СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности как условие достижения планируемых результатов по физической культуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед современным учителем стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроке, для этого необходимо чтобы: школьники проявляли интерес к знаниям, стремились развивать физические и психические качества, получали удовлетворение от урока.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности как условие достижения планируемых результатов по физической культуре»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Высоковская СШ»













«Развитие познавательной активности обучающихся как условие достижения планируемых результатов по физической культуре»
















Выполнила: учитель физической культуры

Круглова Нина Алексеевна








с. Высокое


2021


Содержание

I. Введение

II. Основная часть

2.1. Принципы, используемые в повседневной деятельности

2.2. Интерес, как фактор повышающий активность учащихся

    1. Основы знаний

    2. Межпредметные связи

2.5. Факторы, способствующие повышению активности

    1. Самостоятельные занятия

III. Заключение

I. Введение


          Здоровье обучающихся всегда было и остается приоритетным направлением государственной политики в сфере образования. Но наблюдения специалистов, результаты статистических исследований говорят о том, что современное состояние здоровья школьников, как физическое, так и психоэмоциональное, год от года ухудшается.  Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа обучающихся, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания,  отклонения в психике. Сегодня мы вынуждены  наблюдать некую  двигательную  пассивность со стороны подрастающего поколения. Подросток всё больше времени предпочитает проводить за экраном монитора, а не в спортивном зале. Он ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на его общем физическом развитии, состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. Модернизация системы российского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. В соответствии с обязательным минимумом содержания общего образования основной целью учебного предмета является формирование физической культуры учащихся как компонента общей культуры человека, гражданина.

Перед современным учителем стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроке, для этого необходимо чтобы:

  • школьники проявляли интерес к знаниям;

  • стремились развивать необходимые физические и психические качества;

  • получали удовлетворение от урока.

Отсюда возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми к системе школьного - физического образования и условиями жизнедеятельности учащихся в сложившейся современной ситуации.

Уровень новизны носит творческий характер. Обобщенный передовой педагогической идеей опыта является не шаблонность и разнообразие урока, а именно воспитание у школьников интереса к занятиям физической культурой. Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмо­циональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в связи с оценками их деятельности.

II. Основная часть

2.1. Принципы, используемые в повседневной деятельности

Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.

Принцип прочности (систематичности). Обучение станет успешным только в том случае, если даваемые учащимся нагрузки будут носить систематический характер. Дело в том, что возникающие после работы положительные сдвиги через некоторое время исчезают и тогда новая работа начинается с того же уровня, что и прежняя. Чтобы не происходило топтания на месте, нужно закреплять возникающие в организме положительные сдвиги. А для этого повторная нагрузка должна даваться тогда, когда положительные сдвиги от предыдущей нагрузки еще не исчезли. В этом случае они будут закрепляться и суммироваться.

Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике.

Принцип дифференцированного подхода к учащемуся (включая принцип индивидуализации). До сих пор в педагогической и психолого-педагогической литературе постулируется принцип индивидуализации, под которым понимается такое построение учебного процесса, которое учитывает индивидуальные (психологические, физиологические, морфологические) особенности учащихся для наилучшего их обучения, воспитания и развития. Однако на практике в большинстве случаев принцип индивидуализации, требующий учета индивидуальности данной личности, подменяется групповой дифференциацией, то есть разделением класса на группы по какому-то признаку. Поскольку комплектование классов носит случайный характер, различия в уровне физического развития учащихся одного класса могут достигать 30%. Это приводит к необходимости разбивать класс на группы сильных, средних и слабых учеников. Для каждой из групп нужна своя методика и нагрузка. Учитель физической культуры должен успевать переключаться на работу то с одной, то с другой группой, из-за чего снижается моторная плотность урока и повышается психическое напряжение учителя. Использование усредненной нагрузки приводит к снижению интереса к уроку как слабых (им нагрузка недоступна и они быстро устают), так и сильных (для них нагрузка мала и задания не способствуют их прогрессированию). Таким образом, слабые - отстают еще больше, а сильные - тормозятся в своем развитии.

Стремясь к однородности класса, учителя начинают уделять основное внимание подтягиванию отстающих, оправдывая это тем, что, "если заниматься сильными, то весь класс будет неуспевающим; а сильные и так всех обогнали". Один из ведущих советских психологов Павел Петрович Блонский писал, что только однородные группы, с учетом психофизиологических особенностей обучающихся, позволят успешно организовать учебный процесс. Однако этот метод имеет ряд недостатков, порой непреодолимых чисто организационно. Для того чтобы разделить учащихся, например, по свойствам темперамента, его надо определить у всех учащихся. При отсутствии в школах психологической службы сделать это некому. Но это даже не главное. Главное состоит в том, что свойств темперамента много, и не ясно, по какому из них надо делить учащихся на группы. Деление же учащихся одного класса на группы сильных и слабых по уровню подготовленности входит в противоречие с другим принципом - коллективного обучения. Дело в том, что разделение учащихся на сильных и слабых вызывает у первых зазнайство, появление чувства превосходства над одноклассниками, своей исключительности. Естественно, это приводит к деформации развития личности этих учащихся, а также мешает сплочению коллектива в классе. Немаловажно и то, что слабые ученики теряют "образец для подражания", теряют контроль и помощь со стороны сильных учеников. Поэтому их обучение замедляется. Очевидно, деление на самостоятельные группы по другим критериям, например по уровню двигательной активности, проявляемой учащимися на уроке физической культуры, тоже не дает положительных результатов. Наоборот, нужно объединение учащихся с разной двигательной активностью в пары, что значительно повышает активность на уроке школьников с низкой активностью, в то время как у школьников с высокой активностью она снижается незначительно, и то лишь на первых занятиях после объединения. Очевидна польза от такого "наставничества" одних учащихся над другими.

Принцип индивидуализации не противоречит принципу коллективного обучения, так как он отражает не индивидуальную работу с учеником (она может осуществляться и шаблонно, с каждым учеником одинаково), а учет индивидуальных особенностей учащегося, который может осуществляться и при групповом методе обучения. Этот принцип выражается наиболее отчетливо в том случае, когда учитель применяет индивидуальный подход в воспитании учащегося, в создании композиции упражнений (при занятиях художественной гимнастикой), соответствующих характеру и темпераменту спортсменов, в прилаживании общих основ техники выполнения упражнения к морфофункциональным особенностям спортсменов и т.д. На уроке физической культуры индивидуальный подход к учащимся проявляется в индивидуализации темпа выполнения учебных заданий, что является фактором поддержания высокой активности учащихся. Здесь можно выделить два самостоятельных аспекта этого вопроса.

Первый аспект состоит в индивидуализации темпа овладения учебным материалом. В зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей свойств нервной системы учащиеся овладевают учебным материалом в разные сроки. Показано, что у учащихся с подвижностью нервных процессов на первых этапах овладение двигательным упражнением проходит успешнее, чем у учащихся с инертностью нервных процессов. Вследствие этого одним учащимся даваемых учителем повторений мало, а другим - много (овладев учебным материалом, они начинают заниматься с прохладцей, нарушают дисциплину).

Задача индивидуализации темпа овладения учебным материалом успешно решается при использовании программированного обучения: каждый учащийся работает с учебным материалом самостоятельно и переходит к следующему заданию, как только выполнит успешно предыдущее. В зависимости от успехов, за одно и тоже время ученик может выполнить больше заданий, а другой - меньше. Преимущество в том, что первый не подгоняет второго, а второй не тормозит обучение первого.

Попытки применить программированное обучение в физическом воспитании делались многими авторами, но широкого распространения не получили - в основном из-за организационных сложностей.

Второй аспект касается индивидуализации нагрузки на уроке физической культуры. Не всегда оправдано, чтобы все учащиеся выполняли упражнение одно и то же число раз под счет учителя: одним нагрузка покажется тяжелой, а другим - легкой. В то же время если одних учеников останавливать, то они могут другим мешать продолжать выполнение упражнения. Поэтому лучше (когда это возможно) учителю установить определенный временной интервал, в течение которого учащиеся выполняют упражнение в темпе, посильном для каждого.

Индивидуализация воздействий учителя на учащихся также влияет на активность учащихся на уроке. Некоторые учителя ради того, чтобы казаться в глазах учащихся справедливыми, стараются в любой ситуации объективно оценивать их успехи и неудачи, забывая о воспитательной роли отметки, то есть о поощрении учащихся с ее помощью.

Индивидуальный подход состоит в оценке не столько объективно достигаемых результатов, сколько стараний учащегося с учетом его возможностей, психологических особенностей, ситуации. Некоторые ученики, например, весьма чувствительны и ранимы ко всему, что затрагивает их самооценку. Такие учащиеся болезненно переносят смех в свой адрес, критику, порицание. Поэтому они склонны к психической изоляции, трудно вступают в общение с товарищами и учителями, соревновательная обстановка является для них стресс-фактором. Эти учащиеся ставят перед собой небольшие цели, да и то не очень надеются на успех. Для повышения учебной активности учеников такого психического склада их надо чаще поощрять, замечая даже незначительные успехи. Критику же и тем более порицание им следует высказывать в осторожной форме, лучше не присутствии одноклассников. В то же время настойчивого и уверенного в себе учащегося, да к тому же обладающего хорошими данными для занятий физической культурой, если он не проявляет должного старания, можно и порицать. Порицание вызывает у него лишь стремление доказать учителю, что тот был не прав, это приведет к усилению его активности на занятиях.

Индивидуализация подхода требует предварительного изучения психологических особенностей учащихся, их физических возможностей. Только познав ученика, учитель физической культуры может успешно реализовывать на практике этот дидактический принцип.

2.2. Интерес, как фактор повышающий активность учащихся.

Определим само понятие – познавательный интерес. Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов». Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Учитель воспитывает интерес к своему предмету.

От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение предмета – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.

Познавательный интерес оказывает влияние на личность школьника многозначно. Можно объединить в системе преподавания все три особенности интереса как цели, средства и результата. С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности, как черты личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения или же его мотив.

Когда мы создаём с помощью элементов занимательности, вводимым на разных этапах урока, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения. В этом случае мы используем объективно привлекательные свойства предметов, явлений, событий, процессов (эффектный опыт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления, впечатляющее слово). На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью. Здесь уже интерес выступает как результат обучения.

  Активность, проявляемая учениками на уроке, может быть представлена в двух видах:

- познавательная;

- двигательная.

Познавательная активность учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по предмету. В этом случае ученик придает значение содержательной стороне обучения.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственными, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.

Исходя из данных определений, выделяются два характера факторов, которые обеспечивают активность учащихся на уроках:

- биологические факторы (потребность в движении, потребность в сохранении здоровья);

- социальные факторы (интерес к урокам, чувство удовлетворенности к урокам).

Интерес познавательной деятельности - мощный двигатель обучения и учения. От него зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности.

Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются достаточным разнообразием: стремлением укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т. д.) - Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т. п. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.

Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшими школьниками, прежде всего, управляет интерес к двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов). Они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть. Подростки занимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитием личности (вторичные мотивы). Например, ими движет желание быть похожим на какого-либо "героя", который является их кумиром, эталоном для подражания, или развивать объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей.

Старшеклассники на первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами. Их занятие физическими упражнениями в первую очередь вызвано целью, подготовить себя к конкретной будущей профессиональной деятельности. Каждый учитель физической культуры, который стремится к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся.

2.3. Основы знаний

Самым важным является раздел «Основы знаний», в ходе которого идет формирование новых знаний, умений и навыков. Этот блок содержит в себе весь учебный материал с указанием всевозможных видов деятельности учащихся и использование различных носителей информации.

Содержание специальных основ знаний, так же как и общих, определяется учебной программой. Особое внимание уделяется формированию знаний учащихся по организации и формам самостоятельных занятий физическими упражнениями. Делается это с учётом возрастных особенностей и степени подготовленности школьников.

Так, учащиеся 5-6 классов усваивают значения таких понятий как гигиенические правила занятий, дыхательная система и ее функции, значение физических упражнений, питания, его значение для роста и развития организма. Постепенно от класса к классу значение их раскрывается более широко: так к 7-8 классу - расширяются понятия гигиены умственного труда, как основной формы организации физического воспитания; реакция организма на различные физические нагрузки. Формы самостоятельных занятий: утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры раскрывают ловкость, гибкость в 5-6 классах, а индивидуальное выполнение тренировочных упражнений с целью развития основных двигательных качеств реализуется в старших классах. Соответственно раскрывается и содержание, организация и система отдельных форм самостоятельных занятий. В 5-6 классах даются рекомендации по назначению конкретных упражнений и требований к их выполнению, по составу комплексов, последовательности их выполнения и дозировки. В 7 классе обосновывается новое содержание комплекса. В 8-9 классах знания усложняются: вариативность содержания комплексов определяется в зависимости от используемого инвентаря; дается методика выполнения упражнений силового характера; определяются принципы подбора упражнений и их дозировка.

Развивая активность учащихся 7-8 классов после первоначального ознакомления с новым разделом, предлагается учащимся задавать на понимание вопросы. По их характеру делается вывод об уровне знаний ученика, его умении сравнивать, анализировать, обобщать.

Показывая важность физической подготовки, выносливости, приводятся примеры героизма и мужества спортсменов в разные периоды истории Отечества.

2.4. Межпредметные связи

Межпредметные связи - это, во-первых, целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, во-вторых, организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение идей и методов различных наук друг в друга. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экономических, экологических и социальных проблем общества.

Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно – воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение.

Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:

–  знания приобретают качества системности;

–  умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях;

–  усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;

–  более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности; способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но зайдите в разные школы: их учащиеся по – разному, с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся, повышает эффективность практической направленности обучения.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Обобщенный характер познавательной деятельности позволяет шире применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Межпредметные связи выполняют в обучении географии ряд функций:

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель осуществляет все многообразие их видов. Различают связи

–  внутрицикловые –  (связи с  предметами ест. научн. цикла)

–  межцикловые –  (связи с предметами гуманитарного, математического цикла) .

Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей.

I –  начальный, или подготовительный, –  приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе;

II –  основной, –  представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе –  интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.

Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.

Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; если по двум дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка выставляется по этим предметам.

Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.

Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание дисциплин.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.

2.5 Факторы, способствующие повышению активности.

Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность учащихся на уроке.

Создание положительного эмоционального фона имеет первостепенное значение в классе, включая физическое воспитание. Обычно она формируется до начала урока и должна поддерживаться на протяжении всего урока. Однако в ходе урока эмоциональный фон может меняться. Это зависит от самовосприятия учащихся, их интереса к физической культуре как к предмету, к физической активности, к конкретному уроку или от личности учителя.

Существует несколько основных факторов, которые способствуют эмоциональности класса и вызывают у студентов удовольствие от физической активности.

Атмосфера урока и поведение учителя оказывают значительное влияние на эмоциональность урока, а иногда превращают все происходящее в шутку. Урок физкультуры всегда приносит удовлетворение и радость, когда ученики двигаются, а не сидят скучно на скамейках, когда они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и зримо ощущают результаты своего труда. Чрезмерное возбуждение учителя (суетливость, громкость), как правило, усиливает неорганизованную активность учащихся. Не обязательно смешить и веселить студентов, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи и подбадриванием в случае временных неудач.

Использование игровых и соревновательных методов всегда вызывает сильную эмоциональную реакцию у учащихся в силу их психологических особенностей. Следует иметь в виду, что эта реакция часто может быть настолько сильной, что выполнение учебных заданий становится практически невозможным. Сильные эмоции, по своей природе, угасают спустя долгое время после окончания игры или соревнования, поэтому эти методы следует использовать в классе, определяя их место, форму и степень.

Рекомендуется планировать упражнения в соревновательной форме на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их до освоения техники физических упражнений.

Игра — это привычная форма деятельности для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и возможность для развития (возрастная специфика). С помощью игр, требующих двигательной активности, учащиеся осваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные навыки. При обучении младших школьников важно использовать игры-действия, в которых учитель, создавая конкретное игровое действие для учащихся, включает содержание программы в содержание урока. В этом методе учитель сам должен стать, участником игры, веря в реальность создаваемых им образов и играя соответствующую сюжету роль. По мере взросления школьников следует использовать игры со все большей реалистичностью. Это могут быть различные спортивные игры, сначала с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.

Разнообразие средств и методов, используемых на уроке. Известно, что монотонная физическая нагрузка приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: Монотонность, умственное насыщение.

Существует много способов разнообразить средства и методы обучения: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий, включать различные новые физические упражнения (например, для развития одних и тех же физических качеств можно использовать различные по содержанию упражнения), изменять среду, условия обучения (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающие упражнения в водной части урока).

Правильная постановка целей урока. Исследователи проблем, связанных с изучением активности учащихся в физическом воспитании, указывают на снижение учебной активности учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки в постановке задач урока. Наиболее типичными из них являются следующие:

учитель перечисляет упражнения, которые ученики будут выполнять на уроке, вместо того, чтобы ставить задачу, которую нужно решить;

задача, поставленная учителем, значима для учителя, а не для учеников;

учитель ставит неконкретную задачу («учимся стрелять», «будем учиться играть в баскетбол»);

учитель ставит перед учениками непривлекательные задачи; конкретная и четко поставленная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебное задание соответствовало интересам и потребностям учащихся;

учитель ставит перед учащимися задачу, которую невозможно решить за один урок. Это создает у учащихся впечатление, что усилия, затраченные ими на конкретном уроке, напрасны.

Оптимизация нагрузки учащихся на уроке. Оптимальная нагрузка учащихся на уроке может быть достигнута рядом конкретных организационных и дидактических мер, наиболее важными из которых являются:

Устранение ненужных перерывов в занятиях, которое осуществляется различными способами: путем предоставления спортивного инвентаря всем членам учебной группы; путем проведения подготовительных и подводящих упражнений с учащимися на переменах; путем наблюдения за качеством выполнения учащимися упражнений своими одноклассниками;

введение постоянного контроля учителя над учениками на протяжении всего урока (ученики предупреждаются, что все их действия и поведение будут оцениваться, причем оцениваться будет, не только уровень знаний, умений и навыков, полученных на уроке, но и их активность, внимание и дисциплина);

Вовлечение всех учащихся в учебную деятельность, включая тех, кто освобожден от занятий физкультурой. Освобожденным, присутствующим на уроке, дается задание внимательно следить за тем, что делают остальные, и мысленно выполнять все упражнения. Хорошо известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных навыков, но и развивает (в небольшой степени) физические качества. Освобожденные студенты должны быть вовлечены в оценку и в роли помощников-организаторов.

2.6. Самостоятельные занятия

В числе основных задач физического воспитания следует считать задачу, связанную с формированием у учащихся потребности в физическом самосовершенствовании.

Проблема самостоятельных занятий физическими упражнениями учащихся рассматривается в педагогической литературе [1]. Однако, в указанной работе вопрос организации самостоятельной работы раскрыт не в полном объеме. Проблема зависит, прежде всего, от теоретических знаний и практической технологии. Один из способов выйти из сложившейся ситуации - это физические упражнения, выполняемые школьниками самостоятельно. Чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать умения и навыки.

Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий. Это во-первых, общеразвивающие упражнения; они являются содержанием утренней гимнастики, динамических пауз во время приготовления уроков. Во-вторых, прочные навыки ходьбы и бега. С них начинается или заканчивается каждое самостоятельное занятие. Помимо овладения двигательными навыками и умениями каждый ученик должен анализировать полученный результат, измерять уровень развития основных двигательных качеств, подсчитывать изменения чистоты сердечных сокращений.

Важным качеством является способность организовывать подвижные и спортивные игры, которые часто используются во время самостоятельных занятий и овладевать навыками судейства; умение пользоваться иллюстрациями, таблицами, в которых описаны те или иные упражнения. Нет необходимости доказывать, что лишь овладевая достаточно высоким кругом знаний, учащиеся получат возможность грамотно и осмысленно заниматься физическими упражнениями, важно уметь планировать самостоятельные занятия - значит учить школьников думать как при выполнении упражнений, так и при самостоятельном подборе заданий, который можно поручать ученикам в соответствии с возрастом уже с младших классов.

В процессе организации самостоятельных занятий соблюдаются следующие условия:

- упражнения должны быть не сложными по координации и не требующие страховки;

- необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений;

- задания получают после ознакомления с учебным материалом на уроке;

- задания подробно объясняются, чтобы учащиеся ясно представили содержание, технику выполнения упражнения; для самостоятельного выполнения подбираются упражнения, количественные результаты которых при систематическом выполнении увеличиваются через определенное время; для формирования позитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходимо постоянная, положительная мотивация к физической культуре, так как отношение учащихся к урокам, интерес к самостоятельному выполнению физических упражнений является одним из важных условий эффективности самостоятельной деятельности.

III. Заключение

На формирование заинтересованности в занятиях физической культурой направлены использование всех видов проблемно-развивающего обучения, поиск и применение оптимального сочетания разных его методов, форм индивидуальной, коллективной и групповой работы с учётом возрастных особенностей школьников. Перед учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на занятиях, разнообразить средства и методы проведения урока, используя для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств разнообразные и меняющиеся частично от урока к уроку упражнения. Только положительное отношение к учению может обеспечить полноценное усвоение учебного материала. Таким образом, уроки физической культуры приобретают творческий характер. В условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общения повышается двигательная и познавательная активность учащихся, расширяется их общий кругозор. При снижении динамического напряжения укрепляется эмоциональное и психическое здоровье, изменяется отношение ученика к самому себе и окружающим. Приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья, формируется положительное отношение к урокам физической культуры и спорта.



Литература

 

1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Просвещение, 1998.

2. Арефьев В.Г., Столитенко В.В. Физическое воспитание в школе. М.: Просвещение, 1997

3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.: 2000

4. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. 1978

5. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. — Мн.: Народная асвета, 1980.

6. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. М.: Просвещение, 2001

7. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. М.: Мастерство, 2002



18