СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мыслительной и творческой способности обучающихся.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания творческого, поискового характера

Просмотр содержимого документа
«Развитие мыслительной и творческой способности обучающихся.»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"









Авторская методическая разработка


Развитие мыслительной и творческой способности обучающихся. (Подготовка к ОГЭ по русскому языку)













Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны










г. Березники - 2022



Вариант №1.


1)Проходя мимо сада опечаленный Ивашка опять увидел старика, который кашляя часто останавливаясь и передыхая нёс ведро извёстки, а на плече держал палку с мочальной кистью.

2)Тогда Ивашка(1)который был по натуре мальчиком добрым(2) подумал(3) "Вот идёт человек(4) который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой". 3)Но он пожалел меня. 4)Дай-ка теперь я его пожалею верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко".

5)Вот с какими хорошими мыслями подошёл к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чём дело. 6)Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были ещё на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить. (А.П.Гайдар)

Задания "Проверь свой уровень знания русского языка".

1) В котором предложении допущены пунктуационные ошибки? Какую

тему не знает обучающийся? Объясни ему эту тему схематично.

2) Во втором предложении укажите те цифры, которые определяют

границы придаточного предложения. Определите количество

грамматических основ.

3) На вопрос учителя, есть ли в этом тексте СП с разными типами связи,

ученик ответил:"Нет". Вы согласны? Обоснуйте свой ответ.

4) Подберите синоним к слову "хлестнуть".

5) Почему Ивашку можно назвать добрым мальчиком? Что такое доброта?


"Добрые дела красят человека". Что значит "красят"?




Для учителя.

1)Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нёс ведро извёстки, а на плече держал палку с мочальной кистью.

2)Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: "Вот идёт человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. 3)Но он пожалел меня. 4)Дай-ка теперь я его пожалею верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко".

5)Вот с какими хорошими мыслями подошёл к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чём дело. 6)Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были ещё на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить. (А.П.Гайдар)




Вариант №2.


1)Измазавшись грязью и глиной с трудом вытянул Ивашка камень из болота и высунув язык лёг у подножия горы на сухую траву.

2)"Вот! - подумал он. - Теперь вкачу я камень на гору, придёт хромой старик, разобьёт камень, помолодеет и начнёт жить сначала. 3)Люди говорят, что хватил он немало горя. 4)Он стар, одинок. избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди её видели".

5)"Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит", - великодушно решил Ивашка. 6)Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

(А.П.Гайдар)

Задания "Проверь свой уровень знания русского языка".

1) В данном тексте неоднократно используется слово "камень". Какие

фразеологизмы со словом "камень" вы знаете? Запишите 2 - 3

фразеологизма и определите их лексическое значение.

2) В этом тексте даны три слова, правописание приставки в которых зависит

от последующей звонкой согласной. Выпишите их. Выражены ли они

одной и той же частью речи?

3) В котором предложении допущены пунктуационные ошибки? Какую

тему не знает обучающийся? Объясни ему эту тему схематично.

4) Назовите номер предложения с простым глагольным и составными

именными сказуемыми. Можно ли эти сказуемые назвать однородными?

Почему?

Какими частями речи выражены составные именные сказуемые?

5) Подберите синоним к слову великодушно". Какой поступок мы называем

великодушным?





Для учителя.

1)Измазавшись грязью и глиной, с трудом вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лёг у подножия горы на сухую траву.

2)"Вот! - подумал он. - Теперь вкачу я камень на гору, придёт хромой старик, разобьёт камень, помолодеет и начнёт жить сначала. 3)Люди говорят, что хватил он немало горя. 4)Он стар, одинок. избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди её видели".

5)"Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит", - великодушно решил Ивашка. 6)Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

(А.П.Гайдар)

Великодушно - бескорыстно, щедро, благородно, рыцарски, по-рыцарски. 

Держать камень за пазухой. Бросить камень в кого-либо. Камня на камне не оставить. Камень преткновения.


Вариант №3


1)Облака над землёй возвышались теперь, как горная гряда, а берег казался длинной зелёной полоской, позади которой вырисовывались серо-голубые холмы. 2)Вода стала тёмно-синей, почти фиолетовой. 3)Когда старик глядел в воду, он видел красноватые переливы планктона в тёмной глубине и причудливый отсвет солнечных лучей. 4)Он следил за тем прямо ли уходят в воду его лески и радовался что кругом столько планктона потому что это сулило рыбу.

(Э. Хемингуэй)

Задания "Проверь свой уровень знания русского языка".

1) Определите количество грамматических основ в предложении №1 и тип

сложного предложения.

2) Найдите три орфограммы в предложении №1, выпишите слова и

графически объясните их написание.

3) Чем отличается предложение №3 от предложения №4?

4) Спишите, расставляя запятые в последнем предложении, подчеркните в

нём грамматические основы, определите тип СП.

5) Определите тип сказуемого в простом предложении.

Планктон - разнородные, в основном мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды и не способные сопротивляться течению. Такими организмами могут быть бактерии, водоросли, простейшие, моллюски, ракообразные, икринки и мальки рыб, личинки различных беспозвоночных животных. Планктон непосредственно или через промежуточные звенья пищевой цепи является пищей для большинства остальных водных животных.


Для учителя.

1)Облака над землёй возвышались теперь, как горная гряда, а берег казался длинной зелёной полоской, позади которой вырисовывались серо-голубые холмы. 2)Вода стала тёмно-синей, почти фиолетовой. 3)Когда старик глядел в воду, он видел красноватые переливы планктона в тёмной глубине и причудливый отсвет солнечных лучей. 4)Он следил за тем, прямо ли уходят в воду его лески, и радовался, что кругом столько планктона, потому что это сулило рыбу.

(Э. Хемингуэй)

Вариант №4


1)В это самое время он заметал птицу- фрегата, которая кружилась впереди него в небе, распластав длинные чёрные крылья. 2)Птица круто сорвалась к воде, закинув назад крылья, а потом снова пошла кругами.

3)Старик медленно и мерно греб в ту сторону, где кружила птица.

4)Фрегат поднялся выше и снова стал делать круги, неподвижно раскинув крылья. 5)Внезапно он нырнул и старик увидел как из воды взметнулась летучая рыба и отчаянно понеслась над водной гладью.

(Э. Хемингуэй)

Задания "Проверь свой уровень знания русского языка".

1) Что есть общего в предложениях №1 и №2 и чем они отличаются?

2) Выпишите ПП, в составе которого есть слово, написание приставки в

котором зависит от последующей согласной.

3) Сколько в тексте СПП? Они имеют одинаковые или разные придаточные?

4) Расставьте запятые в последнем предложении, определите тип СП.

Определите количество грамматических основ.

5) Словосочетание "над водной гладью" на согласование переделайте на

управление.

Синонимы к слову ОТЧАЯННО: яростно, истошно, неистово, люто, бешено... 


Для учителя.

1)В это самое время он заметал птицу- фрегата, которая кружилась впереди него в небе, распластав длинные чёрные крылья. 2)Птица круто сорвалась к воде, закинув назад крылья, а потом снова пошла кругами.

3)Старик медленно и мерно греб в ту сторону, где кружила птица.

4)Фрегат поднялся выше и снова стал делать круги, неподвижно раскинув крылья. 5)Внезапно он нырнул, и старик увидел, как из воды взметнулась летучая рыба и отчаянно понеслась над водной гладью.

(Э. Хемингуэй)


Вариант №5.


1) Если ураган близится, в море всегда можно увидеть его признаки на небе за много дней вперёд. 2)На суше их не видят, думал старик, потому что не знают, на что смотреть. 3)Да на суше и форма облаков совсем другая. 4)Однако сейчас урагана ждать нечего.

5)Он поглядел на небо и увидел белые кучевые облака похожие на его любимое мороженое а над ними в высоком сентябрьском небе прозрачные клочья перистых облаков.

(Э. Хемингуэй)


Задания "Проверь свой уровень знания русского языка".

1) Выписать простое безличное предложение, выделить в нём

грамматическую основу.

2) Верно ли указана вторая грамматическая основа в предложении №1?

Можно увидеть признаки. Аргументируйте свой ответ.

3) Спишите последнее предложение, расставляя запятые. Сколько

грамматических основ в последнем предложении? Есть ли в данном

предложении обособленные члены? Какие? Докажите графически.

4) Выпишите текстовые антонимы.

5) Определите тип придаточного в предложении №1. Переделайте

предложение №1 в СБП. Сохранится ли запятая в предложении?

Аргументируйте свой ответ.





Для учителя.


1) Если ураган близится, в море всегда можно увидеть его признаки на небе за много дней вперёд. 2)На суше их не видят, думал старик, потому что не знают, на что смотреть. 3)Да на суше и форма облаков совсем другая. 4)Однако сейчас урагана ждать нечего.

5)Он поглядел на небо и увидел белые кучевые облака, похожие на его любимое мороженое, а над ними, в высоком сентябрьском небе, прозрачные клочья перистых облаков.

(Э. Хемингуэй)









Вариант №6.


1)Тонкая леса была спущена в воду под толстый корень, шевелившийся от каждого движения волны.

2)Девочка ловила форель.

3)Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала её шумом. 4)Глаза её были опущены вниз. 5)Но взгляд их, утомлённый блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. 6)Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осенённые лесом, стояли над самой рекой.

7)Воздух был ещё светел и небо стеснённое горами казалось среди них равниной чуть озарённой закатом. (Р.Фраерман)

Задания "Проверь свой уровень знания русского языка".


1) Спишите предложение №7, расставляя запятые. Чем осложнено это

предложение? Аргументируйте свой ответ.

2) Выпишите номера предложений, осложнённых обособленными

определениями, выраженными причастными оборотами.

3) Выпишите номера ССП.

4) Выпишите слова с чередованием гласной в корне. Графически объясните.

5) Почему в суффиксе слова "стеснённое" пишется НН?


Для учителя.

1)Тонкая леса была спущена в воду под толстый корень, шевелившийся от каждого движения волны.

2)Девочка ловила форель.

3)Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала её шумом. 4)Глаза её были опущены вниз. 5)Но взгляд их, утомлённый блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. 6)Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осенённые лесом, стояли над самой рекой.

7) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось среди них равниной, чуть озарённой закатом.

(Р.Фраерман)

Вариант №7.



1)Уже не было весны. 2)Обмелела у берегов река выступили камни и ещё до полудня нагревался на прибрежье песок.

3)Блеск над водой стал острее, мельче. 4)Летний зной ударял теперь прямо в горы, и по горячим токам воздуха медленно поднимались в вышину орлы. 5)Только с моря долетал иногда чистый ветер, заставлявший вдруг ненадолго прошуметь леса.

(Р.Фраерман)


Задания "Проверь свой уровень знания русского языка".


1) В этом тексте два ССП. Вы согласны с этим утверждением?

Аргументируйте свой ответ.

2) Спишите предложение №2, расставляя запятые. Определите тип сложного

предложения, подчеркните грамматические основы. Определите тип

сказуемых, аргументируйте свой ответ.

3) Выделите словосочетание на управление, которое можно переделать в

словосочетание на согласование.

4) Выпишите номер простого безличного предложения. Подчеркнуть

грамматическую основу.

5) Объясните, почему в слове "медленно" пишется НН. Удвоенная согласная

находится в корне или в суффиксе слова? Докажите графически.

Подберите к данному слову синоним.






Для учителя.


1)Уже не было весны. 2)Обмелела у берегов река, выступили камни, и ещё до полудня нагревался на прибрежье песок.

3)Блеск над водой стал острее, мельче. 4)Летний зной ударял теперь прямо в горы, и по горячим токам воздуха медленно поднимались в вышину орлы. 5)Только с моря долетал иногда чистый ветер, заставлявший вдруг ненадолго прошуметь леса.

(Р.Фраерман)