Совершенствование навыка чтения как одного из условий успешного обучения
Автор работы Никитина Л. Н,
учитель начальных классов,
МОУ СОШ №3
Цель и задачи
совершенствование
навыка
чтения
Формиров.
техники
чтения
Развитие
навыка
беглого
чтения
Развитие
осознан.,
выразит.
чтения
Развитие
навыка
правильного
чтения
Развитие
2видов
чтения:
про себя
и вслух.
Расширение
читатель.
кругозора
Причины, тормозящие скорость чтения
- Природный темп деятельности
- Регрессии
- Отсутствие антиципации
- Малое поле зрения
- Уровень организации внимания
- Уровень развития памяти
- Неразвитость артикуляционного аппарата
Темп деятельности
Темп деятельности- это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, восприятие.
Определяю темп деятельности с помощью теппинг- теста. Методика проведения описана Н. А. Костроминой. Нужны секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги. При выполнении рука ребенка не должна облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.
Кладу перед ребенком лист бумаги и прошу постучать карандашом по квадратам в указанном порядке, заполняя квадрат точками .Начинать работу надо по команде:»Начали» На каждый квадрат отводится по 5 секунд, а потом командой:» Дальше» дается сигнал перейти к следующему.Далее подсчитываю среднее количество точек для 6 квадратов.
Подсчет ведется следующим образом:
- 16 точек и менее – ребенок склонен выполнять любые задания в медленном
темпе .Заставлять читать быстрее – создать для него стрессовую ситуацию.
- 16-20- нормальный средний темп работы
- 20 и более ребенок может работать в более быстром темпе
Этот тест дает информацию о работоспособности ребенка. Если в первом квадрате точки стоят густо, а в других редеют с разницей 10 и более, то ребенок склонен к быстрому утомлению. С результатами теста знакомлю родителей. Я советовала им, занимаясь чтением дома, делать частые перерывы (через 7- 10 мин).
Используя определенные упражнения, можно увеличить темп чтения.
- Многократное прочтение.
- Молния.
- Буксир.
Регрессии
Это возвратные движения глаз, с целью повторного чтения уже
прочитанного.
Методом наблюдения я выяснила, что в классе есть группа детей, которые страдают регрессиями.
Причины:
- Сила привычки.( использую специальное упражнение»Чтение с окошечком)
- Кажущиеся трудности текста.
- Отсутствие внимания. (использую упражнения для концентрации внимания)
Тест «Определение объема и концентрации внимания»
Тест Тулуз – Пьерона
Методика проведения: в тексте предлагаю букву «а» зачеркнуть, букву»о» подчеркнуть. Время работы 5 мин
По команде «Начали» дети работают на первой строке. .По истечении 1 мин звучит
команда»Стоп». Далее по команде «Начали» они выполняют работу на новой строке. Если ребенок просмотрел 400 знаков и более и допустил 5 ошибок и менее, то объем его внимания и концентрации в норме. Тест обследует все полные характеристики внимания. Упражнения,направленные на усиление и концентрации внимания.
- Посмотри и распутай линии.
- Перепиши без ошибок.(АНРПНЕКАРТЛ; МПАЕНГТОЛЮДЖЗЩ)
- В течении минуты показываю несколько предметов. Затем закрываю их и прошу ребенка подробно описать их величину, размер, цвет.
- Распределение внимания.(Среди буквенного текста вставлены слова, прошу их подчеркнуть: БСОЛНЦЕБТРАНСТОЛДОГРНЕБО)
Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата
У пражнения, направленные на тренировку дыхания
- На одном дыхании считать как можно дольше:1, 2, 3, 4, 5,…
- Физминутка «Задувание свечи»
- Физминутка»Поймай комара»
- На счет 1-4 вдох, задержка дыхания, на счет 1-4 выдох.
- Работа с таблицей согласных
- Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных.
МСЧВПКНРГТЛДШЩЖ
ФЦКВЧСЖДЩШЛГНРП
ЧСВКМТПРНШГБЛДЖ
Упражнения, направленные на развитие артикуляции
- Читай беззвучно, активно артикулируя:
Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно шумят камыши.
ЖА – ЖА –ЖА есть иголки у ежа.
- Чтение скороговорок.
- Чтение небольших отрывков текста протяжным произношением гласных .
- Использование упражнений с рифмой и ритмом.
- Читай четко. Отчетливо произноси: тихо- громко, громко- тихо
ВИ-ВЕ-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЮ-ВЯ
РО- РА- РИ- РЫ –РЮ- РЯ- РИ
Малое поле зрения
Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксация(остановка) или движение.
- Психологи доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие информации, можно увеличить с помощью специальных упражнений:
- Игра «Что вокруг?» Кладу перед ребенком лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Диаметр круга 1-2см. Эта точка помогает им фиксировать взгляд перед собой. Не отводя взгляда от круга прошу их назвать предметы слева и справ от себя.
- Числовые и буквенные пирамиды.
- Цифровые таблицы.
- Упражнение «Фотоглаз» Использую в период обучения грамоте и далее постоянно его усложняю.
- За короткое время ученик должен прочитать слово, несколько слов, предложение
- За отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.
- Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово
- Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.. (Сок, носки, сам.)
Индивидуальный план коррекционной работы по чтению с учеником 2 кл. Завидеевым А.
Формирование навыка беглого чтения
- Развитие дикции .
- Проведение артикуляционной разминки.
- Развитие антиципации.
- Использование «окошечка».
Совершенствование навыка осознанного чтения
- Редактирование текста.
- Составление вопросов к прочитанному.
- Различные виды пересказа.
Формирование произвольной деятельности
- Формирование целенаправленной деятельности.
- Выработка навыков самоконтроля.
- Работа по формированию внимания.
Заключение
Предложенные виды работ продемонстрировали положительную динамику. Можно сделать вывод, что указанные пути по совершенствованию навыка чтения являются оптимальной формой работы с младшими школьниками, так как:
- Позволяют сохранить здоровье обучающихся и в комфортных для них условий совершенствовать навык чтения;
- Обеспечивают прочное усвоение общеучебных знаний, умений и навыков по другим предметам;
- Способствуют формированию у обучающихся читательской потребности;
- Создают условия для реализации программы «Восхождение к личности.»