СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

Игры и упражнения на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

Логическое мышление формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, требующий не только высокой активности умственной деятельности, но и знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений, которые закреплены в словах.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Логические приемы — сравнение, анализ, классификация, синтез, доказательство и другие — применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок становится более внимательным, научается мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Данные упражнения ориентированы на развитие у детей умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. Ребёнок должен освоить умственные операции, которые будут необходимы ему в последующем школьном обучении.

Игры на развитие логического мышления детей


Что выше?


  • На поляне росли три дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое?

Предложите ребенку нарисовать деревья.


Где какой напиток?


  • Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?


Кто где живёт?


Необходимый инвентарь: фигурки животных или карточки с их изображением, три кубика разного цвета или картинки трех домиков.


  • Расскажите ребенку, что в лесу жили зайчик, лисичка и медвежонок. Каждый жил в своем домике. Домик зайчика был не желтый и не синий, а медвежонок жил не в желтом и не в белом домике.

Предложите ребенку отгадать, кто в каком домике живет, и расселить животных по своим домикам.


Цветы на клумбах


Необходимый инвентарь: цветы трех разных видов (красные розы, желтые тюльпаны, белые ромашки) и три фигуры (круг, квадрат и треугольник), вырезанные из картона.


  • Предложите ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом:


Красные цветы (розы) росли не на круглой и не на квадратной клумбе, желтые (тюльпаны) — не на круглой и не на треугольной. Где какие цветы росли?

  • Упражнение «Третий лишний»

Предложите определить слово, которое является «лишним»

1. Яблоко, огурец, груша.

2. Ложка, вилка, сумка.

3. Платье, рубашка, шапка.

4. Дуб, земляника, сосна.

5. Мыло, веник, шампунь.

6. Хлеб, молоко, сметана.

7. Лето, карандаш, весна.

8. Ласточка, курица, воробей и т.д..


Для развития анализа и обобщения можно провести данное упражнение.

  • Назвать предложенные слова одним общим словом.

- чашка, ложка, тарелка, кружка – посуда;

- яблоко, груша, слива, апельсин – фрукты;

- собака, корова, коза, баран – домашние животные;

- платок, кепка, панамка, шляпа – головные уборы;

- картошка, капуста, огурец, помидор – овощи;

- кукла, юла, машинка, пирамидка – игрушки;

- автобус, автомобиль, трамвай - транспорт и т.д.


  • Игра с мячом.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет слово (существительное), а ребенок должен поймать этот мяч, назвать к этому слову прилагательное и бросить мяч назад взрослому.

Например: огурец – зеленый;

солнце – желтое;

конфета – сладкая;

подушка – мягкая

вода – мокрая

иголка – острая и т.д.

Затем ребенок и взрослый меняются ролями.

  • Игра «Скажи мне наоборот»

Взрослый предлагает ребенку назвать слова противоположного значения, например:

Большой – маленький.

Веселый – грустный.

Быстрый – медленный.

Пустой – полный.

Высокий - низкий.

Умный – глупый.

Тяжелый – легкий.

Храбрый – трусливый.

Твердый – мягкий.

Черный – белый.

Горький – сладкий.

Трудолюбивый – ленивый и т.д.


  • Игра «Назови слово»

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, дуб…)

2. Назови слова, обозначающие домашних животных.

3. Назови слова, обозначающие овощи.

4. Назови слова, обозначающие фрукты.

5. Назови слова, обозначающие транспорт.

7. Назови слова, относящиеся к спорту.

8. Назови слова, относящиеся к зиме.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению.