СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие моторики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены упражнения на развитие мелкой моторики ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Развитие моторики»

Развитие моторики

Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данном категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности и учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Несовершенство функций двигательной сферы, степень развития ручной ловкости у детей 7-9 лет можно определить по числу бросков мяча диаметром 10 см в стену с расстояния I м. Если в течение 30 с. ребенок бросил мяч более 20 раз, координация его рук хорошая, от 20 до 15 - удовлетворительная, менее 15 раз - плохая. Используют и другие приемы.

Поочередное прикосновение кончиком большого пальца к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца:

-          с большей скоростью прикасаться по очереди кончиком большого пальца к кончикам пальцев 4-, 3-, 2-го той же руки, потом проделать это же в обратном порядке - 2-, 3-, 4-й в течение 5 с;

-          одновременное чередование кулака и ладони;

-          отстукивание ритма 1-11-1-11;

-          лабиринт: по сигналу провести непрерывную линию до выхода из лабиринта;

-          удерживание в течение 10 с положения на корточках, с горизонтально вытянутыми руками;

-          стояние с закрытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге;

-          при максимальном прыжке вверх ударить в ладони не менее трех раз.

Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики

       Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук. соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить.

«Звонок» - на столе перед детьми настольный звонок - кнопка или ее рисунок. Учащиеся сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.

«Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями.

«Игра на пианино» - имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»).

«Катаем лодочку» - пальцы обеих рук сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.

«Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

«Веселые маляры»-движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.

«Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме), слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь - кулак»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

«Ладонь - кулак - ребро»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.

«Оса - кольцо» «Зайчик - кольцо» - переходы из одной статической позы в другую.

«Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.

«Азбука Морзе» - образец дается на доске из черточек (/) и точек /.), где // - «медленные» (с паузой), - быстрые постукивания.

    Упражнения с предметами

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.

«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.

При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.

Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».

    Графические работы

Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключаются в:

-          обводке контуров, лекал;

-          воспроизведении изображения с помощью опорных точек; -штриховке в разных направлениях;

-          дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, Фигур;

-          раскрашивании картинок;

-          соединении точек, нанесенных на листе бумаги.

Игры для развития тонкой моторики и координации движений

 «Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая РУКИ, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.

«Съедобное и несъедобное», (эта игра с мячом широко известна и не требует подробного описания).

«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.

«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами. Кроме вышеперечисленного, для развития моторики можно использовать работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги (особенно эффективны плавные движения, когда ножницы не отрываются от бумаги), шитье, вышивание, вязание, плетение. Развитию общей моторики способствуют и спортивные игры, физические упражнения, занятия танцами, ритмикой

«Съедобное и несъедобное», (эта игра с мячом широко известна и не требует подробного описания).

«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.

«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами. Кроме вышеперечисленного, для развития моторики можно использовать работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги (особенно эффективны плавные движения, когда ножницы не отрываются от бумаги), шитье, вышивание, вязание, плетение. Развитию общей моторики способствуют и спортивные игры, физические упражнения, занятия танцами, ритмикой

нчиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

 

Фигуры для игры с тенью

 


 

Птичка

 

Дом

 

Ворота

 

Мышь

 

Лебедь

 

Курица

 

Собака

 

Утка

 

Замок

 

Площадь

 

Лягушка

 

Стол

 

Зайчик

 

Петух

 

Кошка


 

 

     Кроме пальчиковой гимнастики  в уроки математики и русского языка  я обязательно включаются различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания.

Приложения1.

Гимнастика с учебными предметами


 

 

Мы ручку правильно берём,

 Кладём на средний палец.

 Теперь большим её прижмём,

 И указательным ведём,

Чтобы она качалась.

Дети кладут ручку на средний палеи, правой руки, прижимают большим пальцем,  а указательным начинают её покачивать. Затем то же самое проделывают левой рукой.

Повторяют упражнение несколько раз.                                                                 

Вот волшебный самолёт 

Отправляется в полёт

.Он планирует над партой                             

  Ну а где же наша карта? 

Дети кладут линейку под середину среднего   пальца  правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы — под линейкой. Начинают её покачивать, имитируя  движение крыльев  самолёта.                       

Затем то же самое проделывают левой рукой.   Повторяют упражнение несколько раз.                                     

 

 Есть часы теперь у нас.

Бьют исправно каждый час,

Снизу маятник у них:

Вправо-влево — так да тик.

     Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.                

     Ручку пальчиками взяли.

     Вправо-влево покачали.

    — «Что такое? Неужели

     Я попала на качели?»

 

      

 Дети зажимают ручку или карандаш средним и безымянным  пальцами правой руки. Начинают её покачивать, имитируя движение маятника. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

 Приложение 2.

Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики

I. Упражнения па развитие и совершенствование статической ко­ординации движений.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расста­вить пальцы (локти опираются на стол),

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нес сверху положить го­ризонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» держа пальцы вверх, соединить коп­чики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» руки в том же положении, что и в предыдущем уп­ражнении, только указательные пальцы рас положить» горизонталь­ном положении перед «крышей».

«Коза» вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой. затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем уп­ражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

«Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук. соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, в кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять скачала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.





 2. Упражнения на развитие и совершенствование динамической
координации движении
.

«Звонок» - на столе перед детьми настольный звонок - кнопка или ее рисунок. Учащиеся сначала выборочно любым пальцем на­жимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, сле­ва направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» — кончики пальцев одной руки прикаса­ются к кончикам пальцев другой.

«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

«Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.

«Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых над столом тыль­ной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями.

«Игра на пианино» - имитация игры на пианино. Можно имитиро­вать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»).

«Катаем лодочку» — пальцы обеих рук сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.

«Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложе­ны в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

«Веселые маляры»—движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.

«Погладим котенка» — плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.

3. Упражнения на ритмическую организацию движений, переклю-
часмость.

Они способствуют совершенствованию слухозрительных анали­заторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме), слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь—кулак»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

«Ладонь - кулак - ребро»* - кисть руки спускается на стол ладо­нью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.

«Оса - кольцо»* «Зайчик - кольцо» - переходы из одной стати­ческой позы в другую.

«Отстукивание»* - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец кото­рого дает учитель.(Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе).

«Азбука Морзе» - образец дается на доске из черточек (/) и точек (•). где // - «медленные» (с паузой),- •• -- быстрые постукивания.

4. Упражнения с предметами.

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памя­ти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.

«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного раз­мера формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.

При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, фор­ме, величине.

Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуювиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по об­разцу, по памяти, словесной инструкции».

5.  Графические работы.

Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и зак­лючаются в:

-    обводке контуров, лекал;

-    воспроизведении изображения с помощью опорных точек;

-    штриховке в разных направлениях;

-    дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;

-    раскрашивании картинок;

-  соединении точек, нанесенных на листе бумаги.

6.  Игры для развития тонкой моторики и координации движений.
«Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной

формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем сказать ре­бенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внима­тельным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.

«Съедобное и несъедобное», (эта игра с мячом широко известна и не требует подробного описания).

«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» вес движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ре­бенку, который сам придумывает движения.

«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами.

Кроме вышеперечисленного, для развития моторики можно ис­пользовать работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги (особенно эффективны плавные движения, когда ножницы не отрываются от бумаги), шитье, выши­вание, вязание, плетение.

Развитию общей моторики способствуют и спортивные игры, физические упражнения, занятия танцами, ритмикой.