СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие неречевых процессов у детей на логопедических занятиях.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие неречевых процессов у детей на логопедических занятиях.»

Развитие неречевых процессов у детей на логопедических занятиях.

Для развития ориентировки в пространстве. Отработки понятий “правый” и “левый”:

Игра: Водители.

Играющие сидят за столом. Они “водители”. “Милиционер” (учитель) показывает карточки с изображением различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.

Указания к проведению:

1.Можно изготовить нагрудные знаки для водителей.

2.Вначале игры, пока дети привыкнут к значению фишек, каждую можно пометить: на красной рисуется стрелочка направо, а на синей – наоборот.

3.В конце игры следует отметить лучших “водителей”.

Вариант: Эту игру можно провести как соревнование между рядами.

Упражнения: “ В какую сторону надо повернуть, чтобы прийти к ...?”

Детям предлагается рисунок с разными предметами расположенные вдоль дорожки, которая поворачивает в разные стороны, ветвится. Дети “проходят” по дорожке “собирая” заданные предметы. При этом они проговаривают свои действия.


Игра: ”Разноцветные точки”.

Для выполнения упр. используется рабочая карточка, представляющая лист плотной бумаги, на котором наклеены выбитые из цветной бумаги “точки”. Число используемых цветов не должно быть меньше трёх и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребёнок должен назвать точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева – направо, сверху – вниз, снизу – вверх. Основной контроль над выполнением задания лежит на учителе, он активно руководит работой, следит за тем, чтобы:

  • ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;

  • заданное направление сохранилось во время чтения;

соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.



Упражнение “Паучок”.

      • Дети учатся ориентироваться на листе бумаги. Карандашом на листе бумаги ставится точка “паучок”, который бегает по листу (плетёт паутинку) по заданию логопеда (вправо, влево, вверх, вниз и т. д.). Когда дети освоятся, то уже кто-то из них становиться водящим и выбирает путь для паучка.

Следующее упражнение направлено на усвоение пространственных отношений (“на”, “над”, “под”, ”за” и т. д.)


Упражнение “Копирование точек”

Ученику предлагается скопировать несколько групп точек , расположенных в строчках , нарисованных на свободном месте справа от образца. Задание выполняется на листе из школьной тетради. Затем ученик должен (после выполнения задания ) рассказать пространственное расположение точек.

Развитие зрительной дифференциации. Учить узнавать предмет по контурному изображению и деталям рисунка:

Игра “Что это?”

Вы показываете детям контурное изображение каких-либо предметов или, наоборот, только какие-то детали от них, а они должны узнать , что это за предметы. Например: набор деталей домика, машины, стола и т. д.

Упражнение: ”Составление фигур из разрезных деталей”.

Учитель предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет.

Составление узоров из геометрических фигур”.

Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти. Склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т. д.

Найди заданные предметы”. Сюда же можно отнести известные упражнения: “Обрезанные слова”, “Зашумленные буквы”.


Следующее упражнение направлено на увеличение объёма внимания.

Игра: “Пуговицы

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить , где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги своё поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становиться сложнее. Эту игру можно использовать в работе на развитие памяти , пространственного восприятия и мышления. Вместо пуговиц можно использовать фишки разного цвета.

Упражнения направленные на увеличение уровня распределения внимания :


1.Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. Кто правильно сосчитал – получает фишку. Так на занятии лучше играть несколько раз. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

2.Данное упражнение используется как для индивидуальной, так и для коллективной работы. При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами. Возможны три варианта работы:

а) с таблицей № 1; б) с таблицей № 2; в) с обеими таблицами (с перерывом в 10 минут). Время работы ограничено: с таблицей №1 – 3 мин., с таблицей № 2 – 7 мин.

Учитель сообщает детям: “Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел, значит 9 пропущено. У вас имеется листок , на котором напечатаны ряд чисел от 1 до 25. Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое-то число, вычеркните его в листочке с числами. Исправления не допускаются, старайтесь работать без ошибок”.

Аналогичная работа проводится и с таблицей № 2.

Упражнения, направленные на усиление концентрации зрительного внимания.


Перепутанные линии”

Упражнение может выполняться как коллективно, так и индивидуально. Перед началом работы детям сообщается задание : “Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить её номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т. д. до конца”.

Первоначальное количество линий , предлагаемое ученикам, зависит от уровня их подготовки. Практика показывает ,что это 5 – 8 линий. Сначала можно помогать себе пальцами или карандашом, переходя по возможности , к слежению глазами на последующих занятиях. Как только предлагаемое число линий будет “распутано” ребенком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено.

Работа может вестись в двух вариантах: - без ограничения времени; - с ограниченным временем.


Лабиринты”

Учитель показывает образец и говорит: “Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти сквозь стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша”.

По мере тренированности структура лабиринта усложняется, а помощь учителя уменьшается.

Усиление концентрации слухового внимания” (и памяти)

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл его заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.

Например, учитель сообщает: “Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа надо тоже держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: “Пишите!”

Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.

Например:

1 класс - “Даны два числа: 6 и 3 ... Сложите первое и второе ...и от полученного числа отнимите 2 ...Затем отнимите ещё 4 ...пишите!” (ответ 3).

2 класс - “Даны два числа: 15 и 23 ... Первую цифру второго числа добавьте к первой цифре первого числа ... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7 ... “ Пишите!” (ответ 8).

В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может угадывать числа - “Загадай число ... прибавь к нему 5, теперь отними 2...отними то число, которое ты задумал... и умножь полученную разницу на 4... У тебя получилось ...”

Приведенные упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание, причём получаемые данные могут свидетельствовать о скорости включаемости в работу (при неправильном решении первых задач и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых и неправильном последующих).

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

Красно-черные пары”

Порядок работы:

1этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;

2 этап - рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от12 до 1;

3 этап – необходимо поочерёдно искать числа черного цвета в прямом и обратном порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от12 до 1.

Таблицы с числами, порядок которых постоянно меняется. Числа можно увеличить сначала до 16 (тех и других), а затем до 24. Можно заменить числа буквами, но использовать его желательно только после того, как дети научатся справляться с числовым вариантом. Дети находят числа, а записывают буквы (минимальное количество 8 черных и 7 красных).

Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.

1 “Освободи слово”.

«С этим, словом что-то сталось,

Буква лишняя закралась.

Эту букву отними,

Слово ты освободи!»

а) Найти слово в слове. Наприме: гроза (роза), гречка (речка), дудочка (удочка, дочка).

б) Среди буквенного текста вставлены слова. Ребёнок должен найти и подчеркнуть эти слова. Например:

бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина

прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

или: фрфефчфкфаф, пепжпепвпипкпа.



2 “Расставь по порядку”.

Необходимо расставить в свободных клетках квадрата № 2 в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в 12 клетках квадрата № 1.

В квадрате используются числа от 1 до 16, в процессе работы увеличивается до 25.

3 “Контурная проба

В течение 5 минут детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы “а” (или вычеркивать ту букву, которая стоит в строчке первой) .

Следующий этап – одну букву вычеркиваем, другую подчеркиваем.

Другой вариант: сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: Внимание! Работа идёт наоборот – первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем.



Волшебница-точка”.

Детям предоставляется запись в которой они должны правильно расставить точки .Например :Падает пушистый. Снег лёг спать.


Склеенное предложение”

Детям предоставляется карточка:

Бабушкаприготовилаобед.

Им необходимо разрезать её так, чтобы получились отдельные слова.

Упражнения и игры направленные на развитие слуховой и зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти

Даётся задание: ” Прослушайте ряд звуков и запишите их”.

Даётся ряд из трёх звуков, затем из 4, 5 и т. д. до 7.

Например : [и], [э], [у]

[ы], [и], [о], [а ]

[в], [н], [б], [р], [ш] и т. д.

“Прослушайте предложение и запишите его”.

Предложение читается один раз. Потом читается второе, более длинное предложение.

Например: Хорошо летом на даче. (4 слова)

Утром ребята бегут в лесок. (5 слов)

В густых ветвях звонко поют птицы.(6 слов)

Развитие зрительной памяти.

Даётся задание: “Прочтите с доски первый ряд букв и запишите их по памяти”.

То же самое проделывается с каждым последующим рядом. Ряд открывается на 4-5 секунд.

Например : е, о, ы

и, а, э, ю

н, б, р, в, ш и т. д. до 7 букв.

“Прочитайте с доски первый ряд слов и запишите их.” То же самое проделывается с каждым последующим рядом. Задание состоит из 3 рядов по 4 слова в каждом.


Прочитайте с доски первое словосочетание и запишите его

Каждое словосочетание предлагается для зрительного восприятия в течение двух секунд.

Например: Чудная погодка. Осенний дождь.


УпражнениеВспомни и запиши ...”

В конце занятия даётся задание “запомнить несколько слов по теме занятия. А на следующем занятии , дня через 3, по заданию логопеда дети должны вспомнить эти слова . “ Ребята, три дня назад вы запоминали слова на тему “Осень” Запишите эти слова по памяти.

Упражнения, направленные на избирательность запоминания.

Даётся задание: “Прослушай слова. Запомни только те, которые отвечают на вопрос: Кто?”

Например: ученик, море, кукла, книга, котик, муха, дядя, вишня, дождь, Женя.

Задание на выборочное запоминание может быть различным. Можно запоминать слова с заданным звуком, имена существительные, глаголы и т. д.


Игры для развития объёма запоминаемого материала :

ИграДобавь и запомни”.

Первый ученик называет слово (например: имя существительное), допустим машина. Следующий повторяет машина и добавляет своё слово самокат . Третий ученик запоминает два предыдущих слова и , присоединяет свое и произносит машина, самокат, компьютер. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку. Победителем считается тот , кто запомнил большее количество слов.

Игра “Скажи шестое”.

Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо с предложением: “Скажи шестое” - и быстро называет подряд пять растений (или зверей, птиц и т. д.). Тот к кому водящий обратился, должен немедленно назвать шестое слово на эту же тему. Повторять сказанное водящим нельзя.