Тема: «РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ»
Чтение считается главным орудием начальной школы, которым она может управлять и развивать мысль и любознательность учеников.
Чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, чтобы обеспечить полноценное восприятие художественного текста, необходимо научиться читать так, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведенного до автоматизма.
Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать, вызывают желание читать. Это:
Чтение в темпе скороговорки.
Бинарное чтение – текст читают два ученика одновременно.
«Буксир» - учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики тоже читают вслух, стараясь успеть за учителем.
«Ловушка» - замена слов синонимами.
«Голова и хвост» - ученик читает предложение. Дети его находят и дочитывают.
«Первая и последняя буква» (в слове).
«Прятки» - нахождение слова с определенным значением.
Чтение – пение.
Чтение с настроением
И много других видов работ.
Но ключевую роль в чтении играет смысловой фактор. Ушинский писал, что вопросы учителя должны заставлять читателя вникать в смысл читаемого, возбуждать его внимание. Поэтому важную роль играют учебные задания, которые требуют от учеников самостоятельного формулирования цели, развития навыков вдумчивой работы с информацией. Это «Мозговой штурм», прием «Верите ли вы, что …», когда высказываются фантазийные предположения по читаемому тексту; синквейн, чтение с остановками, когда ученики высказывают свои предположения о дальнейшем развитии сюжета; это прием «Задай вопрос по содержанию текста», «Задай вопрос отвечающему».
Выбор заданий самими учащимися. Например, выбрать отрывок для чтения по ролям; для пересказа; найти отрывок, где заключена главная мысль рассказа. Ученики оценивают поступки героев, отношение автора к описываемым событиям, «Как закончили бы это произведение», «Как бы вы поступили на месте героя».
Конечно, детям интересны произведения, которые их удивляют чем-то. А из удивления рождается жажда познания. Например, при чтении «Страшного рассказа» Е. Чарушина, дети узнают, что оказывается бывают ситуации, когда ежи могут испугать. Находят дополнительную информацию о ежах, ребусах.
(Слайды «дети читают», «Ежи», «Ребусы»)
Встречаясь с новыми или непонятными словами, обращаются к толковому словарю русского языка.
(слайд «Ученица со словарем»)
Для заинтересованного чтения необходимо хорошее воображение. А воображение прекрасно развивается с помощью рисования. Например, конкурс на лучшую рекламу произведения.
(Слайд «Реклама»)
Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны. Задача начальной школы воспитывать увлеченного читателя.
Задача современного образования – это развивать мышление, умение думать. Приемы технологии критического мышления как раз и стимулирует учащихся к познавательной активности.
Подготовка к урокам – это один из видов самообразования. Работая над развитием мыслительной деятельности учащихся, я ищу информацию, совершенствуя и свое самообразование.