Развитие мелкой моторики ребенка - развитие творческих способностей младшего школьника на занятиях по внеурочной деятельности.
Новые формы государственных образовательных стандартов предусматривают сокращение уроков технологии как в среднем звене, так и в начальном. Больше внимания этому предмету уделяется теперь на внеурочной деятельности. Труд-основа всех наук. Он воспитывает в ребенке многие качества: усидчивость, внимательность, дисциплину, осторожность, настойчивость, глазомер, творческие способности.
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Технология развития мелкой моторики-это педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний для освоения новых способов человеческой деятельности.
Новизна заключается в разработке системного подхода в творческой деятельности с применением разной техники выполнения:
-работа с крупным и мелким бисером;
-вязание крючком;
-работа с соленым тестом;
-работа с пряжей для валяния;
-работа с цветной бумагой;
-проведение и систематизация этапов творческой работы.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
1. Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
2.Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
3.Работу провожу регулярно, систематически.
4.Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
5.Дети занимаются в группах разного возраста на третьем этапе, после освоения начальных знаний, старшие дети становятся учителями, учатся заботиться о младших.
Первоклассникам сделать выбор самостоятельно трудно, поэтому я привлекаю родителей. На первом же собрании в первом классе родители приняли решение о том, что все учащиеся нашего класса будут посещать курс внеурочной деятельности «Мастерица». Чтобы занятия проходили успешно, руководитель кружка познакомил родителей с программой, показал, чему дети научатся к концу первого года обучения, перечислил все необходимые материалы и инструменты, которые должны приобрести дети. Весь первый класс дети плели плоские фигурки из крупного бисера по схемам. Весь класс был разбит на 2 группы, в каждой группе дети работали парами, помогая друг другу освоить новые схемы плетения. С одной группой работал руководитель кружка, с другой классный руководитель. На первом этапе дети с помощью взрослого осваивали новые приемы плетения. На втором этапе детям предлагались схемы, с помощью которых дети изготавливали поделки самостоятельно. Во втором классе учащиеся освоили технику объемного плетения. На третьем этапе (во втором классе) учащиеся смогли обучить ребят из 1 «Г» класса бисероплетению. Каждый второклассник выбрал себе группу детей из первого класса, которых обучал плетению из бисера. «Учителя» готовили схемы, объясняли «ученикам» основные приемы плетения, побывали в роли «учителей» даже самые слабые дети из второго класса. Между второклассниками и превоклассниками установились дружеские отношения.
Кроме техники бисероплетения ребята попробовали свои силы при работе с другими материалами. Дети связали органайзеры и украсили их. В классе пять леворуких детей, которые также научились вязать. Ребята освоили технику мозаики из цветной бумаги и выполнили картины к празднику Пасхи. В третьем классе ребята выполнили поделки из соленого теста и поделки в технике валяния. Многие поделки дети готовят для поздравления своим близким к праздникам.
Учащиеся со своими поделками смогли поучаствовать в городских, республиканских и всероссийских конкурсах: «Зеленая планета», «Веселый светофор», «Красота Пасхального стола», «Мое лето», «Привет мартышки», «Новогоднее окно». Дети смогли своими руками изготовить фликеры для участия в городском конкурсе агитбригад «Веселый светофор».
Дети, чьи поделки отличаются аккуратностью выполнения работы, оригинальностью, новизной показывают высокие результаты и в учебной деятельности.
Таким образом, я стремлюсь на внеурочной деятельности соединять теорию с практикой, созидать, формируя тем самым любовь к труду, выбору профессии, способствую развитию коммуникативных умений, развитию творческих способностей, больше того – способствовать развитию ребёнка в целом,

Литература:
Выготский Л. С. Психология искусства. М. 1965, с. 318
Ермакова, И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И.А. Ермакова. - С.-П Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя. — 3-е изд. — М.: «Просвещение», 1991. — 93 с.
Соловьева Т. Е. Развитие творческих способностей детей на основе усвоения общих трудовых навыков и развития мелкой моторики в условиях кружковой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 820-823. — URL https://moluch.ru/archive/110/26793/ (дата обращения: 04.01.2019).б., 2009. -9-34с.
Балашова Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости детей посредством бисероплетения./Ю.С.Балашова.// Изобретательство. – 2013. №3 – с.43-47.