СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие младшего школьника через организацию внеурочной деятельности" - выступление на МО учителей начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО учителей начальных классов коррекционного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие младшего школьника через организацию внеурочной деятельности" - выступление на МО учителей начальных классов.»

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»















Выступление на МО учителей начальных классов

«Развитие младшего школьника через организацию внеурочной деятельности»





Учитель начальных классов -

Мартыненкова Л.В.












Смоленск 2025

МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА

Мир «особого» ребёнка –

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка –

Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

Калиман Наталья Адамовна (г. Оренбург)

Проблема включения детей с нарушением интеллекта в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одной из основных задач воспитания и обучения детей с умственной отсталостью является оптимальное развитие потенциальных возможностей, их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включения в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы развития умственно отсталого ребенка решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно – воспитательной работы. Это дети, состояние здоровья, которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условиях обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми, является индивидуальный подход с учетом специфики и здоровья каждого ребенка.

Дети с интеллектуальными нарушениями не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Цель работы с такими детьми – это организация помощи им на основе проведения комплексных мероприятий для развития личности в целом, дальнейшее приспособление к жизни. В школе необходимо создавать психологические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно.

Это помогает в решение следующих задач:

- обучение детей социальным навыкам;

- формирование толерантного отношения;

- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

Успешному развитию младших школьников с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС способствует внеклассная работа, которая включает в себя работу классного руководителя, внеурочную деятельность, кружковую работу, организацию отдыха и досуга.

Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Всю работу по развитию обучающихся необходимо проводить, опираясь на их жизненный опыт, подбирать материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям разнообразными методами и приемами получить знания об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно (насколько это возможно) добывать знания и пользоваться ими. В работе используются различные средства: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, специально организованное общение, игровые ситуации, экскурсии в магазин, на почту, по улицам города, в школьный музей, библиотеку. Используя все познавательные возможности детей, необходимо развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и трудовом коллективе. Для любого человека, а для ребенка с нарушением интеллекта особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций.

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителями стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получило высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

Игра в начальных классах играет немаловажную роль, она «ведет» за собой обучение.

Инсценирование сказок - важный прием, сочетающий наглядные средства обучения устной речи с практическими. Еще Л.С. Выготский отмечал, что когда дети «инсценируют готовый литературный материал», драматическая форма силою воображения открывает «устное словесное творчество».

Инсценируя, учащиеся самостоятельно получают знания, осваивают игровые способы деятельности. Игра функционально родственна учебной деятельности: формирует «новые знания и умения или прежние знания приобретают новые качества».

Цель – дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную речь. В ходе обучения дети учатся овладеть диалогической речью.

Таким образом, вовлекая во внеурочной деятельности младших школьников к инсценированию сказок, мы создаем благоприятную среду для совершенствования культуры речи и развития устной речи, воспитываем чувство прекрасного, чувство коллективизма, дружбы, ответственности, формируем ум, воображения и речь младшего школьника.

Богатый материал для развития детского воображения и развития речи представляют русские народные сказки, элементы устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалочки, потешки. Совместно организованная игра, инсценирование потешек, стихов, ролевые игры ставят учащихся перед необходимостью использования активного и пассивного запаса речевого материала, в них усиливается самоконтроль собственной речи, кроме того, условия большинства игр таковы, что за речью и действиями каждого играющего внимательно следит не только ведущий, но и каждый ее участник.

Сначала выясняют, чем сказка отличается от рассказа и почему она носит название народной, на примере сказок о животных. Для этого вместе с библиотекарем готовиться для занятия большую выставку книг из сказок о животных с хорошими яркими иллюстрациями разных художников. Сказки отбираются по степени их усложнения и в различных вариантах: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Заячья избушка» и.т.д.

В итоге этой работы, направленной на то, чтобы возбудить интерес, уважение к выдумке, фантазии, развить речь, проводится мероприятие в игровой форме для младших школьников «Путешествие в страну сказок». Материал занятия способствует расширению кругозора, развитию мыслительных операций и речевых умений учащихся. Основой являются сказки о животных, которые детям не произвольно запомнились, полюбились, вошли в их жизнь.

Другим видом работы является подготовка и участие в общешкольных праздниках.

Занятия строятся таким образом, что дети сразу попадают в доброжелательную, творческую атмосферу, которая способствует пробуждению творчества - естественного состояния ребенка.

Атмосфера коллективного сотрудничества способствует тому, что дети стеснительные, неуверенные в себе, постепенно раскрываются, учась на примере своих товарищей.

Участие в одном общем деле формирует у учащихся умение общаться, объективно оценивать свою работу, помогает осознать имеющиеся недостатки, как в работе, так и в поведении.

В совместной работе, где каждый учащийся на виду у всех, он лучше раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче обучить, направить.

Работая в коллективе, ученик формирует личные качества, необходимые для совместной деятельности, учиться применять свои силы с пользой для себя и для общего дела.

В процессе коллективного творчества развиваются самостоятельность и «чувство локтя», сопереживания, инициатива, воля и другие качества.

На  занятиях проводятся игры и упражнения, направленные  на  формирование  коммуникативных  умений у  младших  школьников  с интеллектуальной недостаточностью.

Заключение.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Основ­ным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня.

Внеурочная деятельность должна быть интересна обучающимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого обучающегося.