СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование культуры речи в рамках реализации коммуникативной компетенции  является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы»»

 «Развитие речевой культуры обучающихся на уроках

русского языка и литературы»

 

 

Наша эпоха — эпоха перемен. В настоящее время ведется становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Ввиду того, что понятие "культура речи" в современном обществе приобрело несколько размытый смысл, а требования рынка труда очень высоки относительно речевой культуры личности, то с недавнего времени в обиход был введен термин "речевая компетентность". Именно речевая компетентность на сегодняшний день и является той категорией, которая характеризует степень развития речи.  Главной задачей школы сейчас является развитие социально-активной личности.

 Постоянно растущие темпы обновления знаний приводят к непрерывному образованию.    Повышение качества образования является одной из важных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

     Формирование культуры речи в рамках реализации коммуникативной компетенции  является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому основательные коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.

     Исходя из концепции Л. С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений обучающихся является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения. Но стоит отметить, что мало развивать чисто практические умения в рамках реализации данной компетенции. Нужно, чтобы ребенок умел не просто говорить, строить предложения, связные мысли, но чтобы он также умел изъясняться культурно, сдержанно, тактично.

Начинать приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Надо, чтобы в урочное и внеурочное время обучающиеся осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – умение грамотно передавать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т. д. Именно на уроках русского языка и литературы:

·                     обогащается речевой словарь учащихся;

·                     совершенствуется важнейшая форма речевого общения – устная речь;

происходит развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

·                     происходит развитие коммуникативных умений;

·                     осуществляется включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;

·                     происходит углубление навыков по культуре общения.

Цель работы – изучить особенности формирования культуры речи обучающихся средней школы на уроках русского языка и литературы.

Предмет исследования – формирование культуры речи обучающихся на уроках.

Гипотеза: если развивать культуру речи на уроках русского языка и литературы, то у учащихся повысится уровень сформированности коммуникативных умений, уровень творческих способностей, уровень знаний по предмету, уровень развития мышления, разовьется собственный стиль речи и изменится отношение к языку в целом.

Исходя из цели, учитывая специфику предмета исследования, в его ходе решались следующие задачи:

установить степень разработанности исследуемой проблемы в трудах ученых, обобщить накопленный материал и дать ему методическую интерпретацию;

выявить принципы и методы формирования культуры речи у обучающихся среднего звена.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, диссеминация педагогического опыта, наблюдение, беседы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Практическая значимость заключается в том, что материал исследования может быть использован коллегами по специальности «русский язык и литература» при подготовке к урокам по литературе и русскому языку. 

 

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседника, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в двадцать первом веке журналисты, ученые, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? И Кто виноват? Почему не испытывают чувство стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными», на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, - один из путей, позволяющих овладеть мастерством художественного слова, сохранить культуру в широком и узком смысле слова.

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразна и неповторимо отразилась в русском языке, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Культура речи в ее традиционном понимании – это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникаций.

Одной из главных составляющих культуры языка являются выразительные средства языка. Знать их, уметь использовать их в речи во всем их структурном многообразии – к этому должен стремиться каждый носитель языка.

В последние десятилетия охрана природных богатств, здоровья народа являются приоритетными направлениями в политике. Охраняются и восстанавливаются памятники материальной культуры – часть духовного исторического наследия. Наш язык нуждается в таком же бережном подходе. Русский литературный язык нужно беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от стилистического снижения и штампов. Его надо оберегать от ненужных иноязычных заимствований, от разного рода неточностей и тем более – от ошибок и неправильностей, словом, от всего, что ведет к его оскудению и обеднению.

     Именно поэтому культура языка может и должна быть осмысленна в экологическом аспекте – как часть здоровой окружающей «речевой среды существования», освобожденной от ошибок и неточностей.

      Понятие культуры речи в лингвистике толкуется двояко. С одной стороны, это понятие используется для обозначения специальной науки и соответствующей учебной дисциплины (1), а с другой стороны – конкретного явления социальной и языковой действительности, являющегося предметом исследования этой науки.

1) Культура речи – это раздел языкознания (лингвистики), изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативно-регулирующая). Сопоставление разных форм устной и письменной речи, раскрытие норм литературного языка на всех уровнях языковой системы (произношение, ударение, грамматические конструкции, словоупотребление, строение словосочетаний и предложений) позволяют не только выявлять тенденции языкового развития, но и оказывать воздействие на этот процесс, способствовать реальному воплощению в речевой практике литературных норм, проводить целенаправленную языковую политику.

Основы будущей науки, занимающейся нормализацией речевой деятельности, закладывались на протяжении многих столетий. Так, древнейшие рукописные и печатные книги Киевской Руси уже хранили и закрепляли традиции письменности, а позднее отражали и особенности живой речи. Первые попытки сознательного формирования норм письменной речи относятся к XVIII веку, когда российское общество осознало, что отсутствие единства в написаниях затрудняет общение и создаёт множество неудобств. Теоретической нормализации русского языка в XVIII–XIX вв. предшествовала практическая деятельность по составлению грамматик, риторик и словарей, по описанию в учебных целях системы литературного языка, его норм и стилей. Важную роль в становлении науки о речевой культуре, о языковых нормах сыграли М. В. Ломоносов («Российская грамматика», «Риторики»: краткая и «пространная»), В. К. Тредиаковский («Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой»), А. П. Сумароков («О правописании»), А. Х. Востоков («Грамматика русского языка») и другие выдающие российские ученые.

2) Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения. Иными словами, под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Данное определение позволяет выделить 3 аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

1) Нормативный аспект предполагает соответствие речи тем требованиям, которые сформировались в данном языковом коллективе в определенный исторический период; он связан с правильностью, образцовостью речи, с соблюдением литературных норм произношения (орфоэпическая норма), ударения (акцентологическая норма), словоупотребления (лексическая норма), формообразования (морфологическая норма), построения словосочетаний и предложений (синтаксическая норма).

2) Коммуникативный аспект связан с отбором уместных и оправданных языковых средств в определенной ситуации общения, с осознанным использованием в речевой практике тех слов, словоформ и оборотов, которые в наибольшей степени соответствуют коммуникативной ситуации и отвечают целям общения. Этот аспект предполагает владение говорящим функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на прагматические условия общения.

3) Этический аспект культуры речи определяется знанием правил речевого поведения и умением их применять в конкретных ситуациях общения. Этот аспект культуры речи связан с понятием речевой этикет, под которым понимается разработанная система правил речевого поведения и речевых формул, используемых в определенных коммуникативных ситуациях.

В связи с этим двадцать лет назад Дмитрий Сергеевич Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие «экология» в необычном контексте – «экология культуры», «нравственная экология». Он писал: «… Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы».

В последние годы все чаще ставятся вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека, с определяющими свойствами его личности; экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры.

Из всего вышесказанного становится ясно, насколько актуальна эта проблема сегодня.

К сожалению, приходится констатировать, что окружающая современного школьника языковая среда, в которой практически отсутствуют примеры образцовых текстов на русском литературном языке (в том числе в средствах массовой информации), не только не способствует эффективности языкового образования, но и разрушает в сознании учащегося представление о литературном языке, как высшей, образцовой форме национального русского языка.

Сегодняшние школьники находятся в такой речевой среде, когда нет необходимости обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям, к текстам художественных произведений, составляющим золотой фонд мировой культуры. Всю нужную информацию они берут из «шпаргалок на каждый день», «готовых домашних заданий», «русской литературы в кратком изложении» и тому подобное.

Сказанное выше приводит к необходимости нового подхода к отбору материала для работы на уроках. В первую очередь подспорьем для учителя должны стать произведения русских классиков.

В стандартах нового поколения остается приоритетным совершенствование коммуникативных умений учащихся, углубление навыков работы с текстом, формирование речевой культуры, воспитание ответственного отношения к слову.

Необходимость развивать умение видеть совокупность всех изобразительно-выразительных средств языка, которые используются в тексте, классифицировать и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры, возникает при подготовке к государственной итоговой аттестации в девятом классе и при подготовке к единому государственному экзамену в одиннадцатом классе.

Основные качества речи:

·  Точность речи.

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.  Таким образом, точность речи определяется: - знанием предмета, - логикой мышления, - умением выбирать нужные слова.

·  Понятность речи.

Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. М.М. Сперанский (1772–1839) в   «Правилах высокого красноречия» подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей». Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.

·  Чистота речи.

Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете, на самом деле и др. Это производит очень неприятное впечатление на слушающего.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

·  Выразительность речи.

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т.е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней – начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным.

·  Богатство и разнообразие речи.

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией.

Воспитание чувства патриотизма является сегодня главной задачей для учителей и преподавателей. Речь, как зеркало, отражает мысли и внутренний мир говорящего, моральные ценности и взгляды, нравственность и патриотизм. Сегодня важная задача стоит перед учителями русского языка и литературы: воспитать речевую культуру, раскрыть учащимся выразительную силу нашего языка, его благозвучность, ритмичность, различия и богатства нашей интонации и т. д.

   Главная цель работы по развитию культуры речи учащихся — формирование личности, воздействие словом на его внутренний мир, воспитание ума и сердца учащегося, помощь ему в возможности ярко , выразительно, а самое главное - грамотно сообщить о своих взглядах и переживаниях, т.к. именно в речи человека проявляются его общая культура, богатство его личности. Учащимся необходимо объяснить, каких же полезных результатов можно достичь, развивая свою речь. Вначале это хорошая успеваемость по всем дисциплинам, а не только по русскому языку и литературе, т. к. умение чётко, ярко изложить хотя бы то, что знаешь, придаёт уверенность в себе, позволяет чувствовать себя равным среди равных.

Интерес – один из мотивов обучения. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина.

Целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование вначале осмысленных умений, а в последующем - речевых навыков.

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Коммуникативный смысл этой работы не только в том, чтобы сделать речь учащихся более точной, но воспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого конкретного случая языковые средства, особенно изобразительные.

Наукой накоплено немало данных о том, как усваивается звуковая сторона речи, как пополняется словарный запас детей. Надо отметить, что речь школьников изучена меньше, чем речь детей дошкольного возраста. В школе речь выступает как средство передачи знаний. Сталкиваясь с речью в ее различных функциях, учащиеся знакомятся с функциональными стилями и овладевают их элементами.

Обучение различным видам речевой деятельности

Известно, что примерно 70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Слушание - разновидность речевой деятельности, тесно связанной с устной речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь.

Слушание - это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.

Безусловно, умению слушать, как и говорить, учит ребенка прежде всего жизнь: еще до школы дети воспринимают (исполняют) речевые команды, отвечают на реплики собеседника, соглашаясь с ним или возражая ему, при этом чутко реагируют на интонацию высказывания.[1, с.267]

Чтение - один из видов речевой деятельности - заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т.е. пра­вильным озвучиванием текста, записанного в определенной графичес­кой системе, и умением осмыслить прочитанное.

Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются следующие: высокая скорость чтения (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гибкость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации. Восприятие текста и активная переработка информации - вот основные компоненты чтения. Следовательно, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности - важнейшая учебная задача, которую должен решать учитель русского языка.

Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи.

При определении содержания работы по развитию связной речи школьников учитывается, с какими коммуникативно-речевыми умениями и навыками приходят дети в школу.

Развитие культуры речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка. В результате проведенного исследования мы пришли к определенным выводам.

Известно, что хорошо развитая речь оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной грамотной речью.

В системе работы над развитием культуры речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды сочинений.

В нашей работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов.

Использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными. Таким образом, гипотеза, выдвинута нами в начале исследования, подтвердилась: развитие речи учащихся будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.

Современная система работы по развитию культуры речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.

Но важнейшими условиями успешной работы по развитию культуры  речи на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:

- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;

- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;

- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.

Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.

 

 

Список использованной литературы

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М.: «Просвещение»

  2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - М.: Академ А, 1999

  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с.

  4. Голованова Д.А., Кудинова Р.И., Михайлова Е.В. Русский язык и культура речи. Краткий курс. «Окей-книга», 2009

  5. Зеньковский В. Психология детства, М.: Академия, 1996. - 346 с

  6. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

  7. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

  8. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.-М.,1975

  9.  Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ.

  10.  Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1987.- 415 с.

  11.  Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, М.: Просвещение, 1986

  12.  Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969

  13. Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов средней школы Издательство: М.: Просвещение ,1992.-192 с




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!