СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие мотивации младших школьников на уроках математики».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпиграф: «Математика настолько серьёзный предмет, что нельзя упускать возможности сделать его интересным».

Блез Паскаль

Просмотр содержимого документа
««Развитие мотивации младших школьников на уроках математики».»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Развитие мотивации младших школьников на уроках математики».

Эпиграф: «Математика настолько серьёзный предмет, что нельзя упускать возможности сделать его интересным».

Блез Паскаль

В настоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение  математики становится всё более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения, так как математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом.

Математика многим детям даётся нелегко, и если у обучащихся нет мотивов её изучения или эти мотивы слабые, обучение превращается в муку. В этом состоит одна из важнейших причин отставания многих учащихся в обучении математики. Устранить эту причину можно только одним способом – своевременно формировать настоящие мотивы обучения.

Сразу вспоминается одна древняя мудрость, которая, на мой взгляд, соответствует теме выступления: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».

Да, можно детей усадить за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса к обучению, без внутренней мотивации, учебный процесс не будет иметь успех.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучащихся мотивации к получению знаний?

Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала.

Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.

Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию.

Работая над формированием положительной мотивации учения, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.

2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.

3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации, стараться повысить удельный вес внутренних мотивов.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Работу по формированию внутренних мотивов начинаю с исследования мотивации обучающихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы с детьми и их родителями.

Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:

  • Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации.

В сущности, не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.

Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемной ситуации в классе. Например, ученик получил задание: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать оба равенства следующим образом:

2+5*3=21

2+5*3=17

Такая запись вызывает удивление у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильными и зависят от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ.

Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок, равенство принимает правильный вид:

(2+5)*3=21

2+5*3=17

Проблемная ситуация активизирует мыслительную деятельность обучающихся, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязь.

  • Мотивация учебной деятельности путем использования творческих заданий.

имеет цель учить видеть интересное, стимулируя творческий поиск, развивая представление. В этом помогут интересные факты, которые можно сообщать, как на этапе мотивации обучения, так и во время закрепления материала, чтобы показать практическую значимость того, чему обучаются. Например, можно учащимся предложить вопрос: «Что произойдет если…?»

Мотивация учебной деятельности в процессе познавательных игр и игровых ситуаций.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.

Однотипная и длительная работа быстро их утомляет.

Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются в игре для достижения поставленной цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.

Мотивация учебной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению.

Особенность деятельностного подхода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Тема: “Деление с нулем и единицей”.

Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с нулем и единицей.

Система контроля и оценки не может огра­ничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету.

Для повышения мотивации контроль и оценка должны иметь несколько функций.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки обучающихся.

  Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызыва­ет соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку: но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обу­чения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна со­ответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех.

Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе.

  • Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха.

Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Успех! Это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания, это результат продуманной подготовленной деятельности учителя.

Как показывает практика, дети быстрее и лучше усваивают те предметы, которые им более интересны. Значит, первостепенная роль на уроках математики должна принадлежать тем приемам и методам, которые создают ситуацию успеха.

Успех в математике – успех в любом деле, успех в жизни! Редко, кто, имея хорошие знания, терпит неуспех в жизни.

Основные приемы: «Даю шанс», «Эмоциональное поглаживание», «Анонсирование».

- «Даю шанс» - учителем специально для ребенка подготовлены задания, где он раскрывает для самого себя свои возможности. Бывает так, что ученик не согласен с отметкой учителя за четверть или за год. Тогда учитель соглашается проверить его знания по всей теме.

- «Эмоциональное поглаживание» применяю для поддержки у ребенка состояния уверенности и успеха. Слова учителя: «Ты - великий математик!» или «Умница!» оказывают серьезное внимание на становление личности.

- Прием «Анонсирование» можно применять, когда нужно предупредить о предстоящей контрольной работе. Смысл этого приема в том, что заранее обсуждаются темы и задания по учебному материалу. Перед каждой контрольной работой проводится самостоятельная работа и последующий анализ ошибок в самостоятельной работе. Такая подготовка создает психологическую установку на успех.

И в заключении хотелось бы добавить: нам, взрослым людям, приятно, когда замечают наши успехи и по заслугам их оценивают. Так и для обучающихся важно поощрение даже за небольшой успех. Любой ученик работает лучше и проявляет свои способности в обстановке доброжелательности. Нужно дать понять детям, что мы верим в их способности, и на уроке создавать обстановку сотрудничества и взаимопомощи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!