СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыка чтения через решение проблемных вопросов и ситуаций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыка чтения через решение проблемных вопросов и ситуаций»

Чайкина З.А . МБОУ СОШ № 2 г.Алдан РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ И СИТУАЦИЙ учитель начальных классов, заместитель директора по УВР Тамбовцева Елена Адольфовна

Чайкина З.А .

МБОУ СОШ № 2 г.Алдан

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ И СИТУАЦИЙ

учитель начальных классов, заместитель директора по УВР

Тамбовцева Елена Адольфовна

ПРОБЛЕМНАЯ  СИТУАЦИЯ Проблемная  ситуация  как  основа  проблемного  обучения Проблемное обучение, на наш взгляд, это такая организация учебных  занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных  ситуаций  и  активную  самостоятельную  деятельность  обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое  овладение  знаниями,  навыками,  умениями  и  развитие  мыслительных  способностей. Основные  понятия  концепции  проблемного  обучения: проблема; учебная  проблема; проблемная  ситуация; проблемная  задача; проблемный  вопрос; методы  проблемного  обучения  (проблемное  изложение,  эвристическая  беседа,  исследовательский).

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Проблемная ситуация как основа проблемного обучения

Проблемное обучение, на наш взгляд, это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Основные понятия концепции проблемного обучения:

  • проблема;
  • учебная проблема;
  • проблемная ситуация;
  • проблемная задача;
  • проблемный вопрос;
  • методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский).
Слово «проблема» в русском языке многозначно. Наиболее общее его  значение – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С. И. Ожегов).  Почему  возникают  проблемы?  Они  возникают  потому,  что  сложившееся,  существующее  положение  вещей  противоречит  каким-то  потребностям  человека,  природы,  общества,  государства,  науки. Объективные противоречия, содержащиеся в проблеме, могут быть эксплицитными  (т.  е.  ясными,  высказанными  до  конца)  или  имплицитными  (т. е. не явными, не выраженными, скрытыми). Проблема существует до  тех  пор,  пока  не  разрешено  содержащееся  в  ней  противоречие.  Как  только  противоречие  разрешено,  проблема  перестает  быть  проблемой.

Слово «проблема» в русском языке многозначно. Наиболее общее его значение – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С. И. Ожегов).

Почему возникают проблемы? Они возникают потому, что сложившееся, существующее положение вещей противоречит каким-то потребностям человека, природы, общества, государства, науки.

Объективные противоречия, содержащиеся в проблеме, могут быть эксплицитными (т. е. ясными, высказанными до конца) или имплицитными (т. е. не явными, не выраженными, скрытыми). Проблема существует до тех пор, пока не разрешено содержащееся в ней противоречие. Как только противоречие разрешено, проблема перестает быть проблемой.

Классификации  проблемных  ситуаций Опыт  показывает,  что  имеется  уже  свыше  20  классификаций  про-  блемных  ситуаций. Проблемные  ситуации  обычно  классифицируются  по  различным  критериям: по области научных знаний или учебной дисциплине (русскому языку,  математике  и  т.  п.); по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов  действия,  выявления  возможности  применения  известных  знаний  и  способов  в  новых  условиях); по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней остро-  ты,  слабо  или  неявно  выраженные  противоречия); по  типу  и  характеру  содержательной  стороны  противоречий  (например,  между  житейскими  представлениями  и  научными  знаниями,  неожидан-  ным фактом и неумением его объяснить и  т. п.).

Классификации проблемных ситуаций

Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций про- блемных ситуаций.

Проблемные ситуации обычно классифицируются по различным критериям:

  • по области научных знаний или учебной дисциплине (русскому языку, математике и т. п.);
  • по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности применения известных знаний и способов в новых условиях);
  • по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней остро- ты, слабо или неявно выраженные противоречия);
  • по типу и характеру содержательной стороны противоречий (например, между житейскими представлениями и научными знаниями, неожидан- ным фактом и неумением его объяснить и т. п.).

Приемы и способы создания проблемных ситуаций

В современной теории проблемного обучения выделяется десять дидактических способов создания проблемных ситуаций:

  • Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике. Поиск новых путей практического применения обучающимися того или иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности , порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка. Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов. Ознакомление обучающихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
  • Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
  • Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
  • Поиск новых путей практического применения обучающимися того или иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
  • Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности , порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
  • Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  • Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
  • Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
  • Ознакомление обучающихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
  • Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
  • Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Приёмы создания проблемной ситуации   Тип проблемной  ситуации Тип  противоречия С  удивлением Приёмы  создания  проблемной  ситуации Между двумя  (или более)  фактами Одновременно предъявить  противоречивые  факты,  теории Между житейским представлением  учеников  и  научным  фактом Столкнуть разные мнения учеников  вопросом  или  практическим  действием Обнажить житейское представление  учеников  вопросом  или  практическим  заданием с  «ловушкой» С  затруднением Предъявить  научный  факт  сообщением,  экспериментом,  презентацией Между необ ходимостью и  невозможностью выполнить задание  учителя Дать  практическое  задание,  не  выполнимое  вообще Дать  практическое  задание,  не  сходное  с  предыдущим Дать  невыполнимое  практическое  задание,  сходное  с  предыдущим Доказать,  что  задание  учениками  не  выполнено

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

С удивлением

Приёмы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Между житейским представлением учеников и научным фактом

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой»

С затруднением

Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

Между необ ходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

Доказать, что задание учениками не выполнено

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Ситуации  интеллектуального  затруднения  чаще  всего  создаются  с  помощью проблемного вопроса. Познавательная роль вопроса бесспорна. По словам  Ю.  И.  Зуева,  «удачно  поставленный  вопрос  и  система  вопросов  порой  являются той силой, которая движет целые области знания». В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного  (продуктивного) вопроса: сложность,  выступающая  в  форме  противоречия; ёмкое  содержание; увлекательная  форма; доступный  для  ученика  уровень  сложности. Проблемный  вопрос  –  импульс  к  созданию  проблемной  ситуации .

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Познавательная роль вопроса бесспорна. По словам Ю. И. Зуева, «удачно поставленный вопрос и система вопросов порой являются той силой, которая движет целые области знания». В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

  • сложность, выступающая в форме противоречия;
  • ёмкое содержание;
  • увлекательная форма;
  • доступный для ученика уровень сложности.

Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации .

Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения  двух  типов: предложения, в которых спрашивается о признаке (атрибутивном или  предикативном); такие предложения оформляются при помощи местоимений «какой», «который», «чей» и т. п. в разных падежах, а также при  помощи  неопределенно-количественного  числительного  «сколько»; предложения,  заключающие  в  себе  вопрос  о  каком-нибудь  неясном  для  говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия,  цели);  такие  предложения  оформляются  при  помощи  наречий  «зачем»,  «отчего»,  «почему»,  «когда»  и  т.  д. Указанные формы проблемных вопросов являются наиболее универсальными  в  начальных  классах. Приведем  несколько  примеров  проблемных  вопросов: Почему  корень  растения  растет  вниз,  а  стебель  –  вверх? Почему  у  человека  два  глаза? Почему  «к  вам»  пишется  раздельно,  а  «квас»  вместе? Почему  кукла-неваляшка  всегда  встает  «на  ноги»?

Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения двух типов:

  • предложения, в которых спрашивается о признаке (атрибутивном или предикативном); такие предложения оформляются при помощи местоимений «какой», «который», «чей» и т. п. в разных падежах, а также при помощи неопределенно-количественного числительного «сколько»;
  • предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном для говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия, цели); такие предложения оформляются при помощи наречий «зачем», «отчего», «почему», «когда» и т. д.

Указанные формы проблемных вопросов являются наиболее универсальными в начальных классах.

Приведем несколько примеров проблемных вопросов:

  • Почему корень растения растет вниз, а стебель – вверх?
  • Почему у человека два глаза?
  • Почему «к вам» пишется раздельно, а «квас» вместе?
  • Почему кукла-неваляшка всегда встает «на ноги»?

Все вопросы, применяемые в обучении, можно разделить по степени актуализации познавательной деятельности учащихся на:

  • Информационные (они требуют актуализации, воспроизводства или применения уже известных знаний).
  • Собственно проблемные, содержащие еще не раскрытые учащимися проблемы, область неизвестного знания или способа, для приобретения которых требуется какое-то интеллектуальное усилие, определенным образом направленный мыслительный процесс.

Проблемные вопросы, в свою очередь, классифицируют на основе дидактической цели, которую ставит перед собой учитель. Выделяются следующие типы вопросов:

  • проверяющие направленность внимания;
  • направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;
  • помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и явле ниях;
  • помогающие отбирать факты для доказательств;
  • помогающие находить и обобщать факты;
  • направленные на подтверждение правила;
  • направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;
  • направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;
  • формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.

Можно выделить условия, при которых тот или иной вопрос становится проблемным. Вопрос должен:

  • иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и пред ставлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
  • содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;
  • вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворительность имеющимся запасом знаний, умений и навыков.
Эта  сторона  вопроса  особенно  важна  для  нас,  поскольку  связывает  познавательное  затруднение  с  интересом  и  эмоциональностью  восприятия. Примеры  проблемных  вопросов: Нашла  ли  Русалочка  счастье  или  ее  жизнь  оказалась  несчастливой? Почему  в  сказке  Х.  К.  Андерсена  «Соловей»  смерть  победило  пение  живого  соловья? Почему  мы  сочувствуем  похитителям  из  рассказа  «Вождь  краснокожих»? Почему  Маленький  принц  покинул  свою  планету  и  почему  решил  вернуться? Какие  открытия  совершил  Маленький  принц  в  своих  странствиях? Почему  Володя  –  герой  рассказа  А.  П.  Чехова  «Мальчики»  –  все-таки  поехал  с  Чечевицыным  в  Америку?

Эта сторона вопроса особенно важна для нас, поскольку связывает познавательное затруднение с интересом и эмоциональностью восприятия.

Примеры проблемных вопросов:

  • Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой?
  • Почему в сказке Х. К. Андерсена «Соловей» смерть победило пение живого соловья?
  • Почему мы сочувствуем похитителям из рассказа «Вождь краснокожих»?
  • Почему Маленький принц покинул свою планету и почему решил вернуться?
  • Какие открытия совершил Маленький принц в своих странствиях?
  • Почему Володя – герой рассказа А. П. Чехова «Мальчики» – все-таки поехал с Чечевицыным в Америку?

Для облегчения усвоения обучающимися логики решения проблемных вопросов им целесообразно предложить следующую памятку.

 

Памятка для обучающихся, решающих проблемные вопросы

  • этап. Осознание проблемы, вскрытие противоречия.
  • этап. Осознание проблемы, вскрытие противоречия.

На этом этапе необходимо выполнить следующие действия: вниматель но прочитать вопрос; найти условие и требование вопроса; определить, что дано в условии и что требуется найти; вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении, какие причинно-следственные связи его объясняют; сопоставить ранее полученные знания и новую информацию; выявить на основании такого сопоставления противоречия, скрытые в вопросе.

  • этап. Формулирование гипотезы.
  • этап. Формулирование гипотезы.

На этом этапе необходимо высказать предположение о причинах возникновения явления или объекта, сформировать гипотезу.

  • этап. Доказательство гипотезы.
  • этап. Доказательство гипотезы.

На этом этапе надо поставить новый вопрос; исходя из предположений, высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос; по возможности прове- рить этот ответ.

  • этап. Общий вывод.
  • этап. Общий вывод.

На этом этапе необходимо выполнить следующие действия: ответить на вопросы:

  • Какие новые знания вы получили?
  • Что вы узнали о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект?
  Мастер- класс  « Проблемные ситуации на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах »

Мастер- класс « Проблемные ситуации на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах »

Чтение – это окошко, через которое дети видят   и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,  одновременно с ним  и даже раньше,  чем впервые раскрыта книга,   начинается кропотливая работа над словами .  В.А.Сухомлинский

Чтение – это окошко, через которое дети видят

  и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением, одновременно с ним

и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

  начинается кропотливая работа над словами .

В.А.Сухомлинский

Слово УРОК ВДОХНОВЕНИЕ

Слово

УРОК

ВДОХНОВЕНИЕ

Работа в группах   НАСТРОЕНИЕ ЯБЕДА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Работа в группах

НАСТРОЕНИЕ

ЯБЕДА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

   ВЫВОД Зачем мы выполняли это задание?

  ВЫВОД

Зачем мы выполняли

это задание?

« Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»  Шалва Амонашвили

« Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

Шалва Амонашвили

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе,  а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта .

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе,  а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта .

«Технология формирования типа правильной читательской деятельности»   (технология продуктивного чтения)

«Технология формирования типа правильной читательской деятельности»

  (технология продуктивного чтения)

«Можно тысячу раз требовать: Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого. Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т.е.  так поставить вопрос ,  чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста» Е.Н.Ильин.

«Можно тысячу раз требовать: Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого.

Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т.е.  так поставить вопросчтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста»

Е.Н.Ильин.

Нет проблем?   Учись их создавать!

Нет проблем?

Учись их создавать!

Как познакомить маленьких читателей с книгой,  чтобы они захотели прочитать её?

Как познакомить маленьких читателей с книгой,  чтобы они захотели прочитать её?

Решать «сказочные задачи»     - Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козлёночком не стал? Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?  Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы её не съел волк?

Решать «сказочные задачи»

 

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козлёночком не стал?

  • Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?
  • Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы её не съел волк?
    По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова  Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока. Маша, дедушка, бабушка, медведь, лисичка со скалочкой. Емеля, щука, печка, ведра, Золушка, коромысло.

  По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова

Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.

Маша, дедушка, бабушка, медведь, лисичка со скалочкой.

Емеля, щука, печка, ведра, Золушка, коромысло.

Что служит толчком к мыслительной деятельности?

Что служит толчком

к мыслительной деятельности?

Тимофей Белозёров    ОДУВАНЧИК Отчего пpохладно стало   Одуванчику в боpу?  Оттого, что пpошлой ночью   Облысел он   На ветpу!

Тимофей Белозёров   ОДУВАНЧИК

Отчего пpохладно стало  Одуванчику в боpу? 

Оттого, что пpошлой ночью  Облысел он  На ветpу!

«Кошка»  В. Лунин Что ты, кошка, сторожишь?         - Сторожу у норки мышь !         Выйдет мышка невзначай. Приглашу её на чай!

«Кошка» В. Лунин

Что ты, кошка, сторожишь?

        - Сторожу у норки мышь !

        Выйдет мышка невзначай.

Приглашу её на чай!

Зачем учитель на уроках русского языка и литературного чтения ставит проблемные вопросы?

Зачем учитель на уроках русского языка и литературного чтения ставит проблемные вопросы?

«Ива» И.Токмакова Плачет ива у обрыва .   Кем обижена ты ива? Видно, ветер, по привычке, Дёрнул иву за косички.

«Ива» И.Токмакова

Плачет ива у обрыва .

 

Кем обижена ты ива?

Видно, ветер, по привычке,

Дёрнул иву за косички.

Сказка “Петушок –   золотой гребешок”     “ Почему петушок не послушался кота  и дрозда и выглядывал в окошко?”

Сказка “Петушок –   золотой гребешок”

 

Почему петушок не послушался кота

и дрозда и выглядывал в окошко?”

любопытный  хотел увидеть мир  любил, чтобы его хвалили  не знал, чем заняться  было скучно  бездельник непослушный

любопытный

хотел увидеть мир

любил, чтобы его хвалили

не знал, чем заняться

было скучно

бездельник

непослушный

Н. Артюхова “Трусиха”   1. Как поступили ребята, услышав, что Лохмач сорвался с цепи? А как поступила Валя?

Н. Артюхова “Трусиха”

1. Как поступили ребята, услышав, что Лохмач сорвался с цепи? А как поступила Валя?

2. Почему Валя выбежала навстречу псу?

2. Почему Валя выбежала навстречу псу?

«Кот ворюга» К. Паустовский

«Кот ворюга» К. Паустовский

Рефлексия   Зачем вы выполняли эти задания?  Зачем детям выполнять эти задания?

Рефлексия

Зачем вы выполняли эти задания?

Зачем детям выполнять эти задания?

любимым    нужным    успешным

любимым

нужным

успешным


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!