МКОУ «Гимназия города Буйнакска»
Тема самообразования:
«Развитие речи учащихся на уроках литературы»
Подготовила учитель русского языка и литературы:
Абдуллаева З.А.
Тема, над которой я работаю, называется: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы».
Каждый педагог в процессе своей работы сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии. Важно, чтобы обозначенная проблема действительно была решена, а не завуалирована. Для этого необходимо найти корни ее возникновения или причины появления. Только устранив эти причины, можно говорить о решении проблемы. В нашей работе, учителей – словесников, всегда достаточно много проблемных вопросов. В данном докладе я выявлю наиболее значимые для меня и моих воспитанников, покажу, каким образом идет работа над выявленными проблемами.
В условиях современной жизни с ее также огромными проблемами и обилием негативной информации, принимая детей в пятом классе, невольно отмечаю то, что по уровню умственного развития и активизации мыслительной деятельности дети этого года уступают тем, с которыми работала лет пять
Чтобы понять причины этого, исследовала социальный статус семей своих учеников. Картина представилась следующая: 50% детей живут в неполных семьях; у 30% учеников пьющие родители; 30% детей из малообеспеченных семей; всего у двух детей родители имеют высшее образование, что свидетельствует о низкой учебной мотивации самих родителей (или вообще отсутствию таковой). Некоторые родители, не имея возможности заплатить за пребывание ребенка в детском саду, приводят его в первый класс совершенно не подготовленным ни физически, ни психологических. Именно в связи с этими причинами считаю одной из самых главных - проблему развития связной речи учащихся через активизацию мыслительной деятельности учеников, ведь «…речь, как лакмусовая бумажка: открыл человек рот – и вот он весь, как на ладони». Так как речь – это вид деятельности человека, связанный с использованием естественного языка в различных ситуациях для решения разнообразных задач и достижения различных целей, то основное назначение речи – это общение, передача информации. Но только ли? Поскольку участие речи в управлении поведением и психикой человека мы связываем с высшим уровнем его психического развития, то по разнообразию и развитости речи человека мы можем судить об общем уровне его развития .Ни один человек не может знать и употреблять в своей речи всех слов русского языка. Индивидуальная лексика (словарный запас) каждого человека весьма ограничена и примерно соответствует его запасу знаний. Между словарным запасом и познаниями человека есть взаимное однозначное соответствие. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление. А это в свою очередь ведет к ситуации успеха для ученика, положительной адаптации ребенка. Особенно показательна для оценки уровня общего интеллектуального развития человека его устная монологическая и письменная речь. Это определено тем, что эти два вида речи теснее всего связаны с мышлением и представляют собой устное и письменное изложение мысли. В речи человека выражаются индивидуальные особенности и общая культура его. О нем, как о личности, можно судить по тому, какие он выбирает слова и как их употребляет, соответствуют ли они ситуации, нормам речевого этикета. Д.С.Лихачев по этому поводу писал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Итак, первая проблема, над которой я работаю уже несколько лет, определена. Но если мы рассмотрим виды речи и остановимся на речи письменной, то выявится еще одна проблема в работе словесников – проблема орфографической грамотности (или безграмотности). Ведь для того, чтобы оформить свои мысли письменно, ребенок должен владеть знаниями орфографии, грамматики, синтаксиса, стилистики… А в наш век, когда дети перестали читать (при опросе детей и родителей: из 12 учащихся с желанием читают только 2, по принуждению еще 5, а остальные 58% не читают вообще) плюс ко всему перечень просмотренных кинофильмов оставляет желать лучшего. Вот и выделяется еще одна сопутствующая проблема – проблема орфографической грамотности .)
В современной школе существуют разные психолого - педагогические технологии, направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Особое внимание среди них заслуживает метод проектов, так как обеспечивает творческий подход к решению любой задачи. Это всегда творческий процесс, в центре внимания которого оказывается каждый ученик.
Использование проектной методики способствует развитию организаторских качеств участников проекта, объединению их интересов, выявлению детей, склонных к лидерству и организаторской деятельности. Растут самооценка и уверенность в себе. Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других.
В процессе работы над проектами участники учатся самостоятельному мышлению, самоорганизации, инициативе, развивают чувство интуиции. Увеличивается активность участников: они начинают больше читать, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать защищать свои идеи, самообладание. Таким образом, происходит развитие личности.
Хочу отметить, что использование проектной работы возможно в разноуровневых классах и группах. Она одинаково полезна и эффективна как для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных учащихся. Слабоуспевающие дети могут показать свои интересы, свое трудолюбие и свою полезность для группы, например, выполнив учебный проект, который будет использован в учебном процессе. Высокомотивированные дети в результате данной работы приобретают дополнительные знания, могут выполнить проект на высоком уровне и предложить одноклассникам дополнительный интересный материал или общественно значимое мероприятие, тем самым вовлечь всех учеников в активную деятельность и общение. Данная категория учащихся может разрабатывать темы, выходящие за рамки школьной учебной программы, а также выполнять исследовательские проекты, ориентированные на социальный интерес самих участников, требующих хорошо продуманной структуры.
Из практики можно сделать вывод, что проектная работа является большим стимулом в работе для учащихся, приводит к активному освоению русского языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации.
Работу над речью детей веду в несколько этапов, и это естественно, ведь речь пятиклассника и девятиклассника отличается существенно. Принимая детей в пятом классе, провожу диагностику на уровень развития познавательных процессов, определяю словарный запас ребенка, В конце года – повторно. Но окончательный результат работы, конечно, виден на экзамене в 9 и 11 классах.
После этапа диагностики перехожу к этапу планирования работы с каждым отдельно взятым ребенком с учетом принципов дифференциации и индивидуализации. У каждого своя карта развития в этом плане. У кого слабо развита память (слуховая, зрительная, двигательная…), с тем ребенком выстраивается работа в одном направлении; у кого проблемы с развитием внимания, тот получает задания по развитию этого познавательного процесса. Обязательно идет работа по развитию воображения, активизация которого просто необходима в подростковом возрасте, что, несомненно, связано с развитием речи ребенка.
По регламентации стандартов первого поколения, обучение как руководство предполагает: учитель передает определенные знания и управляет процессом их усвоения. Стандарты второго поколения подчеркивают, что учитель не только и не столько передает знания ученику, но самое главное - учит, как и где получить эти знания, то есть дает в руки механизмы получения знаний...
На своих уроках использую игровые технологии, учитывая возрастные особенности учащихся. Считаю, что игра как метод обучения, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений, а самое главное способствует развитию речи учащихся. Обращаюсь к игре часто, но знаю, что и здесь нужна своя мера.. Предлагаю детям такие уроки – игры и их элементы, как: путешествие «В гостях у разных частей речи», путешествия по орфограммам; урок - «Звездный час»; урок – «Калейдоскоп», турнир, кастинг и др..) .
На своих уроках стараюсь использовать ИК-технологии. С какой целью это делаю?
Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес.
Какую роль во всех этих процессах играет мышление? Что такое мышление, если мы ведем разговор о непосредственной связи его с речью? Это обобщенное и опосредованное отражение действительности. Мышление и речь взаимосвязаны, развиваются параллельно. В процессе мыслительных операций человек отражает общие свойства явлений и предметов, устанавливает закономерные связи между ними, раскрывает их сущность
В 5-6 классах на своих уроках оперирую понятиями, которые способствуют развитию образного типа мышления (в силу возрастных особенностей): при изучении рассказов, сказок, басен, былин, чтении текстов для диктантов и изложений ввожу обобщенное понятие о добре и зле, правде и лжи, хотя такие образы в конкретном виде, так сказать, «на ощупь», вообразить трудно, поэтому здесь идем от ощущений, формируя этим нравственное восприятие в том числе. Через различные технологии (например, игровые) ребенок учится анализировать свои поступки с точки зрения нравственности, формируется отношение к происходящему, и все это мы облекаем в речь.
В старших классах формируем самый сложный вид мышления – абстрактно- логическое (понятийное), оно отражает причинно- следственные связи, сущность явлений, которые не поддаются другим видам познания. Свою задачу вижу в регулярной активизации мыслительных операций, познавательных процессов путем использования необходимых для этого методов и приемов, учитывая возрастные особенности детей. Абстрактно- логическое мышление дает возможность подростку познать закономерности, предвидеть ход событий, объяснить суть явлений, изобретать и сочинять. Главное в процессе развития мышления – приучить думать, искать, доказывать, рассуждать, искать подтверждения, владеть умением предвидеть последствия своих действий, все это опять же облекая в слово. Ну а если мышление и речь тесно взаимосвязаны, то и задачи по их развитию и формированию похожи.
С точки зрения возрастной психологии в подростковом возрасте развитие речи идет не только за счет расширения богатства словаря, но и за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, во – первых, позволяет отражать окружающую действительность и, во- вторых, фиксировать определенный взгляд на мир.
Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие. Но мы прекрасно знакомы с проблемами языка в подростковых группах. Одна из таких проблем – сленг, языковая игра, отход от языковой нормы; это маска, карнавал, «вторая жизнь». Потребность подростка в скрытой от официальной речевой культуры форме существования объясняется психологией возраста – уйти от социального контроля в возрастную группу, сделать так, чтобы не путали с «другими», обособиться не только территориально, но и с помощью речи. Возникает особый тип общения, не допустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни («Все в кайф!», «А на фига?»…) В подростковом возрасте, помимо сленга, появляется также и мат. Использование матерных слов для подростка – это способ преодолеть социальные запреты на табуированные культурой слова. Именно подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся из- под прессинга предопределенного контроля речи.
Это, несомненно, проблемы. Нужно ли с ними бороться? У каждого на этот счет свое мнение.
Как я выстраиваю систему работы по развитию речи? Покажу на реальном материале алгоритм работы в данном направлении.
С 5 класса частично, затем в более старших классах регулярно практикую нестандартные формы урока, способствующие активизации мыслительной деятельности учеников: семинар, диспут, защиту проектов, уроки – исследования, уроки – конкурсы, концерты, лабораторные, урок- игру и др.. В процессе подготовки к такому уроку учащиеся 5 - 6 классов с помощью учителя или по специальному плану – алгоритму, а старшеклассники самостоятельно должны изучить определенный объем дополнительной литературы, выявить круг проблем по теме (например, «Роль прилагательных в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Сложные вопросы изучения наречия в школе» и др.), сформулировать свою точку зрения, уметь оперировать изученными понятиями для доказательства своей точки зрения, продумать и логически выстроить ответ, не упустив главного. Подготовка к таким урокам начинается за 2-3 недели. В период подготовки постоянно оказываю направляющую помощь, создаю ситуацию успеха для каждого (задания продумываются индивидуально и дифференцированно для каждого ученика, исходя из его способностей и уровня развития). Часть вопросов может быть дана для коллективной работы, группа подбирается с учетом совместимости (диагностика проводится заранее: социометрический тест). Ученик должен уметь совместно трудиться, то есть согласовывать и координировать свои действия с другими членами группы, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива, учитывать особенности различного ролевого поведения (лидер, подчиненный). Для этого работа строится в группах, в парах.
С 5 класса начинаю работу по формированию устного монологического высказывания на заданную лингвистическую (русский язык) и литературную (литература) темы. Методика работы над речью в этом направлении полностью оправдывает себя по результатам диагностики; здесь предполагается и опережающая домашняя подготовка ( в том числе и с родителями), и работа по индивидуальным заданиям, и др. Образец ответа регулярно звучит на уроке (на уроке литературы используем для этого и фонохрестоматию). План – схема устного монологического ответа есть у каждого ученика. Не менее важным в этой работе считаю не только умение высказаться по предложенной теме и отстоять, если возникает необходимость, свою точку зрения, но и умение выслушать точку зрения коллеги по общению, а иногда и проанализировать высказывание товарища. Учимся анализировать высказывания участников общения, где рассматриваются следующие моменты: логика ответа, полнота, четкость изложения материала, эмоциональность, соответствие теме и другое.
Идет постоянная работа со всевозможными словарями как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Как здесь строится работа? В 5 классе рассматриваем образец знакомства со словом, рассказываю о строении словарной статьи, затем самостоятельно дети по очереди знакомят одноклассников с новыми словами по плану: дается толкование лексического значения слова, определяется грамматическое значение слова, самостоятельно (обязательное условие) учащиеся вводят слово в контекст, в более старших классах ребята рассказывают историю появления слова (рассматривают с точки зрения этимологии), подбирают синонимы, антонимы, если это возможно.
Затем задания усложняются: по лексическому значению дети должны суметь назвать слово, здесь же для привития интереса к предмету и активизации мыслительной деятельности учащихся используем кроссворды, игры, викторины, которые составляют и сами ребята в том числе.
Самая сложная работа – комплексный анализ текста. Начинаю эту работу с 5 класса частично, а с 7 класса уже ввожу в постоянную практику.
Дети с более высоким уровнем развития, в том числе и с более высоким уровнем притязаний, получают, как правило, задания повышенной сложности, основанные на самостоятельном получении знаний и применении их на практике. Здесь использую такие формы работы по развитию речи: конкурсы риторов, пятиминутки- высказывания на одну тему и др..
Здесь же провожу ролевые и деловые игры, тренинги, с ребятами создаем поведенческие ситуации разного порядка, но самое главное –общаемся, чего детям в нашей стремительной жизни просто не хватает. Этому творческому объединению дети отдают 100%-ное предпочтение. Ведь не секрет, что наши дети перестали мечтать по – детски, они мечтают по – взрослому, они мечтают мечтами пап и мам, это в лучшем случае; они мечтают мечтами «дяденек с пистолетами» из боевиков (из анкет пятиклассников: «хочу быть киллером», «хочу быть богатым и не учиться», «хочу жить красиво и не работать» и др.). На моих уроках и на занятиях в творческих объединениях учу детей мечтать по – детски, радоваться каждому дню, находить интересное в повседневной жизни, уметь рассказать об этом и выслушать другого. Эта работа каждодневная и не может быть стихийной, она кропотливая, но результаты оправдывают затраченные усилия.
Формы предъявления проектов могут быть разными от открыток, стенгазет, альбомов, мультимедийных презентаций до объемных докладов, рефератов, разработок мероприятий и прикладных общезначимых проектов.
Тема моего доклада»: «Развитие речи на уроках русского языка и литературы».
Главная задача здесь – не навредить, помочь ребенку в процессе урока на протяжении многих лет взаимодействия в решении его жизненных проблем, обрести смысл жизни, помочь личностному росту, осознаваемому на этом жизненном этапе как достижение успехов в учении, общественной и личной жизни, сохранении здоровья (психологического, физиологического) и индивидуальности.
В связи с этим своим педагогическим принципом (кредо) считаю следующее: «Хорош не тот учитель, который учит, а тот, у которого дети учатся». И добавлю: «С желанием».