Новые черты
Ускорение темпов научных исследований
Расширение их масштабов
Научная деятельность становится профессией
Расширение
производства
Развитие
техники
НАУКА
Экономическая
мощь
Рост военного
потенциала
- Лондонское Королевское Общество
- Королевская Академия наук
- Швейцарская Королевская Академия
- Парижская и Гринвичская обсерватории – первые в мире.
- Появление энциклопедий – вокруг них широкий круг прогрессивных ученых = мировоззренческий синтез, «революция в умах»
- Наука перестала быть делом одиночек,
появляется традиции научных съездов, конференций.
Особенно после революций в 1848-1849 гг.
- Стремительный рост научных журналов и изданий.
- Традиция всемирных выставок (Лондон – 1851 г.)
Естественнонаучная, материалистическая картина мира
Рост ДОСТОВЕРНОСТИ знаний
Образование
обществ,
Рост ТОЧНОСТИ знаний
Математическая
ОБОСНОВАННОСТЬ
знаний
- Переход от классической науки, ориентированной на изучение
механических и физических явлений,
к дисциплинарно организованной науке
- Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов
- Механистическая картина мира перестает быть
- общемировоззренческой
- Возникает идея развития (биология, геология)
- Постепенный отказ эксплицировать любые научные
- теории в механистических терминах
- Начало возникновения парадигмы неклассической науки
- Максвелл и Больцман признавали принципиальную
- допустимость множества теоретических интерпретаций
- в физике, выражали сомнение в незыблемости законов
- мышления, их историчности
- Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории
не казался собственно бытием?»
Исследование законов
теплоты – одна из центральных
тем физики ХVIII века.
Термометрия,
калориметрия, плавление, испарение, горение - оформляются в
самостоятельные области
физической науки. Зарождается
фотометрия;
начинается изучение
люминесценции, ставится вопрос о влиянии движения
источников света и приемников,
регистрирующих световые сигналы,
на оптические явления. Частично
прояснилась
природа электричества.
Зарождается и электротехника,
изучающая закономерности
применения электричества
в технике.
складываются основы
волновой оптики,
теории дифракции,
интерференции и поляризации. вопросы интерференции,
дифракции и поляризации света
Лейбниц Г . – создание анализа бесконечно малых величин
Паскаль Блез – доказал роль атмосферного давления поддержании столба жидкости в барометре, теорема проективной геометрии, теории чисел и электростатики, первый арифмометр.
Сади Карно – закономерности обратного перехода теплоты в работу двигателя, один из принципов термодинамики.
Майер Р. , Джоуль Дж., Гельмгольд Г . – закон сохранения и превращения энергии.
Гильберт У . – начал изучать электричество.
в общую теорию.
химии ХVIII века - проблема горения.
- Развитие атомно-молекулярного учения.
- Выработана новая теория
происхождения Земли (Ж.Бюффон).
- Образование школы вулканистов.
- В 19 веке активно развивается
синтетическая органическая химия.
Бойль Р. – сформулировал достаточно точно определение химического элемента, положил начало количественного изучения вещества.
Дальтон Д. – идея, что атомы – частицы, составляющие вещество.
Пристли Дж . – открытие в 1774 г. кислорода.
Лавуазье А. – принцип сохранения вещества.
Ю. фон Либих, Пастер Л. – вывод о существовании специальных структур .
- Оформляется в самостоятельную науку, выделяются основные отрасли науки – ботаника, зоология, биография, экология, этология.
- Началось сближение представлений о живой и неживой природе.
- Развивается учение об эволюции.
- Оформляется новая биологическая картина мира (клеточная и эволюционная теории).
- Открытие фотосинтеза.
- Опыты, опровергающие господствовавшую до кон. 18 века в биологии идею возможности самозарождения организмов.
- Основы генетики.
Географические открытия 16-17 вв.
18-19 век – ЭПОХА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
- Исследованы острова Тихого океана.
- Выделение географии как отдельной отрасли теоретической науки.
- Организация экспедиций в малоизученные территории.
- География 18-19 века не ограничивалась описанием фактов, а пыталась дать им объяснения.
- Проводятся прикладные географические исследования.
- Создаются научно-географические общества.
Математика.
18 век – век математического анализа
- Главный метод познания природы – решение и составление дифференциальных уравнений.
- Начало построения общей теории потенциала.
- Возникают вариационные принципы.
- Стремительно развивается линейная алгебра.
19 век
- Объектом математического исследования становятся нечисловые объекты (события, множества).
- Развивается математическая логика.
- Тесно переплетается роль математики и экономики.
- Появляются первые математические общества (Лондонское, Американское, Французское )
МЕДИЦИНА.
- В XVIII в. - стремление распределить все болезни по разрядам, классам и видам .
- Врачи, администраторы, частные лица соединяли свои усилия с целью улучшить общественное здоровье.
- Произведены улучшения в больницах и тюрьмах.
- Анатомия стала окончательно сложившейся наукой
- Физиология обогатилась множеством неожиданных открытий .
- Фармакология обособилась в отдельную науку .
Нововведения медицине.
- Распространилось применение хины при лихорадках
- Против оспы предложено оспопрививание
- Многие средства были испробованы на животных и затем нашли применение при болезнях человека.
- Пинель изменил обращение с душевнобольными и изгнал из употребления все варварские приемы: цепи, телесные наказания
- Происходили исследования отдельных частей мозга
- Начались изучения механизма органов чувств
- Распространилось тщательное изучение кровообращения, дыхания
- В хирургии произошёл благодетельный переворот, благодаря которому лечение ран идет особенно успешно, а многие операции, которые прежде давали неблагоприятные результаты, сделались применимы с надеждой на успех .
Начали появляться первые космогонические гипотезы .
Уильям Уистон предположил, что Земля первоначально была кометой, которая столкнулась с другой кометой, после чего Земля стала вращаться вокруг оси, и на ней появилась жизнь .
Жорж Бюффон тоже привлёк комету, но в его модели (1749) комета упала на Солнце и вышибла оттуда струю вещества, из которого и образовались планеты.
1755: философ Иммануил Кант публикует первую теорию естественной космогонической эволюции (без катастроф). Звезды и планеты, по гипотезе Канта, образуются из скоплений диффузной материи: в центре, где материи больше, возникает хвезда, а на окраинах — планеты.
Математическую основу гипотезы позже разработал Лаплас .
- В начале XIX века стало ясно, что метеоритное вещество имеет космическое происхождение , а не атмосферное или вулканическое, как думали раньше. Были зарегистрированы и классифицированы регулярные метеорные потоки . В 1834 г. Берцелиус обнаруживает в метеорите первый неземной минерал — троилит ( FeS ). К концу 1830-х годов метеорная астрономия сформировалась как самостоятельная область науки о космосе.
- Кроме мелких метеоров, в Космосе обнаружились относительно крупные астероиды -Церера (1801, Пьяцци) ,Палладу (1802) и Весту (1807). Юнона, был обнаружен К. Хардингом (Германия) в 1804 году.
- 1834: Выдающийся немецкий астроном Фридрих Вильгельм Бессель доказывает отсутствие атмосферы на Луне (нет рефракции у края лунного диска).
- 1839—1840: в астрономии начинает применяться фотография (Дагерр и Араго получили снимки Луны).
- 1846: величайшим триумфом ньютоновой механики стало открытие «на кончике пера» восьмой планеты — Нептуна . Честь открытия разделили кембриджский математик Адамс, французский астроном Л еверье и наблюдатель — берлинский астроном Галле . Планета была обнаружена всего в 52' от указанного расчётами места. Почти немедленно У. Лассел (Англия) открывает и спутник Нептуна — Тритон
- 1898: У. Г. Пикеринг открывает Фебу, спутник Сатурна, и его удивительную особенность — обратное вращение по отношению к своей планете .
- Все открытия, пришедшиеся на периоды научных революций,
коренным образом изменили взгляды людей на окружающий их мир.
- История науки прошла 3 долгих этапа в своей истории
- доклассический,
- классический;
- неклассический
- Создание научной картины мира :
- накопленные к 18-19 веку знания
- мировоззренческие результаты науки широко использовались
идеологами поднимающейся буржуазии
- перед наукой ставились практические задачи, особенно
в эпоху промышленного переворота
- наука стала превращаться в непосредственную производительную
силу общества
- подготовили основу для дальнейшего развития науки