КГУ Городской центр технического творчества
Раздел: Методические рекомендации
ТЕМА: «Развитие одаренности детей в условиях дополнительного образования».
Подготовила: Шемболова Г.К.
педагог дополнительного образования
руководитель кружка «Квиллинг»
Актобе 2021г
Содержание
Введение
Одаренность
Творческая одаренность
Одаренный ребенок
Формы обучения одаренных детей.
Особенности работы
Главное звено – педагог.
Введение
Система дополнительного образования детей занимает важное место в системе непрерывного образования РК и призвана обеспечить детям дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения их творческих и образовательных потребностей.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей. Это сфера свободного выбора детьми и подростками разнообразных программ дополнительного образования детей в соответствии с их склонностями и способностями.
Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности воспитанников, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни Казахстана в будущем.
Система работы с одаренными детьми должна включать в себя целый ряд
составляющих, направленных на создание условий для благоприятного психофизического развития детей в дородовый период, их постоянную поддержку на всех этапах взросления, с тем, чтобы способствовать максимальному сохранению и развитию их природного дара и в зрелом возрасте. Для общества является чрезвычайно важным, чтобы одаренные дети вырастали в одаренных взрослых, причем в таких одаренных взрослых, которые нацелены на реализацию своих способностей во имя общественного блага и процветания страны.
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков)
и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития. Развитие деятельности по инициативе ребенка, когда он занимается этой деятельностью с любовью, постоянно ее совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы, и его деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача - есть творчество. При таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо достаточно быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» необходимо использовать понятие «ребенок с признаками одаренности».
Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна, потому что, одарённые дети являются творческим потенциалом для развития дополнительного образования. И задача педагогов позволяет решать одну из главных проблем дополнительного образования — это выявление, развитие и поддержку одарённых детей, так как эти дети проявляют особые умственные, творческие и физические возможности, и могли бы своевременно получать углублённое образование, раньше включаться в творческую жизнь.
Как же можно выявить одарённость ребёнка? Выявить одарённых детей можно: в первую очередь в семье — это мнение родителей о круге интересов и склонностях, об особенностях личностного развития их ребёнка, области наибольшей успешности. Во вторую — в дошкольном учреждении и школе, при использовании таких форм деятельности, как анализ особых успехов и достижений ребёнка: создание банка данных по одарённым детям; на основе итогов конкурсов, соревновательных мероприятий, выставок; а также достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.
Формы обучения одаренных детей. В системе дополнительного образования можно выделить формы обучения одарённых детей:
система творческих конкурсов и выставок;
творческие лаборатории;
обучение по программе в малых группах и индивидуальное
творческого развития в определённой области;
работа по творческим и исследовательским проектам;
соревновательные мероприятия.
Также на базе учреждения дополнительного образования необходимым является организовать психологическое сопровождение родителей одарённого ребёнка: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка и родителя, поддержка и поощрение родителей. В работе с одарёнными детьми выделим несколько этапов:
разработка личностно-ориентированного подхода к обучению одарённых детей;
развить в одарённом ребёнке психологию лидера;
Он должен не стесняться показывать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны. Эти дети также нуждаются в поддержке со стороны взрослых и педагогов, призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. В системе дополнительного образования можно выделить следующие направления развития одарённости детей:
создание мотивации к развитию и обучению, т. е. побуждать ребёнка ставить цели, задачи и определять способы их выполнения;
развивать самостоятельность, активное отношение к окружающему миру. Задача взрослых направить энергию ребёнка в полезное русло;
организация индивидуального стиля деятельности. Произвольность регулирования своего поведения.
Особенности работы.
При работе с одарёнными детьми педагоги должны знать следующие особенности: разработка гибких и индивидуальных программ (нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения). Программа для одарённых детей должна отличаться:
по содержанию,
по среде обучения,
по ожидаемому результату
(одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.
Главным звеном в работе с одарённым ребёнком, несомненно, является педагог. И, конечно, он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с одарёнными детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Большинство педагогов нашего образовательного учреждения верно определяют основные признаки одарённости детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку, выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости.
В целях повышения уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми, методической службой ГЦТТ были организованы: даны методические рекомендации и консультации.
Безусловно, что методы обучения, как способы организации учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.
По наблюдению педагогов нашего учреждения, применительно к обучению одарённых детей, ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, исследовательские, проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром.
4