СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»


Развитие мелкой моторики у детей младшего

дошкольного возраста


«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский


Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Поэтому с самого раннего возраста важно научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

  • Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.


В работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста можно применить следующие методы и приёмы:

  • Объяснение, показ, беседа, игра

  • массаж кистей рук;

  • пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

  • изготовление дидактических игр, шнуровок;

  • лепка из пластилина;

  • игры с кубиками, конструкторами;

  • рисование с использованием шаблонов, трафаретов

  • Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

  • пальчиковый театр.


Также можно использовать игры:

  • «Геометрические вкладыши»

  • «Крупная и мелкая мозаика»

  • «Пирамидка»

  • «Игры в сухом бассейне для рук»

  • «Узнай, что в мешочке?»

  • «Разрезные картинки»

  • «Строим из конструктора»

  • «Пазлы деревянные и картонные»

  • «Шнуровка»

  • «Игры с мячиками»

  • Различные пальчиковые игры


Проводить занятия по развитию мелкой моторики с детьми необходимо как в совместной деятельности воспитателя, так и индивидуально. Конечно, не стоит забывать и про свободную самостоятельную деятельность самих детей.

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как будет организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому можно выделить три этапа, для каждого из которых должны будут подобраны и разработаны дидактические игры упражнения.

I этап – Организационно-диагностический

Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

II этап – Теоретический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

III этап – Обобщающий

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности

В заключении хотелось бы сказать, что вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада можно добиться поставленных перед собой целей.

Именно целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья детей.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям:

  • Лучше адаптироваться в практической жизни;

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда;

  • Научиться понимать многие явления окружающего мира.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!