Султангулова Светлана Ивановна
Тема: Развитие орфографической зоркости как средство развития грамотной личности.
Истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшие затруднения встречаются у обучающихся на первом этапе формирования орфографического навыка, т.е. в начальной школе. Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение. Любой практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год мы все чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок? Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее.
Поэтому ученые, психологи, методисты и учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников, по - моему мнению, является несформированность их орфографической зоркости
Орфографическая зоркость -это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания, его применение. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Слайд
Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи
Ставить орфографические задачи (Увидеть орфограмму в слове).
Устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом
Применять правило(Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы).
Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
Проверять написанное. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Слайд
В работе над развитием орфографической зоркости необходимо ориентироваться не только на современного ученика, но и на природосообразность ребёнка и для этого нужно использовать современные образовательные технологии:
Проблемное обучение;
Технология развития критического мышления;
ИКТ
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая, парная работа) В условиях совместной учебной работы у учеников возникает стремление к сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и позиций. Для этого использую групповую и парную форму работы, при выполнении которой дети свободно общаются, разговаривают, доказывают свою точку зрения;
Здоровьесберегающие технологии;
Считаю, что именно идеология этих технологий предусматривает широкое использование исследовательских, проблемных методов, и позволяет применять полученные детьми знания в совместной или индивидуальной деятельности.
Этапы формирования орфографической зоркости.
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период.
Слайд
При формировании орфографической зоркости следует соблюдать несколько этапов:
I этап. Обучение постановки ударения. Задания предполагаются такие, где написание не расходятся с произношением.
II этап. Ввод слов, где написание расходиться с произношением.
Определение сильных и слабых позиций .
III этап. Отработка навыка правописания безударной гласной.
Упражнение, например, с пропуском и поиском сомнительных
гласных.
IV этап. Отработка умения проверять безударную гласную.
Vэтап. восприятие орфограмм на слух.
VI этап -выбор правильного варианта из имеющегося набора
В I классе создается только основа для выработки навыка
правописания безударных гласных, парных согласных и других
орфограмм. Во II, III и IV классах проводится отработка навыка
проверки слов.
3.Какие же факторы используются для достижения орфографической зоркости?
Слайд
Зрительный: зрительный, объяснительный диктант, письмо по памяти, выборочное списывание, графическое выделение орфограмм, письмо с «окошками»
Слуховой: выборочный, предупредительный диктант
Рукодвигательный: при выполнении всех упражнений
Артикулярный: орфографическое проговаривание.
Слайд
Развитию орфографической зоркости способствует большое количество приемов и систематических упражнений: Списывание, комментированное письмо, письмо с пропуском орфограмм, какографическое письмо,
поиск орфограмм в тексте, письмо по памяти, орфографические минутки, диктанты.
Слайд.
Пример какографического текста
Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха. Составление опорных таблиц и памяток учащегося, включающих в себя алгоритм работы с орфограммами.
Работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок.
Слайд
Использование различных видов диктантов.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен… слайд.
Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных
согласных по глухости-звонкости на конце слова?
(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
- Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
Приём «Составление кластера», фишбоун
При формировании орфографической зоркости использую тренажеры.
Считаю, что работа с тренажером снижает физические и умственные перегрузки, нервную утомляемость детей, позволяет им приобрести устойчивый навык и изучать школьный материал с опережением.
Слайд
« Секрет письма зелёной пастой»
Слайд
Регулярное запоминание рифмовок тренировочного характера.
С заглавной буквы без сомненья
Начинаем предложенья.
Буквы пишем аккуратно,
Чтобы было всем понятно.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
Слайд
Начиная с 1 класса следует уделять огромное внимание работе со словарными словами.
Чтобы дети лучше запомнили слово, стараться задействовать различные виды памяти: зрительную, слуховую, речемоторную ,эмоционально-образную, тактильную, особенно при дифференцированной работе.
На этапе закрепления изученного слова можно дать задания творческого характера, которые развивают ум, активизируют воображение и фантазию детей. Одним из видов такой работы является составление загадок с применением этимологических справок.
Для правильного закрепления написания словарных слов использую шуточные вопросы, например,
1. В каких словах живёт рак?
Завтрак, ракета.
2. В каких словах спрятались ноты?
Помидор, ребята, дорога.
3. Какие слова любит ворона?
Карандаш, картина, картофель.
4. А лягушка?
Квартира, Москва.
Cамый распространенный вид упражнения по русскому языку- “Вставьте пропущенную букву ”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е. место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость. Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.
Слайд
И в заключении хочу сказать, что большую роль в развитии орфографической зоркости является наглядность и дифференцированный подход. Ведь не секрет, что легче запоминается то, что интересно, ярко, необычно. Компьютерные технологии позволяют экономить время на уроке, делают урок ярким, наглядным, облегчают проверку самостоятельной работы учащихся.
Одним из видов дифференцированных заданий являются всевозможные карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Дифференцированный подход использую при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
Важное место при обучении правописанию следует отводить работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
Чтобы работа над ошибками прошла в интерактивном режиме, можно использовать различные игровые приемы. Например, игра «По щучьему веленью» помогает ученикам ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать их наименования. Суть работы заключается в том, что ученики меняются тетрадями, анализируют работу соседа по парте и по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы видеть в тетрадях своих товарищей. В данном случае кроме орфографической зоркости развиваются оценочные и рефлексивные умения школьников.
6