СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики на основе дифференцированного подхода».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Особое значение в своей работе уделяю теме «Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики на основе дифференцированного и индивидуального подхода». Слежу за новинками методической литературы, использую в работе различные словари, справочники, энциклопедии, журналы и другие пособия. Использую опыт коллег по работе, посещая открытые уроки и участвуя в работе ШМО, КМО и РМО учителей начальных классов, семинарах, конкурсах, вебинарах.

 

 

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики на основе дифференцированного подхода».»

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики на основе дифференцированного и индивидуального подхода"

В своей работе особое значение я уделяю теме «Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики на основе дифференцированного и индивидуального подхода». Слежу за новинками методической литературы, использую в работе различные словари, справочники, энциклопедии, журналы и другие пособия. Использую опыт коллег по работе, посещая открытые уроки и участвуя в работе ШМО, КМО и РМО учителей начальных классов, семинарах, конкурсах, вебинарах.

Все эти годы прошли в постоянном поиске новых форм и методов обучения, изучаю и внедряю в учебный процесс опыт учителей-новаторов, учёных страны. В современной школе, в век новых технологий учителю в процессе обучения и воспитания приходится осваивать современные образовательные и информационно-коммуникативные технологии. Педагогические технологии применяю в своей работе. Информационно-коммуникационные технологии на данный момент теоретически и практически освоены. Думаю, что и в дальнейшем я их продолжу применять.

Особенно близки мне технология деятельностного метода и технология проблемно-диалогического обучения. Часто использую технологию игровых методов. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Много внимания уделяю здоровье сберегающей технологии. Свой рабочий день начинаем с небольшой физзарядки. На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения для глаз, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук – пальчиковые игры, для развития моторики, памяти, внимания.

Обновление содержания образования вплотную коснулось самых маленьких школьников. Много интересного происходит в начальной школе, предлагают различные УМК. Теоретически знакома со всеми учебно-методическими комплектами.

Вся работа моя строится с учётом личности ребёнка, его потенциала и возможностей. Педагогическая диагностика позволяет мне выбирать оптимальные формы и методы работы, варьировать их применительно к каждому ребёнку. Главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием, чтобы каждый ребёнок смог ответить несколько раз, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом, прикосновением. Главное в своём педагогическом почерке, я считаю, умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке.

На уроках чтения работаю над формированием и развитием у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с развитием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа:

- над умением постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

- над развитием у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- над расширением кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;


- над обогащением нравственно-эстетического опыта ребёнка.

Детям нравятся уроки чтения. Интерес к чтению прививаю с первых уроков обучения грамоте. Разнообразные формы и методы обучения грамоте приносят хорошие результаты.

Основная задача уроков русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков; работаем над обогащением словарного запаса; толкованием слов; обращаемся к истокам слова; подбираем однокоренные слова, синонимы, антонимы; разбираем фразеологизмы. Детям очень нравится выполнять творческие работы. Многие любят писать сочинения, изложения с элементами сочинения – быть в роли автора. Вместе с ними анализируем работы, отмечаем удачные моменты, исправляем недостатки. Огромное внимание уделяю письму под диктовку: слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты. При прохождении программы по русскому языку постоянно нахожусь в условиях дефицита времени. Это обуславливается тем, что психологические возможности детей разные, объём материала достаточно велик, да и задачи довольно сложные. Поэтому возникла острая необходимость искать другой подход к преодолению проблем. Такой выход был мною найден. Он заключается в изменении подхода к обучению на разных этапах урока. Это разработка индивидуальных перфокарт. Они составлены на разные темы в разных классах. Перфокарта не только средство экономии времени, но и способ повышения интереса к предмету, познавательной активности

В области математики уделяю значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений. Много времени отвожу обучению решению текстовых задач, стараюсь, чтобы каждый урок математики, проведённый мною, остался у них в памяти, понравился, был познавательным и, конечно, занимателен. Занимательности на уроке отвожу одно из главных мест и считаю, что без этого урок скучен, неинтересен ребятам. Этот предмет трудный, но дети его с нетерпением ждут. На урок «приходят» различные герои сказок со своими заданиями. Дети с большим интересом включаются в урок, и он проходит быстро, интересно и даёт хороший результат. На этом уроке, на практике осуществляю вопрос дифференцированного обучения младших школьников.

Работая над проблемой «Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики на основе дифференцированного и индивидуального подхода» изучила литературу по темам:

  1. Дифференцированный подход в обучении;

  2. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках

математики;

  1. Разработала систему тематических разноуровневых обучающих и контрольных

  2. диагностических заданий и апробировала их;

  3. Проанализировала результаты.








Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям. Кроме того, при дифференцированном обучении школьников, обучаясь по программе, имеют право и возможность на разных уровнях усваивать учебный материал, но они должны быть не ниже уровня обязательных требований. Также дифференциация предлагает вариативность темпов изучения материала, различия учебных заданий, выбор разных видов деятельности. Опыт показывает, что слабые ученики охотно выполняют задания, содержащие инструктивный материал, особенно те упражнения, в которых приведены данные для самоконтроля. Учитывая возможности каждого ученика, составила по математике разноуровневые задания по определённым темам во всех классах.

Задания разбиты по уровням сложности

1 уровень - для детей с хорошими математическими способностями;

2 уровень – средние способности;

3 уровень – низкие способности;

В первый уровень входят как обязательные, так и задания творческого характера.

Второй уровень сосредотачивается на упражнениях, которые требуют старания, хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развитий этих положений. Третий уровень возвращает учащихся к основным моментам обязательной темы.

Проверку усвоения пройденного материала провожу также дифференцированно.

Задания первого уровня выполняются учащимися в режиме «самоконтроль», а задания второго и третьего поочерёдно выполняются у доски или на индивидуальных досках с опросом по заранее составленным вопросам.

Самостоятельные и контрольные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. Также при проведении контрольных работ используется несколько вариантов: для сильных учеников более сложные задания, что исключает списывание и даёт индивидуальный подход к каждому ребёнку. Хочу сказать, что все учащиеся любят работать самостоятельно, ведь предложенные задания соответствуют их возможностям. Каждый стремится решить не только задание, предложенное ему, но и попробовать свои силы при выполнении более сложного задания. Проводя такую работу, чувствую, что ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, классифицируют, группируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения.

Таким образом, дифференцированная работа с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка позволяет справляться с решением учебных задач всем учащимся, обеспечивает не только минимальную всеобщую грамотность и соответствующее общее развитие учащихся, но и полноценную математическую подготовку оптимального контингента учащихся.

Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но интересный. Приоритетной задачей этого курса «является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого». Этот предмет рассматривает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний нашей планеты, о странах и народах мира. Дети любят этот предмет, так как на уроках ученики ведут наблюдения за


явлениями природы, выполняют практические работы и простейшие опыты.

На уроках окружающего мира проводим беседы, дидактические игры, экскурсии, учебные прогулки, встречи с людьми разных профессий. Занятия проводим и на улице, и в помещении, и в музеи. Вся эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, лепкой, а дети всё это делают с большим удовольствием. Работа, начатая на уроке, продолжается в той или иной форме и дома. Стараюсь, чтобы родители в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы. Это составление кроссвордов, сообщений, получение информации от взрослых, путём прочтения «умных» книг.

На всех уроках использую большой дидактический материал, который сама разрабатываю в виде карточек, тестов, игр для активизации мыслительной деятельности. На уроках использую дифференцированные методы, вариативные задания, самоконтроль, взаимоконтроль. Также пробую индивидуальную, подгрупповую, коллективную деятельность на уроке. Учу своих детей от простого к сложному, учу тому, без чего в жизни человеку не обойтись, умело вовлекаю детей в активный учебный процесс. Применяемые разнообразные методы обучения подчинены главной задаче – формированию самостоятельности, желанию учиться, добывать новые знания, поддерживанию высокой работоспособности. Главная же цель моей работы – научить мыслить ребёнка. Поэтому работу на уроках стараюсь организовать так, чтобы она давала как можно больше пищи мыслям, чувствам и волевым проявлениям личности учащегося, систематически работаю над развитием познавательного интереса.

Каждый учитель начальных классов, как известно, является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Я воспитываю детей и на уроках и во время проведения различных внеклассных мероприятий. За годы работы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы, КВН и многое другое. Все дети принимают в них активное участие и с большим удовольствием.

Много внимания уделяю работе с родителями. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу разные анкеты, тесты, обсуждаем ситуации. Также посещаю «трудные» семьи, провожу индивидуальные беседы, вовлекаю родителей во все внеклассные мероприятия. Моими помощниками являются члены родительского комитета. Они организуют досуг детей в классе, ремонт, участвуют в других организационных вопросах.

В 2016 учебном году набрала 1 класс. В классе 13 учеников. Все они разные и по возрасту, и уровню развития, и по характеру. С первых дней пребывания детей в школе, выясняю уровень личной, нравственно-волевой и интеллектуальной готовности детей, ищу тропинки к их взволнованным сердцам, работаю над сплочением класса, как коллектива.

Дальнейшая задача воспитания – сплочение коллектива и развитие самоуправления в классе. В процессе обучения буду больше уделять внимание дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Добиваться этого буду повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду продолжать работу над своей педагогической проблемой и темой самообразования.