Творческая работа по теме
«Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей»
Выполнила:
Логинова Л.В
Введение
Преобразования, произошедшие в системе образования России за последнее десятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, основная цель которых – выявление, обучение, развитие и поддержка одаренных детей.
Работа с одаренными необходима для развития общественного интеллектуального потенциала, являющегося мощным фактором совершенствования социальной системы, разрешения задачи обеспечения опережающего развития интеллектуального уровня человека, социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса.
Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача – выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя-предметника.
Актуальность данной работы состоит в том, что развитие способностей одаренных детей – одно из наиболее приоритетных направлений работы с обучающимися в свете современных требований к образованию.
Цель данной работы – выявить наиболее эффективные формы проведения предметной недели с целью выявления и развития одаренных обучающихся.
Задачи исследования:
изучение и анализ психолого-педагогический литературы;
определение понятий «одаренность», «одаренные дети»;
разработка плана проведения предметной недели с целью выявления и развития одаренных обучающихся;
разработка рекомендации по организации предметной недели в школе.
Методы исследования: анализ, обобщение, конспектирование, наблюдение.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы учителями-практиками в их педагогической деятельности в школе.
1.Теоретические основы работы с одаренными обучающимися
Проблема разработки концепции одаренности интенсивно обсуждается в современной психологии. Различные варианты концептуальных решений предложены многими специалистами (Асмолов А.Г., Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Дьяченко О.М., Н.С., Матюшкин А.М., Попова Л.В., Рензулли Дж., Шадриков В.Д., Холодная М.А., Юркевич В.С., и др.). Все существующие концепции акцентируют внимание на определенных аспектах этого сложного психического явления.
Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Разработанная Дж.Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров. Примечательно, что в названии термин «одаренность» заменен на термин «потенциал».
Ю.Д.Бабаева, А.И.Савенков и другие отмечают, что важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика. Одаренность реально существует лишь в движении, в развитии такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, которые наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, включены факторы среды.
Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению.
1.1Методы и формы работы
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Наиболее популярные формы можно представить в таблице.
Форма | Задачи |
Факультатив | Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
Ученическая конференция | |
Предметная неделя (декада) | |
|
Кружки, студии, объединения | Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. |
Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи, следовательно, предпочтительно использовать в работе с одаренными детьми следующие методы работы:
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проектный.
Таким образом, правильно организованная работа с одаренными детьми позволяет организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
2.Практическое обоснование проблемы организации работы с одаренными детьми
В целях поддержки интереса к предмету, выявления и развития природных задатков обучающихся в школах организуются и проводятся предметные недели, где каждый может проявить свои способности.
Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников, развитию творческих способностей.
Проведение предметной недели – это не только и не столько развлечение для обучающихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.
Можно выделить следующие задачи предметной недели:
вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;
развитие креативных способностей обучающихся и поддержка одаренных детей и подростков.
Проблема интересной предметной недели, как и хорошего урока – это проблема такого сочетания различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности обучающихся и педагогическому замыслу учителя. Могут проводиться конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «блиц-турниры», конференции, экскурсии и многое другое.
План предметной недели по английскому языку
№ п/п | Название мероприятия | Класс | Ответственные | Сроки проведения |
-
| Игра-путешествие « Мой веселый английский» | 3 класс | преподаватель английского | 5.12.17 |
-
| Конкурс презентаций «Моя семья» | 5-6 классы | преподаватель английского | 6.12.17 |
-
| Блиц-турнир «United Kingdom» | 6-7 классы | преподаватель английского | 8.12.17 |
-
| Лексико-грамматический КВН “My favourite English” | 8 класс | преподаватель английского | 7.12.17 |
-
| Конкурс стихотворений на английском. | 9-10 классы | преподаватели английского | 9.12.17 |
-
| Конкурс песен на английском языке «My song» | 8-11 классы | преподаватели английского | 10.12.17 |
-
| Конкурс плакатов «Happy New Year and Merry Christmas» | 5-9 классы | преподаватели английского | 10.12.17 |
Рекомендации по организации и проведению предметной недели
В рамках предметной недели могут проводиться:
предметные олимпиады;
нетрадиционные уроки по учебному предмету;
мастер-классы лучших учителей учебного заведения;
внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;
массовые социально значимые или научно-познавательные мероприятия.
Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях учебного заведения.
По итогам предметной недели наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) могут поощряться администрацией учебного заведения, членами попечительского совета или спонсорами.
По итогам предметной недели рекомендуется определить состав команды учебного заведения для участия в городских (районных) предметных олимпиадах, провести набор в научное общество учащихся, организовать научно-практическую конференцию или творческий вечер старшеклассников.
По окончании предметной недели на заседании методического объединения учителей-предметников должен проводиться анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
Заключение
Организация работы с одаренными детьми способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Нельзя отрицать, что предметные недели помогают выявить одаренных детей и в дальнейшем построить работу преподавателя с учетом способностей обучающихся.
Список использованной литературы
Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. – М., 1997.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.; Воронеж, 1997.
Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
Панов В.И. Одаренность, диагностика, тренинг // Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. - М., 1997.
Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика, 2001. – № 4.
Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1998.
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. – М., 1981. – 89 с.
Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М., 1997.
8