СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие образного мышления и творческого воображения у дошкольников 4-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие образного мышления и творческого воображения у дошкольников 4-7 лет»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»





Методическое пособие

«Развитие образного мышления и творческого воображения у дошкольников от 4 до 7 лет».





















Игры и упражнения











СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

  1. Упражнения для развития образного мышления и воображения….…...5

  2. Психологические техники для родителей………………………… ...…11

Список литературы………………………………………………………………20



















ВВЕДЕНИЕ

В данном методическом пособии представлены различные игры и упражнения для детей от 4 до 7 лет, направленные на развитие образного мышления и воображения.

Образное мышление - это процесс отражения действительности в виде образов, (зрительных, звуковых, обонятельных, осязательных…), в отличие от логического мышления, когда действительность отражается в виде суждений и понятий, и в отличие от наглядно-действенного мышления, предполагающего практические действия с предметами. Оперирование образами предметов помогает наглядно представить и понять ситуацию или задачу, а потом ее быстро и правильно решить.

Образное мышление нужно всем: конструкторам, дизайнерам, художникам, писателям, изобретателям, ученым... Представление образа – это воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий. В свою очередь воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Воображение – важнейший психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых, отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Воображение позволяет выйти за пределы реального мира во времени и пространстве.

Как развивать образное мышление и воображение:

1. Созерцание природы,

2. Посещение музеев, рассматривание шедевров - картин, скульптур, графики, архитектурных сооружений...

3. Складывание картинок из частей. Разбиение плоских фигур на равные и неравные части,

4. Рисование с натуры и по памяти. (так, Дидро говорил: "Страна, в которой будут учить рисовать так же, как считать и писать, превзойдет все другие страны в науках и ремеслах".

5. Рисование абстракций (например, просят нарисовать звук, музыку, свист, мысль, грусть, радость...).

6. Воображение с закрытыми глазами: вспоминание и создание новых образов "из головы".

7. Лепка из пластилина, глины, гипса… с натуры (копирование) и (это важнее!) лепка "из головы" любых объектов.

8. Сравнение предметов и изображений по критериям: по длине, по форме, по цвету…

9. Аппликации.

10. Выполнение приведенных ниже, специально разработанных упражнений.

11. Психологи предлагают, на первый взгляд, очень странный способ развития правого, "образного" полушария мозга – рисовать левой рукой, если ребенок правша и, наоборот, правой рукой, если левша. Попробуйте сами и убедитесь как это трудно, зато как полезно это напряжение для саморазвития







































  1. Упражнения для развития образного мышления и воображения

  2. Разглядывание клякс

Д ля развития фантазии очень полезно разглядывание клякс. Капните на лист бумаги чернила или краску, накройте другим листом и придавите. Получится клякса со сложным очертанием, это то, что надо для разглядывания и фантазирования. Можно капнуть на сгиб бумаги, тогда получится «бабочка».

  1. Нарисуйте пословицу.

Предлагается нарисовать картинки на сюжет 5 или 10 пословиц, поговорок, загадок или скороговорок. Например. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Клара украла у Карла кларнет. (Кларнет – деревянный, духовой язычковый инструмент в виде трубки с клапанами и небольшим раструбом). Тише едешь, дальше будешь. Зимой и летом, одним цветом…

  1. Задачи на отсечения и вырезы

Предложите ребенку сказать, из какой фигуры вырезаны эти части. Например, из круга сектор и сегмент, из квадрата одна восьмая, от кошки хвост, от груши долька, от рыбы хвост… Совместно с ребенком сделайте подобные игрушки и покажите их другим.

  1. Маршруты транспорта вашего города

Д етей спрашивают, как доехать от дома или от школы, скажем, до вокзала, до кинотеатра, базара... Сначала пользуйтесь картой города, а потом по памяти. Пусть ребенок называет улицы. Начиная переходить улицу, в какую сторону надо оглянуться? Дошел до середины улицы, в какую сторону надо оглянуться. А если идешь в обратном направлении, куда надо смотреть? Походите по вашему поселку или городу по заранее составленному маршруту.

5. Пары слов

Вы называете слово, ребёнок — ассоциацию к нему. Тут важна скорость. Не надо долго размышлять над ответом. Пусть малыш произносит первое, что приходит ему в голову, а если пауза затягивается, просто переходите к следующему слову.

Например:

  • зима — [снег | холод | Новый год | санки];

  • улица — [горка | фонарь | машины | прогулка];

  • детский сад — [воспитатель | дети | тихий час | утренник].

6. Цепочки ассоциаций.

По аналогии с предыдущим упражнением надо подбирать аналогию к слову, но так, чтобы слова выстраивались в цепочку, как в популярной словесной игре «Снежный ком».

Новый год → Дед Мороз → Волшебство → Сказка → Колобок → Бабушка →…

7. «Парные картинки»

Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображениями различных объектов или явлений.

В упрощённом варианте задания, доступном для ребёнка 4–5 лет, вы предлагаете ему пару картинок, между которыми можно провести аналогию, а малыш должен эту аналогию обнаружить и назвать. В усложнённом варианте картинки из стопки выбираются случайным образом.

Можно вытягивать по три и более картинки и искать общее для всей группы.

Например:

Что общего у книги и дерева:

  • и там, и там есть листья;

  • книги делают из деревьев;

  • они не могут перемещаться с место на место без посторонней помощи.

Предложите ребёнку поиграть в ассоциации, и вы удивитесь, как далеко способно увести вас его воображение.

8. Сказка наоборот

Предложите ребёнку изменить сюжет знакомой сказки так, чтобы получилось всё шиворот-навыворот.

Например:

Вместо колобка бабушка с дедушкой воспитывали маленького лисёнка, который однажды погнался за красивой бабочкой и заблудился в пирожковом лесу. Там к нему подходили то пироги с капустой, то пончики с повидлом и предлагали скушать себя на обед. Но послушный лисёнок не поддался на уговоры и вернулся домой, где бабушка с дедушкой накормили его борщом с пампушками и рыбной котлеткой с рисом.

Пусть малыш сам выберет сказку, на основе которой будет сочинять свою историю. Если сначала сочинительство покажется сложным, помогайте карапузу, задавая ему наводящие вопросы.

9. Необычное интервью

Предложите ребёнку поиграть в журналиста, который берёт интервью у… игрушечного мячика, или кастрюли, или… В общем, нужно, чтобы это был какой-то хорошо знакомый малышу неодушевлённый предмет.

Сначала вы выступаете в роли журналиста, который задаёт вопросы, а карапуз отвечает. Потом можно поменяться ролями.

10. Что если

В этом упражнении ребёнку предлагается немного пофантазировать, опираясь на сформулированную взрослым установку:

  • Что ты сделаешь, если сейчас в окно влетит Дед Мороз?

  • Что будет, если у кошки Мурки вырастут крылья?

  • Что скажет папа, если к его приходу ты запомнишь алфавит?



11. Рисуем музыку

Для этого упражнения следует подготовить фонотеку, представленную композициями, которые отличаются жанром, строем, темпом…

Пусть ребёнок выразит на листе бумаги те образы, которые навевает в нём прослушанная музыка.

12. «Сам себе иллюстратор»

Проиграв упражнение «Сказка наоборот» (см. выше), предложите ребёнку составить иллюстрации к придуманной истории. Вы можете сначала обсудить, что попадёт на картинку. Но не исправляйте малыша, не оценивайте работу его воображения с позиций «правильности».

13. «Волшебные превращения»

Положите перед ребенком лист бумаги, на котором нарисованы крупные фигуры:

  • круг;

  • овал;

  • прямоугольник;

  • квадрат;

  • треугольник.

Предложите, дав волю фантазии, превратить фигуры во что-то новое. Так, например, у одного малыша на листе появятся забавные сказочные персонажи, у другого — причудливые растения… Позвольте детской фантазии поработать на славу.

Когда превращение свершится, обсудите, во что ещё можно было преобразить фигуры:

  • круг — в солнышко, блин, тарелку или лужу;

  • треугольник в шляпу звездочёта, космическую ракету, парус корабля или флаг.

14. «Закорючки».

     Рисуете, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

15. «Нарисуй настроение».

      А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение  или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

16. «На что это похоже?»

      Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда родитель и ребенок ждут автобус, а его все нет. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

17. Рисунки с продолжением

     В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему ребёнку продолжить рисунок. Обсудить, что получилось.

18. Простые рисунки

     Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".

     Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие.

Варианты простых рисунков взрослые могут придумать самостоятельно.

     Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.

     Рекомендуем также сделать вот что: придумайте как можно больше ответов к одному рисунку и запишите их вместе со взрослыми. Затем предложите своим друзьям, родственникам, знакомым решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы. Они совпали? Нет?! Прекрасно – есть возможность сравнить их качество и оригинальность. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре.

      А у кого оказалось больше решений? Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

19. Небылицы.

Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное, механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле, и расскажите о его свойствах и назначении.  

20. Сочиняем сказку вместе. 

Взрослый начинает рассказывать сказку, ребенок продолжает, затем опять вступает родитель и т. д. Итогом совместных усилий часто становятся очень занимательные или смешные истории. 
 

21. Зашифрованное послание. 
Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру или букву. Ребенок должен угадать, что вы написали, а потом пусть и сам попробует «порисовать» в воздухе. 

22. Игра в рифмы. 
Вы говорите слово, а ребенок придумывает к нему рифму. Затем вы меняетесь ролями. 

23. Пантомима. 
Попросите ребенка с помощью мимики и жестов показать разные чувства и настроения (грусть, радость, боль) или какое-либо действие (плавание, рисование, вязание). 

24. Природное явление 
Придумайте одно или несколько новых природных явлений, которые могли бы происходить на Земле или какой-либо другой планете. Опишите условия возникновения, механизмы протекания и последствия этих явлений. 

25. «Какого вкуса небо?»

Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»







2. Психологические техники для родителей

Проективный тест «Дорога к дому»

Прошлое можно изменить. По тому же принципу, по которому Вы – от теста к тесту будете менять вид Вашей Дороги к Дому...

Если сейчас Вы удержитесь от заглядывания в самый конец статьи — где расположен ключ к расшифровке этого теста, то сможете полноценно протестировать сами себя.

Поэтому — не спешите читать статью сразу до самого конца — задержитесь на выполнении задания.

Это задание можно выполнять в уме — рассказывая своему партнёру то, что Вы представляете — в деталях.

А можно пойти и более творческим путём. Кстати, этот путь лично мне — намного ближе...

Итак. Не торопитесь с ключом.

Задания, которые обычно просто ПРОГОВАРИВАЮТСЯ ВСЛУХ, Вы — выполняете в виде коллажа на листе ватмана.

Вам нужно будет найти картинки (фотографии), которые полностью совпадают с Вашим настроением «здесь и сейчас» и наклеить их на лист, в соответствии с этапами визуализации Образа.

Этапы визуализации Образа (собственно, тест)

(Говорите первое, что приходит в голову — записывайте, а уже затем — детализируйте).

Представьте себе, что идёте вверх по дорожке — к дому. Не к Вашему дому, а к абстрактному Дому, дому — вообще.

Опишите эту дорогу, эту тропинку.

Вы свободно зашли в дом.

Опишите дом снаружи и изнутри.

В доме Вы нашли две вещи.

Ключ.

Опишите ключ. От чего этот ключ? Где Вы его нашли? К чему он подходит?

Далее в доме Вы находите

Чашку.

Опишите чашку. Опишите Ваши возможные манипуляции с чашкой. Что в ней?

Выйдите из дома.

Выйдите из задания.

Вернитесь в реальность.

Что Вы унесли из дома? Ничего? Ключ? Чашку? Что-то ещё?

Итак, всё это можно нарисовать или дополнить коллажем.

Вместо рисунка можно даже написать мини-эссе — представить это путешествие в форме рассказа, репортажа, сказки.

Однако, сейчас я предлагаю всё-таки поработать с визуальными образами — порисовать.

Таким образом, после окончания работы, перед Вами будет лежать некая — Карта.

И тогда этот «простой проективный тест» перестанет быть «простым проективным тестом», а превратится ...

Во что же он превратится?

Во-первых, в отличную креативную технику «Карта ума», а

Во-вторых, станет упражнением по арт-терапии. То есть, будет выполнять не только диагностическую, но и терапевтическую функцию.

Да, обычно проективные тесты используются, в основном, как помощь в диагностике или для самопознания.

Но когда Вы начинаете не просто говорить, а творить — руками, они тут же становятся — арт-терапевтическим лекарством. Позволяют не только увидеть — «что с нами», не только разобраться в этой картинке, но и ИЗМЕНИТЬСЯ в позитивном направлении.

Я рекомендую проделывать такие работы время от времени и при этом — не выбрасывать получившиеся у Вас «стенгазеты» или сочинения. Они — как летопись изменений, личностного роста — будут наглядно показывать Вам — как и куда Вы растёте, изменяетесь, что для этого делаете.

Но для начала, хотя бы просто проговорите эти задания — сами для себя. И опробуйте их на знакомых, которым легко и интересно вообразить в своей голове что угодно.

Кстати, со временем, Вы позабудете точные значения всех образов —позабудете «ключ». У Вас останутся в памяти только задания. И Вы сможете начинать этот тест — с чистого листа.

Однако... Даже если Задание (образ) и его Толкование (ключ) — навсегда сольются воедино в Вашей памяти — и это не беда.

Делая осмысленно новую Карту на новом ватманском листе — Вы будете магически изменять своё состояние, подбирая то, что кажется Вам — правильным или соответствующим настроению момента. Вы будете заниматься — психокоррекцией!

Даже если мне, предположим, хорошо известно, что означает — Ключ... Что с того? Как это повлияет на мой выбор картинки для «Карты памяти»? Я всё равно выберу то, к чему лежит душа. Ведь я ни перед кем не отчитываюсь, не стараюсь понравиться...

Выбирая ту или иную картинку, я вместе с тем, буду вносить изменения в мой жизненный сценарий, работать со своими архетипами, корректировать фоновое состояние...

Итак, ключ к тесту

Дорога к дому — это Ваше Прошлое. Изогнутая она ли прямая? Грязная или чистая? Труднопроходимая или легкопроходимая? В лесу или в чистом поле? Городская или сельская? («ближе к природе» или «скованная ограничениями» — соответственно?)

Дом — это Вы. Дом Снаружи — это то, что Вы показываете людям. Дом Внутри — это то, чем вы являетесь (или хотите являться) но не показываете большинству.

Ключ — это ум, интеллект, Знание. Это Ваше отношение к Знанию, к Познанию.

То, как Вы манипулируете с ключом показывает, как Вы пользуетесь своими знаниями.

То, где Вы находите ключ, показывает, где Вы черпаете знания. Внутри дома (внутри себя) или снаружи под ковриком (внешняя информация). Ключ на дне колодца находят будущие великие люди — это прямой контакт с глубинами бессознательного.

Чашка — это любовь, чувственная сторона жизни.

Если после окончания упражнения Вы что-то выносите из дома, это означает, что именно этого Вам сейчас не хватает больше всего. Не хватает настолько, что Вы готовы это «вынести»...

Обычно никто ничего не выносит... такая острая нехватка — редкость.

Не стоит перегружать этот лаконичный и совершенный тест дополнительной символикой. Той, которая в нём присутствует, вполне достаточно для того, чтобы увидеть картину — во всей её полноте. И помните — лучше Вас самих никто не поймёт символическое значение того, что предстало в Вашем воображении...

И ещё...

Запомните:

В тесте нет ничего случайного. Самые глупые и неуместные ассоциации – являются самыми надёжными. Это – тезис классического психоанализа.

Далее.

Ваш рассказ (коллаж) не описывает Ваше состояние, а ВСТУПАЕТ В СЛОЖНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С НИМ и с Вашим миром вообще.

То, что существует в одном рассказе (Воображаемое пространство теста) может отсутствовать в другом рассказе (Ваше нынешнее настоящее). Но вещи и состояния можно переносить из одного пространства в другое...

И, наконец,

Прошлое можно изменить. По тому же принципу, по которому Вы – от теста к тесту будете менять вид Вашей Дороги к Дому...







8