Развитие неречевых процессов у детей на логопедических занятиях.
Для развития ориентировки в пространстве. Отработки понятий “правый” и “левый”:
Игра: Водители.
Играющие сидят за столом. Они “водители”. “Милиционер” (учитель) показывает карточки с изображением различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.
Указания к проведению:
1.Можно изготовить нагрудные знаки для водителей.
2.Вначале игры, пока дети привыкнут к значению фишек, каждую можно пометить: на красной рисуется стрелочка направо, а на синей – наоборот.
3.В конце игры следует отметить лучших “водителей”.
Вариант: Эту игру можно провести как соревнование между рядами.
Упражнения: “ В какую сторону надо повернуть, чтобы прийти к ...?”
Детям предлагается рисунок с разными предметами расположенные вдоль дорожки, которая поворачивает в разные стороны, ветвится. Дети “проходят” по дорожке “собирая” заданные предметы. При этом они проговаривают свои действия.
Игра: ”Разноцветные точки”.
Для выполнения упр. используется рабочая карточка, представляющая лист плотной бумаги, на котором наклеены выбитые из цветной бумаги “точки”. Число используемых цветов не должно быть меньше трёх и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребёнок должен назвать точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева – направо, сверху – вниз, снизу – вверх. Основной контроль над выполнением задания лежит на учителе, он активно руководит работой, следит за тем, чтобы:
ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;
заданное направление сохранилось во время чтения;
соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.
Упражнение “Паучок”.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги. Карандашом на листе бумаги ставится точка “паучок”, который бегает по листу (плетёт паутинку) по заданию логопеда (вправо, влево, вверх, вниз и т. д.). Когда дети освоятся, то уже кто-то из них становиться водящим и выбирает путь для паучка.
Следующее упражнение направлено на усвоение пространственных отношений (“на”, “над”, “под”, ”за” и т. д.)
Упражнение “Копирование точек”
Ученику предлагается скопировать несколько групп точек , расположенных в строчках , нарисованных на свободном месте справа от образца. Задание выполняется на листе из школьной тетради. Затем ученик должен (после выполнения задания ) рассказать пространственное расположение точек.
Развитие зрительной дифференциации. Учить узнавать предмет по контурному изображению и деталям рисунка:
Игра “Что это?”
Вы показываете детям контурное изображение каких-либо предметов или, наоборот, только какие-то детали от них, а они должны узнать , что это за предметы. Например: набор деталей домика, машины, стола и т. д.
Упражнение: ”Составление фигур из разрезных деталей”.
Учитель предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет.
“Составление узоров из геометрических фигур”.
Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти. Склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т. д.
“Найди заданные предметы”. Сюда же можно отнести известные упражнения: “Обрезанные слова”, “Зашумленные буквы”.
Следующее упражнение направлено на увеличение объёма внимания.
Игра: “Пуговицы”
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить , где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги своё поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становиться сложнее. Эту игру можно использовать в работе на развитие памяти , пространственного восприятия и мышления. Вместо пуговиц можно использовать фишки разного цвета.
Упражнения направленные на увеличение уровня распределения внимания :
1.Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. Кто правильно сосчитал – получает фишку. Так на занятии лучше играть несколько раз. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
2.Данное упражнение используется как для индивидуальной, так и для коллективной работы. При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами. Возможны три варианта работы:
а) с таблицей № 1; б) с таблицей № 2; в) с обеими таблицами (с перерывом в 10 минут). Время работы ограничено: с таблицей №1 – 3 мин., с таблицей № 2 – 7 мин.
Учитель сообщает детям: “Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел, значит 9 пропущено. У вас имеется листок , на котором напечатаны ряд чисел от 1 до 25. Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое-то число, вычеркните его в листочке с числами. Исправления не допускаются, старайтесь работать без ошибок”.
Аналогичная работа проводится и с таблицей № 2.
Упражнения, направленные на усиление концентрации зрительного внимания.
“Перепутанные линии”
Упражнение может выполняться как коллективно, так и индивидуально. Перед началом работы детям сообщается задание : “Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить её номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т. д. до конца”.
Первоначальное количество линий , предлагаемое ученикам, зависит от уровня их подготовки. Практика показывает ,что это 5 – 8 линий. Сначала можно помогать себе пальцами или карандашом, переходя по возможности , к слежению глазами на последующих занятиях. Как только предлагаемое число линий будет “распутано” ребенком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено.
Работа может вестись в двух вариантах: - без ограничения времени; - с ограниченным временем.
“Лабиринты”
Учитель показывает образец и говорит: “Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти сквозь стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша”.
По мере тренированности структура лабиринта усложняется, а помощь учителя уменьшается.
”Усиление концентрации слухового внимания” (и памяти)
Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл его заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.
Например, учитель сообщает: “Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа надо тоже держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: “Пишите!”
Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.
Например:
1 класс - “Даны два числа: 6 и 3 ... Сложите первое и второе ...и от полученного числа отнимите 2 ...Затем отнимите ещё 4 ...пишите!” (ответ 3).
2 класс - “Даны два числа: 15 и 23 ... Первую цифру второго числа добавьте к первой цифре первого числа ... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7 ... “ Пишите!” (ответ 8).
В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может угадывать числа - “Загадай число ... прибавь к нему 5, теперь отними 2...отними то число, которое ты задумал... и умножь полученную разницу на 4... У тебя получилось ...”
Приведенные упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание, причём получаемые данные могут свидетельствовать о скорости включаемости в работу (при неправильном решении первых задач и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых и неправильном последующих).
Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.
”Красно-черные пары”
Порядок работы:
1этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;
2 этап - рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от12 до 1;
3 этап – необходимо поочерёдно искать числа черного цвета в прямом и обратном порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от12 до 1.
Таблицы с числами, порядок которых постоянно меняется. Числа можно увеличить сначала до 16 (тех и других), а затем до 24. Можно заменить числа буквами, но использовать его желательно только после того, как дети научатся справляться с числовым вариантом. Дети находят числа, а записывают буквы (минимальное количество 8 черных и 7 красных).
Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.
1 “Освободи слово”.
«С этим, словом что-то сталось,
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи!»
а) Найти слово в слове. Наприме: гроза (роза), гречка (речка), дудочка (удочка, дочка).
б) Среди буквенного текста вставлены слова. Ребёнок должен найти и подчеркнуть эти слова. Например:
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
или: фрфефчфкфаф, пепжпепвпипкпа.
2 “Расставь по порядку”.
Необходимо расставить в свободных клетках квадрата № 2 в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в 12 клетках квадрата № 1.
В квадрате используются числа от 1 до 16, в процессе работы увеличивается до 25.
3 “Контурная проба”
В течение 5 минут детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы “а” (или вычеркивать ту букву, которая стоит в строчке первой) .
Следующий этап – одну букву вычеркиваем, другую подчеркиваем.
Другой вариант: сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: Внимание! Работа идёт наоборот – первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем.
“Волшебница-точка”.
Детям предоставляется запись в которой они должны правильно расставить точки .Например :Падает пушистый. Снег лёг спать.
“Склеенное предложение”
Детям предоставляется карточка:
Бабушкаприготовилаобед.
Им необходимо разрезать её так, чтобы получились отдельные слова.
Упражнения и игры направленные на развитие слуховой и зрительной памяти.
Развитие слуховой памяти
Даётся задание: ” Прослушайте ряд звуков и запишите их”.
Даётся ряд из трёх звуков, затем из 4, 5 и т. д. до 7.
Например : [и], [э], [у]
[ы], [и], [о], [а ]
[в], [н], [б], [р], [ш] и т. д.
“Прослушайте предложение и запишите его”.
Предложение читается один раз. Потом читается второе, более длинное предложение.
Например: Хорошо летом на даче. (4 слова)
Утром ребята бегут в лесок. (5 слов)
В густых ветвях звонко поют птицы.(6 слов)
Развитие зрительной памяти.
Даётся задание: “Прочтите с доски первый ряд букв и запишите их по памяти”.
То же самое проделывается с каждым последующим рядом. Ряд открывается на 4-5 секунд.
Например : е, о, ы
и, а, э, ю
н, б, р, в, ш и т. д. до 7 букв.
“Прочитайте с доски первый ряд слов и запишите их.” То же самое проделывается с каждым последующим рядом. Задание состоит из 3 рядов по 4 слова в каждом.
“Прочитайте с доски первое словосочетание и запишите его”
Каждое словосочетание предлагается для зрительного восприятия в течение двух секунд.
Например: Чудная погодка. Осенний дождь.
Упражнение “Вспомни и запиши ...”
В конце занятия даётся задание “запомнить несколько слов по теме занятия. А на следующем занятии , дня через 3, по заданию логопеда дети должны вспомнить эти слова . “ Ребята, три дня назад вы запоминали слова на тему “Осень” Запишите эти слова по памяти.
Упражнения, направленные на избирательность запоминания.
Даётся задание: “Прослушай слова. Запомни только те, которые отвечают на вопрос: Кто?”
Например: ученик, море, кукла, книга, котик, муха, дядя, вишня, дождь, Женя.
Задание на выборочное запоминание может быть различным. Можно запоминать слова с заданным звуком, имена существительные, глаголы и т. д.
Игры для развития объёма запоминаемого материала :
Игра “Добавь и запомни”.
Первый ученик называет слово (например: имя существительное), допустим машина. Следующий повторяет машина и добавляет своё слово самокат . Третий ученик запоминает два предыдущих слова и , присоединяет свое и произносит машина, самокат, компьютер. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку. Победителем считается тот , кто запомнил большее количество слов.
Игра “Скажи шестое”.
Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо с предложением: “Скажи шестое” - и быстро называет подряд пять растений (или зверей, птиц и т. д.). Тот к кому водящий обратился, должен немедленно назвать шестое слово на эту же тему. Повторять сказанное водящим нельзя.