Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии.
Учитель биологии и химии Ахметова Л.Г
ТОО «Школа-Гимназия и Колледж КАЗГЮУ».
Формирование познавательной активности имеет важное значение для осознанного усвоения знаний по курсу биологии и химии. Исходя из концепций современного образования задача учителя заключается не только в последовательном и логическом изложении основ науки, но и в создании на уроках таких условий, которые позволят учащимся реализовать свои способности, активизировать творческие и познавательные, возможности в процессе обучения.
Современный урок –это результат взаимодействия учителя и учащихся. За последние годы классно-урочная система претерпела кардинальные изменения: учитель перестаёт быть информатором, а ученик из пассивного и исполнительного становится активным участником учебного процесса.
Современный урок –это постоянный поиск ответа на вопрос о том, как сделать так, чтобы заинтересовать ученика предметом, чтобы он увлечённо работал на уроке.
К современному уроку предъявляют самые высокие требования:
- развитие личностных качеств учащегося.
- использование различных приёмов обучения.
В педагогической практике существуют множество различных приёмов развития познавательной активности учащихся.
Вот лишь некоторые из них:
- использование ИКТ
- игровые технологии
- познавательные задания
- практико-ориентированные задачи
- технология коллективно-индивидуального мышления
- технология уровневой дифференциации на уроках.
Информационные- коммуникативные (ИКТ) технологии позволяют накоплению дидактического материала по предмету, помогают решить проблему, связанную с мотивацией образования, подготовки учащихся к ЕНТ, олимпиадам и др. ИКТ дают возможность сформировать у учащихся базовые компетенции современного человека, а именно, информационные, коммуникативные, самоорганизации, самообразования/
Игровые технологии –эффективный приём развивающего личностно-ориентированного обучения . К игровым технологиям можно отнести нетрадиционные формы урока: урок-игра, урок-путешествие, различные занимательные дидактические игры: «Пасьянс», «Лото», «Крестики-нолики», «Задачи-сказки», «Кроссворды» и др.
Познавательные задания –превосходная «гимнастика » для ума, они способствуют развитию логического мышления. Это эффективное методическое средство, обеспечивающее творческое усвоение учебного материала. Приведу пример такого задания на тему «Оксиды», 8 класс.
Задача. Классифицируйте оксиды, формулы которых :
K2O SO2 AI2O3 MnO Cr2O3 CO2 Mn2O7 P2O5 CaO CrO3
При сравнении свойств возникает ситуация конфликта: оксиды марганца и хрома отнесены к кислотным.
Проблема: В каких случаях оксиды металлов могут быть отнесены к кислотным?
Задачи такого типа способны показать как глубоко связана химия с жизнью человека. Такие задачи направлены на:
- формирование умений использовать элементарные знания
- выбор (создание) модели, которые превращают с виду житейскую ситуацию в
привычную задачу
- связь с другими предметами
- прочное усвоение информации, т.к. всё выученное ассоциируется с конкретны-
ми действиями и событиями, а не с абстрактными символами и общими
принципами
- развитие интереса к предмету
- применение знаний для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни.
Например, задача для учащихся 8 класса по теме «Свойства оксидов».
Почему человеку нечаянно выпившему соляную кислоту, рекомендуют принять водную суспензию магнезии?
Ответ: жжёная магнезия –это оксид магния, он проявляет основный характер и нейтрализует кислоту.
Задача для учащихся 9 класса по теме « Реакции ионного обмена».
Почему в качестве противоядия при попадании ионов ртути в организм используют сульфид натрия? Составьте уравнение химической реакции ионного обмена, понижающей концентрацию токсичного катиона ртути в результате образования малорастворимого сульфида.
Задача для 10 класса по теме «Вывод молекулярной формулы веществ».
Почему клюква и брусника могут храниться долгое время в свежем виде без сахара? (т.к. в них содержится прекрасный консервант –бензойная кислота)
Задача: установите молекулярную формулу бензойной кислоты, если массовая доля углерода в ней – 68,85 %, водорода – 4,92 %, кислорода -26,23 %. Молекулярная масса кислоты 122г/моль.
Эффективным средством формирования и развития самостоятельности в обучении является технология коллективно-индивидуальной мыслительной деятельности (работа в парах, группах) (слайд 9). Она имеет большое воспитательное значение, т.к. способствует формированию нравственных качеств учащихся: коллективизма, способности к взаимовыручке, умению дружить, стимулируют познавательную активность, обучению работе с литературой.
Работу в группах можно разделить на три этапа:
- создание творческих микрогрупп, постановка проблемы и выбор средств для
достижения цели
- определение способов совместной деятельности и обсуждение результатов
- осознание методов деятельности.
Дети, которых мы обучаем очень разные. Одни –внимательны и легко усваивают учебный материал, другие –полная противоположность. Но научить надо всех. Отсюда необходимость использования индивидуальных дифференцированных заданий оптимальной для каждого ученика трудности.
Для организации индивидуальной работы необходимо:
- выяснить индивидуальные способности каждого ученика, уровень знаний и умений
- для самостоятельной работы нужны карточки, содержащие задания
- для восполнения пробелов знаний эффективны разнообразные алгоритмические и программированные упражнения, т.к. в них материал разделён на логически связанные порции.
Задания различных видов, которые целесообразно применять при организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся:
- задания с алгоритмическими предписаниями, например, составьте формулу соединения фосфора с кислородом и даётся к задаче алгоритм составления формул; -с сопутствующими указаниями, инструкциями, например, составьте формулу гидроксида фосфора (V) и указание к заданию: гидроксиды неметаллов проявляют свойства кислот, т.е. содержат атомы водорода, которые как и атомы элемента, образующего гидроксид, проявляют положительную степень окисления; -с выбором правильного ответа, такие задания содержат варианты ответов, например: в реакции CI2 + KOH = KCIO3 + KCI + H2O хлор выступает в роли :
а) окислителя б) восстановителя в) и окислителя и восстановителя; -с неоконченным решением, в таких заданиях те части решения, которые представляют определённую трудность для учащихся , выполнены. Нужно закончить решение; -с образцом выполнения, для усвоения способа решения задач предлагается образец, следуя которому учащийся решает задачу;
-с вспомогательными вопросами, дидактическая цель применения вопросов состоит в том, чтобы помочь учащемуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа выполнения задания или побудить его мыслить в нужном направлении; -имеющими пропуски в тексте, например, задача: продукт любой химической реакции состоит из тех же самых …, из которых состояли … . Атомы при химических реакциях сохраняются, значит, сохраняется и … всех атомов. Следовательно, продукты любой химической реакции должны иметь такую же …, какова была общая масса … веществ.
Решение достаточно большого количества задач каждого типа даёт возможность слабоуспевающим освоить уровень А, а остальным –попробовать свои силы в решении усложнённых задач. При переходе к каждому новому типу задач учащиеся стремятся выполнить задания части В и С независимо от успехов в предыдущей деятельности. Это создаёт для каждого ситуацию успешности и способствует более прочному усвоению знаний и умений.
Развитие умственных способностей предполагает индивидуальный подход не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий.
Индивидуальное домашнее задание направлено на отработку умений и навыков, полученных на уроках.
Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся были заинтересованы в её результатах, чтобы работа, имеющая индивидуальный характер, приносила ощущение радости познания.
Одним из методических приемов развития познавательной деятельности учащихся на уроках биологии является работа с биологическим рисунком. Рисунок позволяет выделить, сместить фокус на одну деталь или комплекс, отделяя важное. В этом неоспоримые преимущества биологического рисунка.
Рисунок - это предметный профессиональный навык биолога.
1)Это развитие наблюдательности.
2)Это анализ, синтез, сравнение.
3)Это постановка вопросов, которые выводят на исследования.
4)Это пространственное мышление.
5)Это работа с особенностями нашего зрительного анализатора, понимание иллюзий и искажений, которые предоставляет нам живая оптическая система.
6)Это внимательность к мелочам, которые приводят к некоторым закономерностям.
7)Это независимость от капризов техники.
8)Это способ осмысления и визуальной запоминания информации.
При обучении учащихся биологии используют метод моделирования: Моделирование – это основной метод исследования во всех областях знаний. Методы моделирования используются для оценок характеристик сложных систем и принятия научно обоснованных решений в разных сферах человеческой деятельности. Существующую или проектируемую систему можно эффективно исследовать с помощью математических моделей (аналитических и имитационных) с целью оптимизации процесса функционирования системы. Моделирование позволяет изучать какой-либо процесс или явление, а также направления эволюции путём воссоздания их в виде более простого объекта при помощи современных технологий и оборудования. Теория моделирования – теория замещения объекта-оригинала его моделью и исследования свойств объекта на его модели. Модель (объекта-оригинала) (от лат. modus – «мера», «объем», «образ») – вспомогательный объект, отражающий наиболее существенные для исследования закономерности, суть, свойства, особенности строения и функционирования объекта-оригинала
Проектная деятельность учащихся также является одним из методов развивающего обучения, которая направлена на развитие познавательной деятельности учащихся, на выработку самостоятельных исследовательских умений, помогает развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является познание и применение учащимися навыков, умений и знаний, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачами проектной деятельности являются:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
В современной методической системе обучения и успешное овладение знаниями учащихся в общеобразовательной школе невозможно без интереса детей к учебе, без развития познавательной деятельности учащихся. Актуальны является также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеклассной работы- является олимпиада по предмету. Она способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний. Предметная олимпиада — это вид интеллектуальных соревнований, основанный на демонстрации знаний в области одной конкретной дисциплины. Предметные олимпиады — классическая форма работы с одаренными учащимися, помогающая решать целый ряд важных задач по их развитию и воспитанию.