Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
Развитие профессионального мастерства педагога
через реализацию ИОМ
Подготовила: Вишневская Л.Ю.,
воспитатель
высшей категории
ноябрь, 2023 год
«Мастерство — это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора».
А.С. Макаренко
Одна из форм развития профессионального мастерства педагога – это индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы; это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности.
Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения ИОМ являются:
изменения, происходящие в образовании;
запросы и потребности участников образовательного процесса.
Основополагающими моментами индивидуального образовательного маршрута являются, с одной стороны, мотивационная сфера педагога, а с другой – его индивидуальные образовательные потребности как профессионала.
Содержательную сторону ИОМ составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного специалиста, но и для педагогического сообщества ОУ.
В организационном контексте индивидуальный образовательный маршрут реализуется в трёх взаимосвязанных плоскостях, таких как:
1. профессиональное самообразование педагога (изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, прохождение курсов повышения квалификации профессиональной переподготовки);
2. деятельность педагога в профессиональном сообществе (руководство или участие в работе МО, творческих, рабочих и проблемных группах)
3. участие в методической работе.
Выбор ИОМ определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его учеников и их родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагогического коллектива;
возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся и их родителей;
возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.
Условия эффективности разработки ИОМ:
осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ;
осуществление целенаправленной деятельности по формированию у педагогов устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута;
осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса разработками ИОМ;
включение педагогов в деятельность по созданию ИОМ;
организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Алгоритм разработки ИОМ педагога состоит из 4 этапов.
1-й этап. Диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога.
На основе результатов диагностических процедур выявляются профессиональные дефициты и затруднения, потребности и запросы педагога.
2-й этап. Составление на основе полученных результатов ИОМ, т.е. проектирование индивидуального образовательного маршрута.
Педагог составляет план работы на определенный период.
3-й этап. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в
зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном
учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации
конкретных образовательных линий).
4-й этап. Рефлексивный анализ эффективности ИОМ.
Оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своего профессиональной мастерства.
В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:
профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);
психологические и педагогические (анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);
методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);
IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).
Для удобства ИОМ может быть оформлена в табличной форме.
Проектирование и реализация собственного ИОМ становится для педагога ситуацией «проживания инноваций», обеспечивает возможность саморазвития и самообразования, удовлетворения личных потребностей с возможностью планировать своё время в соответствии с образовательными запросами и возможностями.