СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности на уроках в начальной школе»

Развитие познавательной активности на уроках в начальной школе

Заседание ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ №5 .

Дата заседания: 29.05.2017.

Тема: «Анализ результатов деятельности МО учителей начальной школы»

Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двухсторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом конечный результат усилий педагога заключается в формировании и становлении собственной активности учащегося. Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень или, другими словами, интенсивность в активном познании. Однако, учителю нужно работать и с тем школьником, который пассивно принимает знания. И с таким, который "включается” в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, и с тем, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычной. Опытный учитель с первых же уроков в новом классе может мысленно разделить учащихся по степени познавательной активности. Но существуют объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д. Все это дает возможность выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный, творческий.

Учащимся с нулевым уровнем познавательной активности несвойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой учеников нужно помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. В момент ответа не стоит перебивать их или задавать неожиданные каверзные вопросы.
Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной деятельности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычайными приемами преподавания. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако, при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Стратегия учителя в работе с относительно активными учащимися заключается в том, чтобы помогать им включиться в учебную деятельность. Но и поддерживать для них эмоционально-актуальную атмосферу на протяжении всего урока.
Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Они всегда выполняют домашние задания, помогают учителям, главное в них - стабильность и постоянство. Для этой группы учащихся: особо ролевые ситуации. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.д.). Главные достоинства этих учащихся привлекают учителей. Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Их называют "зубрилками” за усидчивость и прилежание. Кажущаяся легкость, с которой им дается учеба – результат более ранних усилий ученика: умение сосредоточиться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить всю эту цепочку. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост. Если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Основными приемами, стимулирующими учащихся на исполнительно-активном уровне. Можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Основная стратегия учителя в работе с учащимися высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении.
Педагогическая работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.

Главным критерием урока должно стать включение в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. На практике я стараюсь каждый урок строить так, чтобы были вовлечены в работу и увлечены ею все дети без исключения.

Разнообразные формы, методы, средства обучения дают возможность активизировать познавательную деятельность. Максимально повысить уровень познавательной активности помогут активные методы обучения, такие методы побуждают детей к старательному учению.

Рассмотрим некоторые методы, которые способствуют активизации познавательной деятельности.

Мотивационные методы. Они делятся на четыре группы: эмоциональные, познавательные, социальные и волевые.

Эмоциональные методы: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха, cтимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть замеченным.

Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску, выполнение творческих заданий, «мозговая атака». Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным, побуждение подражать лучшим, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах, взаимопроверка, взаимооценка.

Волевые методы: информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учёбе, предъявление учебных требований, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция рефлексия поведения.

На этапе мотивации можно включать в урок познавательные игры. В процесс урока необходимо включать:

 Наглядность и демонстрационнные средства

 Индивидуальную и групповую работу;

 Ролевые и деловые игры;

 Современные информационные технологии.

Когда новый материал усваивается на уроке с помощью методов выводящих учащихся на эмоциональный путь усвоения знаний, усиливается

роль сопутствующего закрепления, а организация учебной деятельности чаще всего построена на групповые или коллективные способы.

Немаловажными являются факторы, которые побуждают учащихся к познавательной активности:

 творческий характер является стимулом к познанию, и определяется он с таких позиций как: творческой фантазией, уровнем мотивации, оригинальностью метода решения.

 исследовательский характер направлен на пробуждение у учеников творческого интереса, побуждает к самостоятельному поиску новых знаний. Например, проведение учебного эксперимента, нетрадиционная форма занятия.

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, самоорганизации.

Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью формируется познавательный интерес.

Сам процесс активизации познавательной деятельности педагогически управляем, достигнуть успехов в решении проблемы можно, только если регулярно применять различные пути активизации познавательной деятельности в совокупности.