. А их немало, ведь ребенок в этом возрасте открывает и познает мир.

Мышление ребенка 4–6 лет: какое оно?

Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. И она не существует отдельно от психики в целом, а связана со всеми процессами, которые происходят в сознании малыша. А их немало, ведь ребенок в этом возрасте открывает и познает мир.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание

Основы мыслительной деятельности дошкольника. Предпосылки логического мышления Речь Пожалуй, самую кардинальную роль в умственном развитии дошкольника играет постижение искусства речи или, как говорят психологи, знаковой функции сознания. Слова-знаки являются важнейшими инструментами мышления. И чем лучше малыш владеет речью, тем успешнее будет развитие его мышления.

Основы мыслительной деятельности дошкольника. Предпосылки логического мышления

Речь

Пожалуй, самую кардинальную роль в умственном развитии дошкольника играет постижение искусства речи или, как говорят психологи, знаковой функции сознания. Слова-знаки являются важнейшими инструментами мышления. И чем лучше малыш владеет речью, тем успешнее будет развитие его мышления.

Восприятие Любая информация о внешнем мире – это материал для мышления, а каналом, по которому эта информация поступает в мозг, является  восприятие . В дошкольном возрасте дети уже более внимательны, они умеют сознательно сосредотачиваться, их многое интересует в окружающем мире: с удовольствием разглядывают цветы и плывущие по небу облака; замечают изменение цвета листьев осенью; любят наблюдать за котятами и щенками, бабочками и птицами; с интересом слушают музыку; пробуют на вкус подчас несъедобные с точки зрения взрослых вещи. Малыши активно накапливают материал для развития своего мышления . 

Восприятие

Любая информация о внешнем мире – это материал для мышления, а каналом, по которому эта информация поступает в мозг, является  восприятие . В дошкольном возрасте дети уже более внимательны, они умеют сознательно сосредотачиваться, их многое интересует в окружающем мире:

  • с удовольствием разглядывают цветы и плывущие по небу облака;
  • замечают изменение цвета листьев осенью;
  • любят наблюдать за котятами и щенками, бабочками и птицами;
  • с интересом слушают музыку;
  • пробуют на вкус подчас несъедобные с точки зрения взрослых вещи. Малыши активно накапливают материал для развития своего мышления . 
Усвоение сенсорных эталонов В дошкольном возрасте большую роль играет понимание сенсорных эталонов, то есть сформированных в обществе представлений о характеристиках вещей, их свойствах, отношениях. К самым простым сенсорным эталонам относятся: геометрические фигуры, цвета, температурные характеристики, размеры и т. д. Понимание и оперирование сенсорными эталонами (различение цветов, геометрических фигур, сравнительная характеристика размеров и весов и т. д.) – очень важная предпосылка развития логического мышления. Так, понимание, что нарисованное на картинке солнышко круглое, а домик квадратный требует предварительной сложной мыслительной работы: анализа, сравнения, выделения характеристики эталона (круга или квадрата), абстрагирование (отделение) этой характеристики и перенесение ее на другой предмет.

Усвоение сенсорных эталонов

В дошкольном возрасте большую роль играет понимание сенсорных эталонов, то есть сформированных в обществе представлений о характеристиках вещей, их свойствах, отношениях. К самым простым сенсорным эталонам относятся:

  • геометрические фигуры,
  • цвета,
  • температурные характеристики,
  • размеры и т. д.

Понимание и оперирование сенсорными эталонами (различение цветов, геометрических фигур, сравнительная характеристика размеров и весов и т. д.) – очень важная предпосылка развития логического мышления. Так, понимание, что нарисованное на картинке солнышко круглое, а домик квадратный требует предварительной сложной мыслительной работы: анализа, сравнения, выделения характеристики эталона (круга или квадрата), абстрагирование (отделение) этой характеристики и перенесение ее на другой предмет.

Овладение предметной деятельностью Это еще одна важная предпосылка развития мышления. Дети не просто играют с предметами, они изучают их свойства и особенности. А когда они не играют с предметами, и мыслительная деятельность отсутствует. Есть и еще один важный момент. В процессе эволюции сложилось так, что руки имеют для человека принципиальное значение, поэтому на ладонях и кончиках пальцев огромное количество точек, связанных с разными отделами головного мозга. Как говорят психологи, тренируя мелкую моторику рук, ребенок развивает мозг.

Овладение предметной деятельностью

Это еще одна важная предпосылка развития мышления. Дети не просто играют с предметами, они изучают их свойства и особенности. А когда они не играют с предметами, и мыслительная деятельность отсутствует.

Есть и еще один важный момент. В процессе эволюции сложилось так, что руки имеют для человека принципиальное значение, поэтому на ладонях и кончиках пальцев огромное количество точек, связанных с разными отделами головного мозга. Как говорят психологи, тренируя мелкую моторику рук, ребенок развивает мозг.

Как помочь ребенку развить логическое мышление Конечно, абстрактно-логическое мышление развивать надо. Но не стоит и забывать, что образное тоже очень важно: Во-первых, это основа творчества, относиться к образному мышлению нужно очень бережно и не препятствовать детскому фантазированию, а напротив, всячески развивать воображение. Во-вторых, активный процесс развития абстрактно-логического мышления психологи связывают с младшим школьным возрастом. Поэтом не стоит спешить и ставить телегу впереди лошади – психика ребенка еще не готова к полноценному логическому мышлению. А вот основа для него, предпосылки для дальнейшего успешного развития действительно нужны .

Как помочь ребенку развить логическое мышление

Конечно, абстрактно-логическое мышление развивать надо. Но не стоит и забывать, что образное тоже очень важно:

  • Во-первых, это основа творчества, относиться к образному мышлению нужно очень бережно и не препятствовать детскому фантазированию, а напротив, всячески развивать воображение.
  • Во-вторых, активный процесс развития абстрактно-логического мышления психологи связывают с младшим школьным возрастом.

Поэтом не стоит спешить и ставить телегу впереди лошади – психика ребенка еще не готова к полноценному логическому мышлению. А вот основа для него, предпосылки для дальнейшего успешного развития действительно нужны .

  • В отличие от наглядно-действенного, образное мышление уже позволяет отвлекаться от конкретной ситуации и даже фантазировать. В этом возрасте настолько яркое, живое воображение, что при слабости рационального мышления дети иногда принимают образы своего воображения за реальных существ. Вспомните «Карлсона, который живет на крыше». Это ведь вполне реалистичная история о мальчике и его выдуманном друге.
  • В отличие от наглядно-действенного, образное мышление уже позволяет отвлекаться от конкретной ситуации и даже фантазировать. В этом возрасте настолько яркое, живое воображение, что при слабости рационального мышления дети иногда принимают образы своего воображения за реальных существ. Вспомните «Карлсона, который живет на крыше». Это ведь вполне реалистичная история о мальчике и его выдуманном друге.
  • В отличие от наглядно-действенного, образное мышление уже позволяет отвлекаться от конкретной ситуации и даже фантазировать. В этом возрасте настолько яркое, живое воображение, что при слабости рационального мышления дети иногда принимают образы своего воображения за реальных существ. Вспомните «Карлсона, который живет на крыше». Это ведь вполне реалистичная история о мальчике и его выдуманном друге.
  • Образы участвуют во всех мыслительных операциях, и они пока для ребенка важнее абстрактных понятий. Но дети уже способны понимать схематические изображения, например, изображенные на листе бумаги кружок, овал и четыре палочки к нему безошибочно назовут человечком. А если им объяснить, что такое план, то они с увлечением начинают рисовать план дома и «размещать» в нем мебель, двери, окна, игрушки.
В дошкольном возрасте ребята способны решать и довольно сложные логические задачи, правда, если в них можно оперировать образами. Например, слушая сказку про Колобка, безошибочно делают вывод: в том что Колобка съели, виноват он сам – не надо было убегать от бабушки с дедушкой. Правда, довести сказку до другого логического конца – ведь в ином случае Колобок был бы съеден бабушкой и дедушкой – они пока не могут.

В дошкольном возрасте ребята способны решать и довольно сложные логические задачи, правда, если в них можно оперировать образами. Например, слушая сказку про Колобка, безошибочно делают вывод: в том что Колобка съели, виноват он сам – не надо было убегать от бабушки с дедушкой. Правда, довести сказку до другого логического конца – ведь в ином случае Колобок был бы съеден бабушкой и дедушкой – они пока не могут.

При правильно развитом мышлении человек способен:  * Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.  * Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.  * Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.  * Классифицировать — группировать предметы по признакам.  * Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.  * Конкретизировать — выделять частное из общего.  * Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета  с игнорированием других.

При правильно развитом мышлении человек способен: * Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты. * Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей. * Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия. * Классифицировать — группировать предметы по признакам. * Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам. * Конкретизировать — выделять частное из общего. * Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета  с игнорированием других.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».  Поэтому, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». 

Поэтому, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.

Давайте с вами познакомимся с некоторым игровым материалом, для развития логического мышления. «Что лишнее?» (из четырех – пяти предметов дети выбирают лишнюю фигуру и объясняют свой выбор) Словесная игра «Что лишнее?» (из группы предметов найти лишний предмет) «Найди закономерность» (детям предлагается найти закономерность и продолжить ряд) «Что перепутал художник?» (у детей развивается не только мышление, но и зрительное восприятие, внимание) «Шуточные логические задачи» («Какого цвета волосы у колобка?») «Выложи рисунок из палочек (спичек)» (можно с усложнением по схеме) «Блоки Дьенеша» «Выложи узор из кубиков, палочек Кюизинера»

Давайте с вами познакомимся с некоторым игровым материалом, для развития логического мышления.

  • «Что лишнее?» (из четырех – пяти предметов дети выбирают лишнюю фигуру и объясняют свой выбор)
  • Словесная игра «Что лишнее?» (из группы предметов найти лишний предмет)
  • «Найди закономерность» (детям предлагается найти закономерность и продолжить ряд)
  • «Что перепутал художник?» (у детей развивается не только мышление, но и зрительное восприятие, внимание)
  • «Шуточные логические задачи» («Какого цвета волосы у колобка?»)
  • «Выложи рисунок из палочек (спичек)» (можно с усложнением по схеме)
  • «Блоки Дьенеша»
  • «Выложи узор из кубиков, палочек Кюизинера»
Сравнение -это мысленное становление сходства или различия предметов по существенным несущественным признакам.  Сходства Насекомые Различия Не летает Летает

Сравнение -это мысленное становление сходства или различия предметов по существенным несущественным признакам.

Сходства

Насекомые

Различия

Не летает

Летает

Сравни дорожки по ширине, какая машина едет по широкой дорожке, а какая по узкой дорожке.

Сравни дорожки по ширине, какая машина едет по широкой дорожке, а какая по узкой дорожке.

Сравни акулу и дельфина. Сходства. Акула и дельфин живут в воде. У них есть плавники и хвост. Различия. Акула-рыба, а дельфин –морское животное. Акула- опасна для людей. Дельфин может дружить с человеком и даже помогать ему.

Сравни акулу и дельфина.

Сходства. Акула и дельфин живут в воде. У них есть плавники и хвост.

Различия. Акула-рыба, а дельфин –морское животное. Акула- опасна для людей. Дельфин может дружить с человеком и даже помогать ему.

Классификация –это распределение предметов или объектов по каким –либо признакам. Относить к определенной группе предметов (одежды, мебели, домашние животные и т.д.) называть обобщающим словом. Называем признак предмета противопоставляющий их (мороженое холодное, а суп горячий) Называть признак, объединяющий предметы (это все металлическое, эти предметы могут летать и т.д.) Выделять лишний по какому-то признаку предмет из группы предметов.

Классификация –это распределение предметов или объектов по каким –либо признакам.

Относить к определенной группе предметов (одежды, мебели, домашние животные и т.д.) называть обобщающим словом.

Называем признак предмета противопоставляющий их (мороженое холодное, а суп горячий)

Называть признак, объединяющий предметы (это все металлическое, эти предметы могут летать и т.д.)

Выделять лишний по какому-то признаку предмет из группы предметов.

Каким одним словом можно назвать предметы в каждом ряду?

Каким одним словом можно назвать предметы в каждом ряду?

Найди предмет, который не подходит к остальным

Найди предмет, который не подходит к остальным

Какой признак объединяет предметы каждой группы?

Какой признак объединяет предметы каждой группы?

Противоположные признаки

Противоположные признаки

Назови обобщающее понятие для слов каждой группы  1.Январь,сентябрь,июль,май  2.Вторник, четверг, пятница, суббота 3.Зима, весна, лето, осень  4.Марина, Таня, Света, Наташа  5.Жучка, Тобик, Тризор, Полкан

Назови обобщающее понятие для слов каждой группы

1.Январь,сентябрь,июль,май

2.Вторник, четверг, пятница, суббота

3.Зима, весна, лето, осень

4.Марина, Таня, Света, Наташа

5.Жучка, Тобик, Тризор, Полкан

Найди в каждой группе слово, которое не подходит к остальным. Объясни почему. 1.Красивый, длинный, большой, широкий 2.Бегать, прыгать, думать, ползать 3.Белый, зеленый, умный, красный 4.Храбрость,честность,доброта, знания

Найди в каждой группе слово, которое не подходит к остальным. Объясни почему.

1.Красивый, длинный, большой, широкий

2.Бегать, прыгать, думать, ползать

3.Белый, зеленый, умный, красный

4.Храбрость,честность,доброта, знания

Закономерности - это связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов. Посмотри на изображение предметов и назови тот, которым нужно закончить ряд.

Закономерности - это связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов.

Посмотри на изображение предметов и назови тот, которым нужно закончить ряд.

Оля собирала бусы. Найди в них ошибки

Оля собирала бусы. Найди в них ошибки

Какой предмет должен быть в пустой клеточке?

Какой предмет должен быть в пустой клеточке?

Какие предметы на картинке связаны между собой? Что было сначала, что потом?

Какие предметы на картинке связаны между собой? Что было сначала, что потом?

Умозаключение- это форма мыслительной деятельности , при помощи которой из одного или нескольких суждений делается заключение. Умозаключение по аналогии ?

Умозаключение- это форма мыслительной деятельности , при помощи которой из одного или нескольких суждений делается заключение.

Умозаключение по аналогии

?

Умозаключение по аналогии ?

Умозаключение по аналогии

?

Закончи рассуждения: У всех птиц есть крылья. Петух- птица, значит… Все обезьяны любят бананы. Мартышка- обезьяна, значит… У всех деревьев есть корни.  Дуб- дерево, значит…

Закончи рассуждения:

У всех птиц есть крылья.

Петух- птица, значит…

Все обезьяны любят бананы.

Мартышка- обезьяна, значит…

У всех деревьев есть корни.

Дуб- дерево, значит…

Пространственное мышление- это способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.

Пространственное мышление- это способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.

Покажи в каждой паре цветов тот , которому соответствует подпись под картинкой.  Справа  Слева

Покажи в каждой паре цветов тот , которому соответствует подпись под картинкой.

Справа

Слева

Развивая логическое мышление у дошкольников ,мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики- залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности ребенка в целом. Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.  Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.  Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Развивая логическое мышление у дошкольников ,мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики- залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности ребенка в целом.

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.