Методическая разработка на тему: "Развитие орфографической зоркости школьников на уроках русского языка"
Разработала: Руль О.А.,
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Толмачевская СОШ №61»
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Грамотная речь и грамотное письмо определяют уровень образованности человека. Особенность месторасположения нашей школы – это близость к городу и сельская местность, что накладывает свой отпечаток на разный уровень обучающихся. А также одной из проблем и особенностей нашей школы является разнонациональный состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей – это русские, азербайджанцы, армяне, таджики. Именно это является трудностью в обучении русскому языку, русской орфографии, неумение учащимися применять то или иное правило при написании слов, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений работы при обучении русскому языку считается формирование прочных навыков грамотного письма, орфографической зоркости.
Для того, чтобы работа по развитию орфографической зоркости была наиболее эффективной на своих уроках я стараюсь использовать различные методы и приёмы – это таблицы, алгоритмы, кластеры, кейсовый метод, лингвистические игры и задачи, весёлые стихи-правила, синквейны и многое другое. Одним из важных приёмов формирования орфографической зоркости считается подробная работа над ошибками. В начале учебного года учащимся предлагается завести тетради для работы над ошибками. После каждой письменной работы заполняем данную тетрадь, выполняя работу над ошибками.
При изучении словарных слов и на этапе обобщения знаний можно использовать приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:
а) на первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.
б) на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
в) на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
г) на четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.
д) на пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
На уроках обобщения и закрепления знаний эффективным является использование кейсового метода. (метод анализа ситуаций) Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. В качестве конкретной реальной ситуации могут выступать тексты с допущенными ошибками, учащиеся должны эти ошибки найти и исправить, объяснив правописание данных орфограмм.
Очень интересен учащимся и мозговой штурм. Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив и ведущий (учитель). Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои ответы, направленные на решение поставленной задачи. Данная работа применима на всех этапах усвоения материала: повторение изученного ранее, закрепление изученного, обобщение, проверка усвоения изученного материала. Задача состоит в том, кто быстрее из учащихся ответит на заданный вопрос. Вы спросите, в чём различие данной работы от известного нам теста? Различие в том, что ученики на слух и быстроту мышления должны правильно выбрать ответ из предложенных вариантов. Данный пример для учащихся 6 класса на повторение изученных ранее тем.
Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) сверкающих
2) золотом
3) зелёного
4) расстилалась
В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё следует звонкий согласный?
1) расставлены
2) разбивались
3) вниз
4) отражали
В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) бесчисленные
2) зеленого
3) стеклянная
4) длинных
В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) зв..зда, оч..ровательный
2) выб..рать, с..лдат
3) т..лант, д..бро
4) с..дьмой, р..сток
На последних уроках изучения раздела «Имя прилагательное», «Лексикология», и т. д. целесообразно использовать кластер. Прием «кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Учащимся нужно вспомнить все орфографические правила из раздела «Имя существительное» и привести на них примеры.
(Схема)
Данная работа даёт учителю отследить усвоение учебного материала учениками и понимание изученных тем.
Так же в своей практике я широко использую различные приемы, позволяющие добиться положительного результата, например такие как:
списывание (особенно эффективен прием в классах коррекции, т.к. ребенку легче запомнить «картинку» слова, чем использовать непонятное ему правило);
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ (учащимся заранее предлагается выучить наизусть небольшой отрывок текста, а на следующем уроке воспроизвести его в письменном виде);
комментированное ПИСЬМО (перед учеником ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим);
КАКОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний);
В качестве домашней работ можно предложить учащимся самим найти 5-6 загадок (слова внутри загадки или ответ на загадку), пословиц или отрывок из сказки со словами на изученное правил. На уроке ребенок учителю или перед классом комментирует свою работу, получая оценку, в дальнейшем его материал может быть использован в качестве карточки для других учеников;
самостоятельное составление карточек для одноклассников (ребенок должен найти нужные слова, оформить их, прокомментировать свой выбор).
Обязательно на каждом уроке стараюсь проводить проверочную работу, чтобы определить уровень усвоения орфограммы, орфографическую работу на повторение и закрепление умений и навыков использования изученных правил.
Такая работа позволяет уменьшить число ошибок. Использование разнообразного по содержанию дидактического материала, опорных схем, таблиц, карточек, помогает развивать интерес к предмету и предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость. Большую помощь в работе оказывают презентации, составленные самой или найденные в Интернете, и тесты (активно использую интерактивные тесты на сайте учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.) – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Таким образом, формируя навык осознанного восприятия правил орфографии при изучении нового материала на уроках русского языка стараюсь воспитывать грамотного школьника.
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.