СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разные  приёмы  развития  речевой  деятельности  учащихся  на  уроках  русского  языка  в  5 - 11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речевой деятельности учащихся на уроках русского языка»

Ассоциативный ряд; Опорный конспект; ИНСЕРТ (Интерактивная система записи для более эффективного чтения, размышления и развития речи учащихся; Мозговая атака; СИНКВЕЙН; Эссе; Ключевые слова – термины; Перепутанные логические цепочки; Лингвистическая аллюзия (намёк);
  • Ассоциативный ряд;
  • Опорный конспект;

ИНСЕРТ (Интерактивная система записи для более эффективного чтения, размышления и развития речи учащихся;

  • Мозговая атака;
  • СИНКВЕЙН;
  • Эссе;
  • Ключевые слова – термины;
  • Перепутанные логические цепочки;
  • Лингвистическая аллюзия (намёк);
Исследование текста; Работа с текстами разных стилей. жанров; Нетрадиционные приёмы, используемые в начале учебного занятия :  -ученики говорят друг другу комплименты (при изучении прилагательных и наречий); Обосновывают актуальность темы урока и формулируют цель своей работы;
    • Исследование текста;
    • Работа с текстами разных стилей. жанров;
    • Нетрадиционные приёмы, используемые в начале учебного занятия :
    • -ученики говорят друг другу комплименты (при изучении прилагательных и наречий);
    • Обосновывают актуальность темы урока и формулируют цель своей работы;
    Составляют вопросы к теме урока; Обмениваются своими впечатлениями о том, как они сделали творческую домашнюю работу; Предлагают эпиграф к уроку, подобранный дома; Определяют ключевое слово в теме урока и подбирают к нему ассоциации; Читают наизусть или приводят примеры из художественных произведений;
      • Составляют вопросы к теме урока;
      • Обмениваются своими впечатлениями о том, как они сделали творческую домашнюю работу;
      • Предлагают эпиграф к уроку, подобранный дома;
      • Определяют ключевое слово в теме урока и подбирают к нему ассоциации;
      • Читают наизусть или приводят примеры из художественных произведений;
      Выражают словами настроение сегодняшнего дня; Нетрадиционные приёмы, используемые в конце учебного занятия на этапе флексии : Составить синквейн по теме урока;  используя приём «открытый микрофон», оценить своё участие в работе на уроке и обосновать ответ; Написать фрагмент письма соседу по парте
        • Выражают словами настроение сегодняшнего дня;
        • Нетрадиционные приёмы, используемые в конце учебного занятия на этапе флексии :
        • Составить синквейн по теме урока;
        • используя приём «открытый микрофон», оценить своё участие в работе на уроке и обосновать ответ;
        • Написать фрагмент письма соседу по парте
         письмо можно начать словами «Хочу сказать тебе…»; Создание собственного устного или письменного высказывания; Изложение с продолжением (изменение финала);  Использование приёма чтения с прогнозируемым, управляемым изложением и других элементов технологии развития критического мышления.

        письмо можно начать словами «Хочу сказать тебе…»;

        • Создание собственного устного или письменного высказывания;
        • Изложение с продолжением (изменение финала);
        • Использование приёма чтения с прогнозируемым, управляемым изложением и других элементов технологии развития критического мышления.
        Сказка про –чик- и –щик-.  Я расскажу свою сказку про суффиксы –чик-, щик-. Они с детства недруги. Потому что у суффикса –чик- есть 5 друзей – д-т, з-с, ж, а у суффикса –щик- их нет. Однажды ему захотелось с ними подружиться, но они его прогнали. Тогда –щик- рассердился на них, и когда мы пишем суффиксы –чик- или –щик-, суффикс всегда путает ребят, и они допускают ошибки. Но с суффиксом –чик- всегда рядом его верные помощники, которые приходят к ребятам вовремя, они делают проверку, и ребята пишут –чик- согласно правилу. -Щик- на них обижается. Желтухина В., 5 кл.

        Сказка про –чик- и –щик-.

        Я расскажу свою сказку про суффиксы –чик-, щик-. Они с детства недруги. Потому что у суффикса –чик- есть 5 друзей – д-т, з-с, ж, а у суффикса –щик- их нет. Однажды ему захотелось с ними подружиться, но они его прогнали. Тогда –щик- рассердился на них, и когда мы пишем суффиксы –чик- или –щик-, суффикс всегда путает ребят, и они допускают ошибки. Но с суффиксом –чик- всегда рядом его верные помощники, которые приходят к ребятам вовремя, они делают проверку, и ребята пишут –чик- согласно правилу. -Щик- на них обижается.

        Желтухина В., 5 кл.

        Край. Любимый, родной. Любит, ценит, кормит. Мой любимый родной край. Родина! Весна. Ясная, солнечная. Цветет, радует, манит. Весна приносит радость,ласку. Красота!  Фёдорова К., 5 кл.

        Край.

        Любимый, родной.

        Любит, ценит, кормит.

        Мой любимый родной край.

        Родина!

        Весна.

        Ясная, солнечная.

        Цветет, радует, манит.

        Весна приносит радость,ласку.

        Красота!

        Фёдорова К., 5 кл.

        Какие из приведенных оборотов являются правильными, а какие ошибочными? Маслить маслом, варить варенье, работать работу, угощать гостей, петь песни, жарить жаркое, писать письмо. Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом. Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувство гордости за наших героев- космонавтов. Он вполне ясно объяснил нам это.
        • Какие из приведенных оборотов являются правильными, а какие ошибочными?

        Маслить маслом, варить варенье, работать работу, угощать гостей, петь песни, жарить жаркое, писать письмо.

        • Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом.

        Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувство гордости за наших героев- космонавтов.

        Он вполне ясно объяснил нам это.

        Вставьте подходящие слова в данные словосочетания: (Волнистая, волнующая, волновая) поверхность реки, природа звука, равнина. У него был (волнистый, взволнованный) вид, волосы. Составьте предложения на тему «Весенний лес», употребив сложные существительные и прилагательные на основе следующих сочетаний слов: с длинным хвостом, зеленые листья, разный цвет, много голосов.
        • Вставьте подходящие слова в данные словосочетания:

        (Волнистая, волнующая, волновая) поверхность реки, природа звука, равнина.

        У него был (волнистый, взволнованный) вид, волосы.

        • Составьте предложения на тему «Весенний лес», употребив сложные существительные и прилагательные на основе следующих сочетаний слов: с длинным хвостом, зеленые листья, разный цвет, много голосов.
        Мой родной край.  Я живу в поселке Ксеньевка. Это очень красивое место. Весной здесь цветут подснежники, багул на пригорках и на большом поле. Мы часто ходим на речку, любим ходить на пикник на Собачку – прекрасное место, где много деревьев… Верхотурова Полина, 5 кл. Моя мама лучше всех!  Мама! Она подает мне руку, согревает своим теплом, в трудную минуту приходит мне первой на помощь. Мне нравится, когда она улыбается, когда мы с ней в огороде сажаем, поливаем. Мама всегда находит минуту побыть со мной. Мама, как солнечный лучик согревает и оберегает нас…  Руденко Катя, 6 кл.

        Мой родной край.

        Я живу в поселке Ксеньевка. Это очень красивое место. Весной здесь цветут подснежники, багул на пригорках и на большом поле. Мы часто ходим на речку, любим ходить на пикник на Собачку – прекрасное место, где много деревьев…

        Верхотурова Полина, 5 кл.

        Моя мама лучше всех!

        Мама! Она подает мне руку, согревает своим теплом, в трудную минуту приходит мне первой на помощь. Мне нравится, когда она улыбается, когда мы с ней в огороде сажаем, поливаем. Мама всегда находит минуту побыть со мной. Мама, как солнечный лучик согревает и оберегает нас…

        Руденко Катя, 6 кл.

        Игра «Переводчик». Игра «Эрудит». Игра «Корректор». Игра «Бумеранг».
        • Игра «Переводчик».
        • Игра «Эрудит».
        • Игра «Корректор».
        • Игра «Бумеранг».
        Письмо по памяти. Тихо струи (тся, ться) река с..ребристая В царств.. вечернем з..леной весны. Со..нце сади (тся, ться) за горы л..систые, Рог золотой выплыва..т луны. Задание: 1.Спишите фрагмент стихотворения, соблюдая орфографические нормы; выпишите все словосочетания; 2.Выучите наизусть, напишите по памяти; 3.Является ли отрывок текстом? Определите стиль речи.
        • Письмо по памяти.

        Тихо струи (тся, ться) река с..ребристая

        В царств.. вечернем з..леной весны.

        Со..нце сади (тся, ться) за горы л..систые,

        Рог золотой выплыва..т луны.

        Задание:

        1.Спишите фрагмент стихотворения, соблюдая орфографические нормы; выпишите все словосочетания;

        2.Выучите наизусть, напишите по памяти;

        3.Является ли отрывок текстом? Определите стиль речи.

        Сочинение-миниатюра. 1.Продолжите предложения, используя имена существительные из упражнения 749 и 751. вставьте пропущенные буквы. Дом..к Гном..ка был очень маленьким, он был сделан из ___________. В дом..ке стояли__________. На стол..ке л..жали________. Гном...к шел на прогулку в ______ или _______. 2.Допишите текст, используя существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обозначьте их.
        • Сочинение-миниатюра.

        1.Продолжите предложения, используя имена существительные из упражнения 749 и 751. вставьте пропущенные буквы.

        Дом..к Гном..ка был очень маленьким, он был сделан из ___________.

        В дом..ке стояли__________.

        На стол..ке л..жали________.

        Гном...к шел на прогулку в ______ или _______.

        2.Допишите текст, используя существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обозначьте их.

        Устное высказывание. 1.Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. 2.Какова роль этого предложения в тексте? 3.Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение).
        • Устное высказывание.

        1.Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

        2.Какова роль этого предложения в тексте?

        3.Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение).

        Устное высказывание. 1.Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. 2.Какова роль этого предложения в тексте? 3.Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение).
        • Устное высказывание.

        1.Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

        2.Какова роль этого предложения в тексте?

        3.Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение).

        Сочинение по данным тезисам в форме их развёртывания и обогащения. 9 кл. (по тезисам Л.Ю. Николаева»Учись быть читателем») Изложение содержания с элементами сочинения с изменением финала 8 класс. (по тексту К.С. Шлемиха «Танкисты»)
        • Сочинение по данным тезисам в форме их развёртывания и обогащения. 9 кл.
        • (по тезисам Л.Ю. Николаева»Учись быть читателем»)
        • Изложение содержания с элементами сочинения с изменением финала 8 класс. (по тексту К.С. Шлемиха «Танкисты»)

        Презентацию составила:   Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Ксеньевка Могочинского района Мамонова Е.В.

        Презентацию составила:

        Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Ксеньевка Могочинского района

        Мамонова Е.В.


        Скачать

        Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

        Вебинар для учителей

        Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!