«Развитие музыкальных способностей в домашних условиях»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Организация музыкальной среды дома»
Основной совет, который можно дать родителям, - побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают хорошую музыку, то и для ребёнка это постепенно станет потребностью. В каждой семье желательно иметь небольшую фонотеку (записи детских песен, музыкальных сказок, стихов в прочтении известных актёров) .
Вот несколько советов по организации слушания музыки дома. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, музыкальном спектакле. Если ребёнок что- то не понимает, подскажите ему краткими замечаниями по ходу слушания. На первых порах не следует слушать большие произведения, ведь произвольное внимание у дошкольников кратковременно и очень неустойчиво. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (для одного или нескольких инструментов) из детских циклов композиторов- классиков. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становиться менее интересной. Приобретите диск с записью «Детского альбома» П. И. Чайковского. Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребёнка. Здесь и «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» и «Новая кукла».Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая грёза», «Мама», «Зимнее утро» и много других музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. С. С. Прокофьев сочинил альбом «Детская музыка», Роберт Шуман- «Альбом для юношества», у композитора А. Гречанинова есть тоже «Детский альбом». Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделив для слушания определённое время, чтобы встреча с прекрасным не была наспех. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов. Это поможет не только расширить знания о музыке, но и позволит яснее мыслить, глубже чувствовать.
Вашими незаменимыми помощниками в музыкальном развитии ребёнка должны стать детские музыкальные инструменты. В продаже их сейчас большой выбор. Это и барабанчики разного размера, бубны, колокольчики, металлофон, различные дудочки. Для самых маленьких музыкантов подойдут погремушки с разным звучанием, музыкальные молоточки, игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, книжки-песенки и т. д.) Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребёнком из подручных материалов. Ёмкости (жестяные, пластмассовые баночки, бутылочки из- под йогуртов, маленькие картонные коробочки) наполнить крупой, мелкими камешками, бусинками, мелкими пуговицами от старых рубашек и т. д. От разного наполнения звук будет разным, только необходимо предоставлять больше возможности самому ребёнку экспериментировать с разными предметами. Кроме функции сопровождения при пении, совместного музицирования взрослых и детей, детские музыкальные инструменты помогут вам в развитии чувства ритма у вашего малыша. Предложите ему выполнить элементарные упражнения: простучать на любом имеющемся у вас инструменте своё имя или имя папы, мамы, брата, сестры; ритм слов, например, «ма-ма», «па-па, па-поч-ка», «пал-ка, па-лоч-ка » и т. д. ; ритм знакомых попевок : «Сорока- сорока, где была? Далёко! » и т. д.
Еще одной ступенью в развитии вашего ребёнка, как творческой личности, станет организация домашнего театра. Эта старая, еще дореволюционная традиция дворянских семей получила одобрение современных педагогов- дошкольников и с успехом применяется в детских учреждениях. В продаже при желании можно найти разные виды театров: пальчиковые куклы из различных материалов, куклы- бибабо, театры картинок, игрушек и другие. Вы можете организовать домашнее представление с помощью любого из них или используя имеющиеся в доме игрушки. В качестве сценария возьмите любую, хорошо знакомую ребёнку, сказку. Для музыкального сопровождения включите записи, пойте вместе с ребёнком, подыгрывая себе на инструментах, с помощью их же создавайте разные шумовые и звуковые эффекты. Такое совместное творчество не только поспособствует развитию вашего ребёнка, но и создаст дружескую атмосферу во взаимоотношениях взрослых и детей, что немаловажно для укрепления семьи.
Итак, подведём некоторые итоги: для создания музыкальной среды дома можно использовать следующее:
-слушание в записи детской музыки композиторов- классиков, детских музыкальных спектаклей, вокальной музыки, детских песен.
-пение взрослыми для детей и совместное исполнение песен.
-приобретение различных озвученных игрушек, игрушек с фиксированной мелодией, детских музыкальных инструментов, а также иллюстраций поющих, танцующих людей, героев сказок, играющих на музыкальных инструментах и иллюстрации самих инструментов.
-совместное музицирование и организация домашних представлений и концертов.
Анкета для родителей
I. Какое значение вы придаете музыке в развитии своего ребенка?
1. Считаю частью его будущей образованности.
2. Отвожу одну из главных ролей.
3. Особого значения не придаю.
4. Другое.
П.- Как ребенок относится к музыкальному репертуару дошкольного учреждения?
1. Поет детские песни с удовольствием.
2. Предпочитает копировать песни взрослых.
3. Совсем не поет и не говорит о детских песнях.
4. Поет только со взрослыми.
5. Другое.
III. Как вы приобщаете ребенка к музыке?
1. Посещаю с ним концерты.
2. Беседую с ним о музыке.
3. Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении.
4. Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу.
5. Другое.
IV. Каков интерес вашего ребенка к музыке?
1. Интереса не проявляет.
2. Неохотно говорит о том, что делали на музыкальном занятии.
3. Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю.
4. Другое.
V. Как ребенок реагирует на музыку?
1. Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню.
2. Внимательно слушает музыку.
3. Пытается движением воспроизвести характер музыки.
4. Равнодушен к музыке.
5. Другое.
VI. Какие условия созданы для домашнего музицирования?
1. Не занимаюсь этим.
2. Есть музыкальный инструмент.
3. Есть фонотека с детским репертуаром.
4. Другое.
Анкета для родителей по теме « Музыкальное воспитание ребенка в семейных условиях и в саду».
Фамилия, имя ребенка……………………………………………………………………………………
1. Любит ли ваш ребенок петь песни?
Да, очень ………………………………………….
Невсегда…………………………………………. Не любит…………………………………………………………….
2. Ваш ребенок поет песни :
- из мультиков?..........................................................
- современные песни ?...................................................
- выученные на музыкальных занятиях в садике?...........................................................................................................
- услышанные в вашей семье? …………………………………………………………………………………………..
- в вокальном кружке?..................................................................................................................................
3. Любит ли ваш ребенок танцевать?
Да…………………………………………………..Танцует редко……………………………………………………..
Нет……………………………………………………
4. Ваш ребенок танцует:
- Постоянно дома………………………….
- Только в саду………………………
- Ходит в танцевальный кружок………………………..
5. Любит ли ваш ребенок слушать дома музыку?
Да…………………………………………………..
Нет…………………………………………………..
6. Какую музыку слушает ваш ребенок?
Классическую………………………………………
Народную……………………………………………..
Современную…………………………………………….
Детскую………………………………………………………………..
7. Играет ли кто-нибудь из членов вашей семьи на музыкальном инструменте? На каком, и кто?
Да……………………………………………………………………
………………………………………………………………………….
Нет…………………………………………………………………….
8. Какое оборудование для музыкальной деятельности есть в вашей семье?
Музыкальный центр……………………………………………………
Детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, ложки, колокольчик………………………………………………………………………
Другие музыкальные инструменты………………………………………
Детская аудиотека и видеотека…………………………………………..
9. Нравятся ли вашим детям праздники и развлечения ,проводимые в детском саду?
Да……………………………………………………………………………..
Нет……………………………………………………………………………
9. Делятся ли ваши дети своими впечатлениями, полученными на празднике?
Да…………………………………………………………………………..
Нет………………………………………………………………………….
10. Проводите ли вы в вашей семье праздники с включением песен, театрализации..?
Да……………………………………………………………………..
Нет………………………………………………………………………..
11. Какое участие принимают дети в семейных праздниках?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
12. Как часто вы посещаете с детьми театр, кинотеатр, музей, выставки?
Часто…………………………………………………………………………
Редко………………………………………Нет возможности посещать…………………………………….…………..
13. Посещают ли ваши дети музыкальные студии, кружки. Какие?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
14. Какие бы вы дали советы по улучшению музыкального воспитания в детском саду…………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
15. На какие особенности вашего ребенка необходимо обратить музыкальному руководителю?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
16. Ваши пожелания музыкальному руководителю…………
«Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников»
Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.
Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Чтобы человек не оставался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух.
Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В. А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф. Й. Гайдн - в 4 года, Я. Л. Ф. Мендельсон - в 5 лет, С. С. Прокофьев - в 8 лет!
Музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте и включают в себя ряд компонентов музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный, музыкальную память, чувство метроритма, воображение.
• Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов.
• На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: звукоподражание, запоминание и узнавание мелодий.
• На третьем году жизни интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать особенности ее звучания.
• На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песни.
• На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной.
• На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления.
Большую помощь в развитии музыкальности могут оказать музыкально-дидактические игры, которые являются средством обучения детей, поскольку формируют их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука.
Игры требуют большой слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию процесса слухового восприятия. Они не только формируют у детей различные виды слуха, но и способствуют развитию умения слушать музыку, побуждают к самостоятельной музыкальной деятельности.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе оформили музыкальный уголок, где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры, которые изготовили вместе с детьми. Постарались их сделать интересными и красочными. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.
В своей работе использую следующие музыкально-дидактические игры:
игры на развитие звуковысотного слуха
«Лесенка», «Музыкальное лото»
Цель: определить направление движения мелодии, различать высокие и низкие звуки.
Материал: металлофон, карточки по числу играющих, на которых нарисованы 5 линеек (нотный стан, кружочки – ноты.
Ход: ведущий играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки на линейках карточек в зависимости от направления движения мелодии.
игры на развитие ритмического слуха
«Учитесь танцевать»
Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.
Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.
Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.
игры на развитие тембрового слуха
"Угадай, на чем играю»
Цель: учить различать и определять звучание музыкальных инструментов.
Материал: музыкальные инструменты, карточки (одна большая и несколько маленьких) с изображением музыкальных инструментов.
Ход: у детей по одной маленькой карточке. За ширмой звучит какой-либо музыкальный инструмент. Дети на большой карточке закрывают маленькой карточкой тот инструмент, который прозвучал за ширмой.
«Музыкальный цветок»
Цель: учить различать и определять звучание 7-ми музыкльных инструментов.
Материал: лепестки цветка, на которых изображены детские музыкальные инструменты.
Ход: дети получают по одному лепестку. За ширмой педагог играет на детских музыкальных инструментах, а дети должны узнать, какой музыкальный инструмент прозвучал. Ребенок, у которого лепесток с таким музыкальным инструментом, идет и прикрепляет лепесток к серединке цветка.
«Музыкальное дерево».
Материал: фланелеграф, ствол дерева, листья с нарисованными на них музыкальными инструментами.
Ход: дети прикрепляют листок с изображением звучащего за ширмой инструмента к дереву.
игры на развитие динамического слуха
«Кто самый внимательный»
Цель: упражнять детей в различении трех динамических оттенков: тихо, громко, умеренно.
Материал: кубики трех размеров: большой, средний, маленький.
Ход: у детей кубики трех размеров. Когда музыка исполняется громко, дети показывают большой кубик, когда умеренно - средний кубик, а когда тихо - маленький.
«Бубенчики»
Цель: учить детей различать силу звучания.
Материал: бубенчики трех видов: большие, средние и маленькие.
Ход: дети рассажены в три ряда. Первый ряд - маленькие бубенчики, второй - средние, третий - большие. При звучании громкой музыки дети поднимают вверх большие бубенчики, умеренно громкой - средние бубенчики, тихой - маленькие бубенчики.
«Букеты»
Цель: совершенствовать умения детей различать длительность звуков (долгие - короткие) .
Материал: бубен, цветы ромашки и васильки.
Ход: дети поделены на две команды. У первой команды - ромашки, у второй - васильки. Ведущий ударяет в бубен. Если звуки долгие, то кивают головками скромные ромашки, а если короткие - заколышутся васильки.
«Медведь и зайцы» (проводится на прогулке)
Цель: совершенствовать умение различать тембр и длительность звуков.
Материал: шапочки с изображением медведя и зайцев, бубен.
Ход: в начале игры дети изображают походку медведя (медленно ходит, зайцев (бегают быстро). Затем надевают шапочки медведя и зайцев. При медленных ударах в бубен должны выходить медведи, при быстрых - плясать зайцы.
Как показывает практика, затруднения у детей вызывают игры на звуковысотный и ритмический слух: «Лесенка», «Музыкальное лото», «Учитесь танцевать». Большой популярностью пользуются игры на развитие тембрового и динамического слуха: «Музыкальное дерево», «Угадай, на чем играю», «Музыкальный цветок», «Бубенчики», «Букеты», «Кто самый внимательный». Дети с удовольствием выбирают роли, как ведущего, так и участников игры.
Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда я сама активно участвую в игре, становлюсь полноправным партнером детей. Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и умения, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь - чувство товарищества, ответственности.
Литература:
1. Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры в малокомплектном детском саду. М. : «Тандем», 1998.-48с.
2. Злыгостева. Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей. // Дошкольное воспитание. - 1987.-№ 4.-с. 88.
3. Ветлугина Н. А., Кинеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1983.
4. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М. : Просвещение, 1982.-60с.
5. Кононова Н. Г. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. М. : Просвещение, 1990.-159с.
6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей.
Я. : «Академия развития», 1997.-240с.