СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность опыта заключается в том,  что согласно  ФГОС  ДО (п.4.6) представлены целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности; проявляет любознательность, умеет задавать вопросы взрослым и сверстникам; выявляет причинно – следственные связи; проявляет склонность наблюдать, экспериментировать.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
















Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования





























Подготовила:

Таран Юлия Юрьевна

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

«Усваивается все крепко и надолго,

когда ребенок слышит,

видит и делает сам»

Р. У. Эмерсон.

Введение.

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Подобно путешествию первооткрывателя, ребенок шаг за шагом узнает все новое и новое в своем окружении. Детские глаза полны любознательности, они вопрошают, ожидают чего-то необычного, чудесного, быть может, волшебного.

И очень важно создать на протяже­нии всего этого «путешествия» обстановку свободы, созидания, радости познания нового, единодушия, открытости, доверия, позволяющую рас­крыть индивидуальные способности и интересы каждого ребенка.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Экспериментальная деятельность вызывает у детей огромный интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с окружающим.

Актуальность опыта заключается в том, что согласно ФГОС ДО (п.4.6) представлены целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности; проявляет любознательность, умеет задавать вопросы взрослым и сверстникам; выявляет причинно – следственные связи; проявляет склонность наблюдать, экспериментировать.

Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок – дошколенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисково- исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового.

Организация поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать, готовит детей к усвоению определенных учебных правил и порядка действий: ставить цель, планировать и последовательно осуществлять работу, прогнозировать результаты, контролировать и оценивать свои действия.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Теоретическая база опыта.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.[12].

Введению термина «экспериментирование» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Теоретические основы детского экспериментирования разрабатывали Н.Н. Подьяков, И. С. Фрейдкин, Н.А. Рыжова и другие известные ученые.

По мнению Н.А. Рыжовой, ребенок является исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие предметы и явления. Он знакомится с окружающим в процессе экспериментирования.

Н.Н. Подьяков считает экспериментирование истинно детской деятельностью.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. ( Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский).

Г.А. Урунтаева считает, что детское экспериментирование – способ, помогающий ребенку понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы.

Н. А. Короткова указывает: «Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свой представления о мире».

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний под тактичным руководством взрослого. (Г.М. Лямина, А.П. Усова)

Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.Потребность ребенка в новых впечатлениях, по мнению автора, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.


Новизной опыта можно считать включение в образовательный процесс ранее известных и современных методов и технологий, направленных на развитие познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в основе которых лежит деятельностный подход.


Основной целью опыта является развитие познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательный процесс самостоятельной и совместной с взрослым исследовательской (экспериментальной) деятельности.


Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. обогатить развивающую предметно - пространственную среду;

  2. вызвать у детей интерес к познавательно – исследовательскойдеятельности;

  3. научить детей видеть и выделять проблему эксперимента; принимать и ставить перед собой цель; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

  4. формировать у детей умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов;

  5. развивать у детей познавательную активность, любознательность, целеустремлённость, настойчивость, умение находить нестандартные решения, умение логически мыслить.


В процессе работы были выявлены определенные противоречия:

- между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников на практике и недостаточным использованием детского экспериментирования;


- между огромным исследовательским потенциалом ребенка и не проработанностью организации этого вида деятельности дошкольников в разных возрастных группах.

и бессистемным его использованием в процессе обучения дошкольников,

Выявленные противоречия позволили обозначить проблемы:

- недостаточное оснащение развивающей предметно - пространственной среды для детского экспериментирования

- недостаточное владение детьми обследовательскими действиями при отборе необходимого для экспериментирования материала;

- отсутствие нацеленности на результат конкретного эксперимента;

- недостаточный уровень развития умений самостоятельно добывать знания, применять их на практике.

Технология опыта.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, сделала вывод о том, что необходимо расширить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.


Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Поддьяков Н.Н.: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой». [20].

Детское экспериментирование – это активная деятельность, в которой дети становятся субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, то есть ребенку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования



Детское экспериментирование - это неизолированный вид деятельности. Оно тесно связано с игровой, трудовой, познавательно - исследовательской деятельностью. И в то же время детское экспериментирование не является обязательной деятельностью. Это – свободный творческий труд и им нельзя заниматься по принуждению. Опыты, организованные с детьми дошкольного возраста не имеют строго регламента, нельзя запрещать детям общаться во время исследования, обмениваться полученной информацией, выражать эмоции.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Основная цель экспериментирования - способствовать формированию у детей системного, теоретического мышления, подводящего их к пониманию целостной картины мира, системы определенных отношений к человеку, природе, духовным и литературным ценностям.

Задачи экспериментирования:

- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

- Формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.


Свою работу начала с мониторинга с целью изучения развития познавательно – исследовательской деятельности детей в старшей группе, используя  методику   Прохоровой  Л.Н. «Выбор деятельности», которая исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Проанализировав результаты мониторинга, пришла к выводу о том, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности; испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений; испытывают трудности в обобщении учебного материала; ждут помощи взрослого.

Работу по экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям: лаборатория природы; в мире предметов, предметы – помощники.

При выборе темы соблюдаю следующие правила: тема должна быть интересной,  увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребёнка. Ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.

В условиях группы использую только элементарные опыты и эксперименты.  Их элементарность заключается:

в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

они практически безопасны.

в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Так, решая проблему: как провезти груз по реке, задумались из какого материала сделать лодку? – В ёмкость с водой опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, металлический и деревянный бруски. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянный брусок - нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать.

  • Выдвижение гипотезы–какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать?

  • Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему: дерево спиливают, очищают от сучьев, везут на фабрику, распиливают на доски, а затем изготавливают различные предметы и изделия. По количеству колец на спилах определили возраст дерева; каждое имеет свой рисунок; дерево непрозрачное,мягкое, горит.

  • Сбор материала: - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево.

  • Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования делаем вывод:

  • Дерево лёгкое, плавает в воде.

  • Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.

  • Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому лучше всего перевезти груз в деревянном кораблике.

Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную   деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей предметно – пространственной среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В группе оборудована мини - лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)

  • 2. Мерные ложки.

  • 3. Сита и воронки разного материала, объема.

  • 4. Резиновые груши разного объёма.

  • 5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

  • 6. Резиновые или пластиковые перчатки.

  • 7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

  • 8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

  • 9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

  • 10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.

  • 11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

  • 13. Контейнеры с песком и водой.

  • 14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

  • 15. Часы песочные.

  • 16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

  • 17. Клеёнчатые фартуки, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1.Организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).

2.Совместная деятельность с детьми

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности. Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы: новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный момент: почему так? ситуация выбора.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

-По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

- По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает  маленький естествоиспытатель.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети  в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю». Родители помогают в оборудовании центра экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Процесс познания, освоение новых представлений очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.

Полагаю, что мой опыт может быть использован воспитателями детских садов для организации познавательно – исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.

Таким образом, мы видим, что метод экспериментирование актуален и очень эффективен:

- является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;

- как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;

- дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности; стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка,

- состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;

- по мнению Н.Н. Поддъяков претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.