СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыка чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темп деятельности- это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, восприятие.

Определяю темп деятельности с помощью теппинг- теста. Методика проведения описана Н. А. Костроминой. Нужны секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги. При выполнении рука ребенка не должна облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

Кладу перед ребенком лист бумаги и прошу постучать карандашом по квадратам в указанном порядке, заполняя квадрат точками .Начинать работу надо по команде:»Начали» На каждый квадрат отводится по 5 секунд, а потом командой:» Дальше» дается сигнал перейти к следующему.Далее подсчитываю среднее количество точек для 6 квадратов.

Подсчет ведется следующим образом:

ь16 точек и менее – ребенок склонен выполнять любые задания в медленном

темпе .Заставлять читать быстрее – создать для него стрессовую ситуацию.

ь16-20- нормальный средний темп работы ь20 и более ребенок может работать в более быстром темпе

Этот тест дает информацию о работоспособности ребенка. Если в первом квадрате точки стоят густо, а в других редеют с разницей 10 и более, то ребенок склонен к быстрому утомлению. С результатами теста знакомлю родителей. Я советовала им, занимаясь чтением дома, делать частые перерывы (через 7- 10 мин).

Используя определенные упражнения, можно увеличить темп чтения.

ьМногократное прочтение. ьМолния. ьБуксир.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыка чтения»

 Совершенствование навыка чтения как одного из условий успешного обучения Автор работы Никитина Л. Н, учитель начальных классов, МОУ СОШ №3

Совершенствование навыка чтения как одного из условий успешного обучения

Автор работы Никитина Л. Н,

учитель начальных классов,

МОУ СОШ №3

Цель и задачи совершенствование навыка чтения Формиров. техники чтения Развитие навыка беглого чтения Развитие осознан., выразит. чтения Развитие навыка правильного чтения  Развитие 2видов чтения: про себя  и вслух. Расширение читатель. кругозора

Цель и задачи

совершенствование

навыка

чтения

Формиров.

техники

чтения

Развитие

навыка

беглого

чтения

Развитие

осознан.,

выразит.

чтения

Развитие

навыка

правильного

чтения

Развитие

2видов

чтения:

про себя

и вслух.

Расширение

читатель.

кругозора

Причины, тормозящие скорость  чтения Природный темп деятельности Регрессии Отсутствие антиципации Малое поле зрения Уровень организации внимания Уровень развития памяти Неразвитость артикуляционного аппарата

Причины, тормозящие скорость чтения

  • Природный темп деятельности
  • Регрессии
  • Отсутствие антиципации
  • Малое поле зрения
  • Уровень организации внимания
  • Уровень развития памяти
  • Неразвитость артикуляционного аппарата

Темп деятельности

Темп деятельности- это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, восприятие.

Определяю темп деятельности с помощью теппинг- теста. Методика проведения описана Н. А. Костроминой. Нужны секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги. При выполнении рука ребенка не должна облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

Кладу перед ребенком лист бумаги и прошу постучать карандашом по квадратам в указанном порядке, заполняя квадрат точками .Начинать работу надо по команде:»Начали» На каждый квадрат отводится по 5 секунд, а потом командой:» Дальше» дается сигнал перейти к следующему.Далее подсчитываю среднее количество точек для 6 квадратов.

Подсчет ведется следующим образом:

  • 16 точек и менее – ребенок склонен выполнять любые задания в медленном

темпе .Заставлять читать быстрее – создать для него стрессовую ситуацию.

  • 16-20- нормальный средний темп работы
  • 20 и более ребенок может работать в более быстром темпе

Этот тест дает информацию о работоспособности ребенка. Если в первом квадрате точки стоят густо, а в других редеют с разницей 10 и более, то ребенок склонен к быстрому утомлению. С результатами теста знакомлю родителей. Я советовала им, занимаясь чтением дома, делать частые перерывы (через 7- 10 мин).

Используя определенные упражнения, можно увеличить темп чтения.

  • Многократное прочтение.
  • Молния.
  • Буксир.
Регрессии Это возвратные движения глаз, с целью повторного чтения уже прочитанного. Методом наблюдения я выяснила, что в классе есть группа детей, которые страдают регрессиями. Причины: Сила привычки.( использую специальное упражнение»Чтение с окошечком) Кажущиеся трудности текста. Отсутствие внимания. (использую упражнения для концентрации внимания)

Регрессии

Это возвратные движения глаз, с целью повторного чтения уже

прочитанного.

Методом наблюдения я выяснила, что в классе есть группа детей, которые страдают регрессиями.

Причины:

  • Сила привычки.( использую специальное упражнение»Чтение с окошечком)
  • Кажущиеся трудности текста.
  • Отсутствие внимания. (использую упражнения для концентрации внимания)
Тест «Определение объема и концентрации внимания» Тест Тулуз – Пьерона Методика проведения: в тексте предлагаю букву «а» зачеркнуть, букву»о» подчеркнуть. Время работы 5 мин  По команде «Начали» дети работают на первой строке. .По истечении 1 мин звучит  команда»Стоп». Далее по команде «Начали» они выполняют работу на новой строке. Если ребенок просмотрел 400 знаков и более и допустил 5 ошибок и менее, то объем его внимания и концентрации в норме. Тест обследует все полные характеристики внимания.                Упражнения,направленные на усиление и концентрации внимания. Посмотри и распутай линии. Перепиши без ошибок.(АНРПНЕКАРТЛ; МПАЕНГТОЛЮДЖЗЩ) В течении минуты показываю несколько предметов. Затем закрываю их и прошу ребенка подробно описать их величину, размер, цвет. Распределение внимания.(Среди буквенного текста вставлены слова, прошу их подчеркнуть: БСОЛНЦЕБТРАНСТОЛДОГРНЕБО)

Тест «Определение объема и концентрации внимания»

Тест Тулуз – Пьерона

Методика проведения: в тексте предлагаю букву «а» зачеркнуть, букву»о» подчеркнуть. Время работы 5 мин

По команде «Начали» дети работают на первой строке. .По истечении 1 мин звучит

команда»Стоп». Далее по команде «Начали» они выполняют работу на новой строке. Если ребенок просмотрел 400 знаков и более и допустил 5 ошибок и менее, то объем его внимания и концентрации в норме. Тест обследует все полные характеристики внимания. Упражнения,направленные на усиление и концентрации внимания.

  • Посмотри и распутай линии.
  • Перепиши без ошибок.(АНРПНЕКАРТЛ; МПАЕНГТОЛЮДЖЗЩ)
  • В течении минуты показываю несколько предметов. Затем закрываю их и прошу ребенка подробно описать их величину, размер, цвет.
  • Распределение внимания.(Среди буквенного текста вставлены слова, прошу их подчеркнуть: БСОЛНЦЕБТРАНСТОЛДОГРНЕБО)
Недостаточная артикуляторная  подвижность речевого аппарата У пражнения, направленные на  тренировку дыхания На одном дыхании считать  как можно дольше:1, 2, 3, 4, 5,… Физминутка «Задувание свечи» Физминутка»Поймай комара» На счет 1-4 вдох, задержка дыхания, на счет 1-4 выдох. Работа с таблицей согласных Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных.  МСЧВПКНРГТЛДШЩЖ ФЦКВЧСЖДЩШЛГНРП ЧСВКМТПРНШГБЛДЖ Упражнения, направленные на развитие артикуляции Читай беззвучно, активно артикулируя: Полночной порою в болотной тиши Чуть слышно шумят камыши. Чтение чистоговорок. ЖА – ЖА –ЖА есть иголки у ежа. Чтение скороговорок. Чтение небольших отрывков текста протяжным произношением гласных . Использование упражнений с рифмой  и ритмом. Читай четко. Отчетливо произноси: тихо- громко, громко- тихо ВИ-ВЕ-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЮ-ВЯ Выдели голосом слог РИ: РО- РА- РИ- РЫ –РЮ- РЯ- РИ

Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата

У пражнения, направленные на тренировку дыхания

  • На одном дыхании считать как можно дольше:1, 2, 3, 4, 5,…
  • Физминутка «Задувание свечи»
  • Физминутка»Поймай комара»
  • На счет 1-4 вдох, задержка дыхания, на счет 1-4 выдох.
  • Работа с таблицей согласных
  • Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных.

МСЧВПКНРГТЛДШЩЖ

ФЦКВЧСЖДЩШЛГНРП

ЧСВКМТПРНШГБЛДЖ

Упражнения, направленные на развитие артикуляции

  • Читай беззвучно, активно артикулируя:

Полночной порою в болотной тиши

Чуть слышно шумят камыши.

  • Чтение чистоговорок.

ЖА – ЖА –ЖА есть иголки у ежа.

  • Чтение скороговорок.
  • Чтение небольших отрывков текста протяжным произношением гласных .
  • Использование упражнений с рифмой и ритмом.
  • Читай четко. Отчетливо произноси: тихо- громко, громко- тихо

ВИ-ВЕ-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЮ-ВЯ

  • Выдели голосом слог РИ:

РО- РА- РИ- РЫ –РЮ- РЯ- РИ

Малое поле зрения Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксация(остановка) или движение. Психологи доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие информации, можно увеличить с помощью специальных упражнений: Игра «Что вокруг?» Кладу перед ребенком лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Диаметр круга 1-2см. Эта точка помогает им фиксировать взгляд перед собой. Не отводя взгляда от круга прошу их назвать предметы слева и справ от себя. Числовые и буквенные пирамиды. Цифровые таблицы. Упражнение «Фотоглаз» Использую в период обучения грамоте и далее постоянно его усложняю. За короткое время ученик должен прочитать слово, несколько слов, предложение За отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.. (Сок, носки, сам.)

Малое поле зрения

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксация(остановка) или движение.

  • Психологи доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие информации, можно увеличить с помощью специальных упражнений:
  • Игра «Что вокруг?» Кладу перед ребенком лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Диаметр круга 1-2см. Эта точка помогает им фиксировать взгляд перед собой. Не отводя взгляда от круга прошу их назвать предметы слева и справ от себя.
  • Числовые и буквенные пирамиды.
  • Цифровые таблицы.
  • Упражнение «Фотоглаз» Использую в период обучения грамоте и далее постоянно его усложняю.
  • За короткое время ученик должен прочитать слово, несколько слов, предложение
  • За отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.
  • Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово
  • Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.. (Сок, носки, сам.)

Индивидуальный план  коррекционной работы по чтению с учеником 2 кл. Завидеевым А. Формирование навыка беглого чтения Развитие дикции . Проведение артикуляционной разминки. Развитие антиципации. Использование «окошечка». Совершенствование навыка осознанного чтения Редактирование текста. Составление вопросов к прочитанному. Различные виды пересказа. Формирование произвольной деятельности Формирование целенаправленной деятельности. Выработка навыков самоконтроля. Работа по формированию внимания.

Индивидуальный план коррекционной работы по чтению с учеником 2 кл. Завидеевым А.

Формирование навыка беглого чтения

  • Развитие дикции .
  • Проведение артикуляционной разминки.
  • Развитие антиципации.
  • Использование «окошечка».

Совершенствование навыка осознанного чтения

  • Редактирование текста.
  • Составление вопросов к прочитанному.
  • Различные виды пересказа.

Формирование произвольной деятельности

  • Формирование целенаправленной деятельности.
  • Выработка навыков самоконтроля.
  • Работа по формированию внимания.
Заключение Предложенные виды работ продемонстрировали положительную динамику. Можно сделать вывод, что указанные пути по совершенствованию навыка чтения являются оптимальной формой работы с младшими школьниками, так как: Позволяют сохранить здоровье обучающихся и в комфортных для них условий совершенствовать навык чтения; Обеспечивают прочное усвоение общеучебных знаний, умений и навыков по другим предметам; Способствуют формированию у обучающихся читательской потребности; Создают условия для реализации программы «Восхождение к личности.»

Заключение

Предложенные виды работ продемонстрировали положительную динамику. Можно сделать вывод, что указанные пути по совершенствованию навыка чтения являются оптимальной формой работы с младшими школьниками, так как:

  • Позволяют сохранить здоровье обучающихся и в комфортных для них условий совершенствовать навык чтения;
  • Обеспечивают прочное усвоение общеучебных знаний, умений и навыков по другим предметам;
  • Способствуют формированию у обучающихся читательской потребности;
  • Создают условия для реализации программы «Восхождение к личности.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!